Справка: Владимир Папава - доктор экономических наук, профессор, с 1991 года возглавляет Институт экономики Академии наук Грузии. С 1994-2000 гг. был министром экономики Грузии, с 1997 года член-корреспондент Академии наук Грузии. Состоял в оппозиции к президенту Шеварднадзе. Активный участник "революции роз". Является исследователем фонда стратегических и международных исследований Грузии, заведующим кафедрой макроэкономики тбилисского государственного университета, заместителем председателя финансово-бюджетного комитета парламента Грузии.

ИА REGNUM: Г-н Папава, будучи свидетелем и активным участником "революции роз", какие параллели Вы можете провести в процессе реформирования грузинской экономики до и после власти Шеварднадзе?

Шаги, которые предпринимались в период моей деятельности в правительстве, и нынешние меры нельзя воспринимать однозначно. И тогда, и сейчас есть сдвиги и ошибки. Когда меня и моих коллег пригласили в министерство в 1994 году, в Грузии была гиперинфляция, которая в месяц достигала 50-70%. Спад производства в 1994 году по сравнению с 1989 годом увеличился более чем в 3 раза. У нас была временная валюта - грузинский купон, которой переживал девальвацию - мы ввели купон в 1993 году, а уже в 1994 году один долларов стоил более 5 млн. купонов, так что все мы стали "миллионерами". Грузинский рынок вообще не воспринимал купонов, на них можно было купить лишь хлеб, который производили государственные предприятия, и оплатить проезд на общественном транспорте - вот, пожалуй, и все. Во всех остальных сферах купоны не действовали. Таким образом, самым серьезным нашим достижением того периода считается остановка гиперинфляции и обесценивания купонов, а также экономический рост, зафиксированный по итогам 1995 года.

В 1995 году нам удалось осуществить денежную реформу, мы ввели в обращение грузинскую национальную валюту - лари. Все начиналось успешно, и уже в 1996-1997 гг. годовой рост ВВП достигал 11%. С конца 1998 года реформы в Грузии приостановились, поскольку в 1998 году на нашу экономику крайне негативно повлиял российский дефолт. И тогда, и сейчас Россия является первым торговым партнером Грузии, и, неудивительно, что кризис российской экономики вывел из строя наши предприятия, связанные с российским рынком.

С 1999 года я чувствовал себя в правительстве абсолютно лишним, поскольку здесь начали применяться коррупционные сговоры между различными структурами. Реформы приостановились. Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию с этой точки зрения, то конечно, наряду с минусами, можно заметить большие плюсы. Наследство, которое досталось постреволюционному правительству, оказалось крайне тяжелым. Только задолженностей пенсионерам накопилось на сумму порядка 350 млн. лари, а это около трети годового бюджета. Размер пенсии составлял порядка 7-8 долларов в месяц, да еще и не выплачивался. Таким образом, постреволюционному правительству пришлось решать фантастическую задачу, и им это удалось. Они практически за один год покрыли всю эту задолженность. За один год налоговые сборы удалось увеличить в полтора раза. Удалось также увеличить пенсии на 100%. Закрыть на все это глаза - было бы ошибкой. Также считаю положительным моментом, что правительством принят новый Налоговый кодекс. Снижены налоговые ставки, расширены возможности для развития бизнеса. Что касается ошибок, то они допускаются, прежде всего, из-за неквалифицированности некоторых представителей правительства. По той же причине ломаются целые институты. Зачастую опытным кадрам приходится оставлять должности, на их место приходят молодые. Я ничего не имею против молодежи, но им же надо расти. И когда рядом с ними нет опытных работников, то это чревато серьезными проблемами.

ИА REGNUM: Чего больше - плюсов или минусов - у проводящейся в Грузии приватизации?

