В редакцию ИА REGNUM поступило открытое письмо, под которым стоят подписи более ста журналистов Самарской области. Письмо адресовано Фонду защиты гласности и организации National Endowment for Democracy. Приводим текст письма полностью:

"Мы, работники СМИ Самарской области, обескуражены и возмущены появлением книги некоего Р. Горевого "Дело № 13. Убийства журналистов в Тольятти", утвержденной к печати редакционным советом Фонда защиты гласности.

Возмущены тем, что книга, претендующая на жанр независимого расследования, сплошь пронизана, мягко говоря, неточностями. А если называть вещи своими именами - ложью.

Автор книги, явно не имея представления о жизни в городе Тольятти и работе местных СМИ, берется строить версии и делать выводы, основанные на изначально непроверенной информации. Так, чуть ли не ключевая версия убийства первого главного редактора независимой газеты "Тольяттинское обозрение" Валерия Иванова строится на якобы владении им акций телекомпании "Лада ТВ". Автор пытается увязывать это с ранее совершенным убийством генерального директора телекомпании Сергея Иванова и трагической гибелью главного редактора Сергея Логинова, который также никогда не являлся акционером Лада ТВ. Однако г-н Горевой даже не удосужился проверить информацию, чтобы понять всю несостоятельность данной версии. Всем в Тольятти известно о том, что Валерий Иванов никогда не владел ни одной акцией телекомпании "Лада ТВ". Этот факт подтверждается справкой держателя реестра акционеров ЗАО "Лада ТВ". Отсюда следует, что все вытекающие выводы и версия г-на Горевого лишь плод его фантазий. Вместо реального расследования.

Еще одним недостоверным утверждением автора является то, что "тираж издания (газеты "Тольяттинское обозрение". - Прим.), расходившегося через розничную сеть, достигал 100000 экземпляров..." Однако на самом деле максимальный тираж газеты, распространяемый в розницу и по подписке, составлял 33000 экз. Для того чтобы удостовериться в этом, достаточно было сделать официальный запрос в редакцию или хотя бы побеседовать с нынешним руководством издания и его коллективом, чего автор не удосужился сделать.

Наравне с этим чистым вымыслом автора книги можно считать рассказ о том, что за несколько месяцев до убийства редактор "ТО" Алексей Сидоров (сменивший на этом посту В. Иванова) "тщетно пытался найти желающих купить газету". Кроме того, некомпетентность автора подчеркивают оценки стоимости региональной раскрученной газеты. Если бы г-н Горевой проконсультировался с журналистами и владельцами медиа-активов Самарской области, то наверняка бы осознал, как несведущ в вопросах развитости СМИ в нашем регионе. Однако более обескураживает другое обстоятельство: автор предполагает, что сумма, предложенная за газету, не устраивала Сидорова ввиду "финансовых нужд" принадлежащих ей фирм. При этом, как уже водится, он не удосужился уточнить, что данные фирмы прекратили свое существование задолго до убийства второго редактора "ТО". И, наконец, Алексей Сидоров никогда не являлся владельцем даже доли акций издателя газеты и поэтому не мог заниматься "тщетным поиском их покупателей".

И это только ряд деталей, которые позволяют нам говорить о том, что автор книги не имеет представления о рынке тольяттинских и региональных СМИ. О том, что он не удосужился даже вникнуть в происходящие процессы. О том, что он не имеет представления о статьях и истории "ТО", о людях стоящих за созданием газеты и работающих в ней по сей день. О каком расследовании тогда может идти речь? И кто в этом случае дал право автору делать выводы, что журналисты не ведут расследование гибели своих коллег?

В этой связи мы, журналисты СМИ Самарской области, обескуражены тем, что данная книга вышла под эгидой Фонда защиты гласности и лично его президента Алексея Симонова. Человека и организации, без вмешательства которых убийство Алексея Сидорова, несомненно, навсегда осталось бы "бытовым преступлением", о чем так мечтали правоохранительные органы. И доказать фальсификацию уголовного дела удалось лишь благодаря гигантским совместным усилиям - потерпевшей стороны, Фонда защиты гласности, постоянного и пристального внимания мировой, федеральной и региональной прессы.

Но все эти усилия перечеркнуты одним росчерком пера, подписавшим в печать книгу "Дело № 13. Убийства журналистов в Тольятти", насыщенную недостоверными сведениями, необоснованными версиями и выводами, вышедшими в свет с подачи серьезной и именитой общественной организации. Причинившую боль в первую очередь родным и близким, а также коллегам погибших журналистов.

Именно поэтому мы считаем подобное псевдорасследование недопустимым. Оно не делает даже маломальского шага, дабы приоткрыть тайну трагической гибели шести работников тольяттинских СМИ. А поэтому у нас возникают предположения, что издание данной книги имеет под собой лишь коммерческую подоплеку. Но неужели ради этого уважаемая и именитая организация "Фонд защиты гласности" готова пожертвовать честью и достоинством людей, которые отдали жизнь во имя гласности?

Стоит напомнить, что в 2002 году Валерий Иванов был посмертно удостоен премии Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство". В честь него Самарское отделение союза журналистов России учредило именную премию "С открытым забралом" за лучшее журналистское расследование.

А сейчас мы уверены, что имена наших погибших коллег незаслуженно и намеренно очернены автором и издателем книги "Дело № 13. Убийства журналистов в Тольятти". Ее появление легло пятном на профессию журналиста.

В этой ситуации журналистское сообщество Самарской области не может оставаться безучастным.

В связи с этим мы требуем, чтобы

Фонд защиты гласности признал сведения, содержащиеся в книге "Дело №13. Убийства журналистов в Тольятти", не соответствующими действительности;

принес извинения родным, близким и коллегам погибших тольяттинских журналистов;

Фонд защиты гласности пользовался в своей работе и издательской деятельности завоеваниями гласности, которая подразумевает не только свободу слова, но и ответственность за сказанное."