Прежде всего, я не согласен с формулировкой - распродажа страны. Это популистская терминология. Приватизация - это переход в частные руки того, что до этого принадлежало государству. Для привлечения в страну технологий, необходимо сначала привлечь серьезных инвесторов. Я являюсь приверженцем расширения частного сектора. Считаю, что объекты, которые стоит оставить в государственной собственности, должны пересчитываться по пальцам. Тогда и коррупции будет меньше, и эффективность производства будет расти. В этом плане я поддерживаю шаги правительства. Хотя, не всегда все делается четко и ясно. Стоит вопрос о прозрачности процесса приватизации и компетентности чиновников. Вот на днях наше правительство радостно сообщило, что удалось продать грузинское морское пароходство какой-то иностранной фирме. А потом выяснилось, что такой фирмы, которая победила в конкурсе, в природе вообще не существует. И поэтому пришлось договариваться с другой фирмой - вот вам налицо некомпетентность. И это неудивительно, когда министром финансов был физик, а министром экономического развития - биолог. Наверное, наличие у человека миллионов дает ему право думать, что он умнее всех. Ошибкой является идея упразднения антимонопольного регулирования, что осуществляется по инициативе г-на Бендукидзе. Элементарно, конкуренция создает монополию, фирмы могут стать монополистами. И все это упразднять, на мой взгляд, примитивный подход. Знаете, на что это похоже? Если у человека болит голова, то самый короткий способ избавить его от головной боли - отрезать больную голову. Я ничего против Бендукидзе не имею, это не тот случай, когда богатые тоже плачут. Но зачем использовать примитивные модели управления, согласно которым модель с наименьшим количеством сотрудников считается лучшей. Уже давно доказано, что не всегда маленькое правительство обходится государству дешевле.

ИА REGNUM: Согласно недавнему заявлению премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели приоритетами правительства является экономическое развитие страны и создание рабочих мест. На Ваш взгляд, стоит ли ожидать интенсивного решения этих задач?

Знаете, легко бросаться идеями и лозунгами. Но правительству нужна программа, которую мы могли бы оценить. У нас, по-прежнему, существует закон об индикативном планировании социально-экономического развития страны. Он регулирует процедуры и те индикаторы, по которым необходимо проводить реформы. И такой документ утверждался каждый год как план действий для правительства. В свою очередь новое правительство решило вообще упразднить этот закон. Отвечая на вопрос, могу сказать - я желаю для своей страны самого хорошего, но как этого достичь, не знаю, поскольку плана или стратегии, написанной на бумаге или в электронной версии, не существует. Есть программа по борьбе с бедностью, утвержденная бывшим президентом Шеварднадзе. Но она устарела - сегодня она как бы полуживая и полумертвая одновременно. Новому правительству необходимо ее обновить.

ИА REGNUM: Какой сравнительный анализ можно провести при параллельном рассмотрении опыта развития экономики Грузии и других закавказских стран - Армении и Азербайджана?

Экономика Грузии отличается от экономики Азербайджана, в первую очередь тем, что у Азербайджана есть нефть и газ, а также иные экономические основания для развития. Грузия пребывает в серьезном энергетическом кризисе. Вместе с тем, обе эти страны являются частью большого транспортного коридора, поэтому с экономической точки зрения они не конкуренты, а партнеры и нуждаются в обоюдном развитии. Грузия и Азербайджан фиксируют примерно одинаковые темпы роста и сопоставимый размер ВВП. Кроме того, Азербайджан и Грузию связывает то, что обе страны потеряли свои территории. В этом отношении особняком стоит Армения. Ведь создается феномен беженцев, который создает нагрузку для государства. Потерянные территории, которые являлись составляющими экономики, перестали быть таковыми. Для Грузии этот потеря потенциала сферы туризма.

Если брать темпы экономических реформ, то в этом отношении Азербайджан сильно отстает, наверное, потому, что нефть и газ создают возможность для развития экономики в более консервативном режиме. В Армении и Грузии проводились более радикальные и широкомасштабные реформы, в этом плане эти страны можно сравнивать. К 1995 году Армения опережала всех по объемам экономических реформ, в следующие годы ее место заняла Грузия, а после 1998 года явным лидеров вновь стала Армения. Проведение в Грузии реформ, связанных, прежде всего, с революционными изменениями, особо выделяют нашу страну. Учитывая все те демократические преобразования, которые проводятся в Грузии, она на сегодняшний день является более продвинутой страной, чем ее соседи. Хотя еще раз подчеркиваю - ВВП, уровень бедности, уровень экономической свободы у трех стран практически тождественны.

ИА REGNUM: Какие можно сделать прогнозы в плане среднесрочного экономического развития этих трех стран?

Как я уже отмечал, у Грузии и Азербайджана есть общие интересы - транспортный коридор, транспортировка энергоресурсов. Все это создает очень хорошие предпосылки для кооперации, в частности, для создания зон свободной торговли. С другой стороны, Армения крайне заинтересована в беспрепятственном выходе к Черному морю, и, конечно, в этом плане сотрудничество Грузии и Армении весьма перспективно. Тем более, что Армения в свою очередь является коридором для Грузии, связывая ее с Ираном. С экономической точки зрения кооперация здесь очень реальна и перспективна. Главное, чтобы демократические преобразования и экономические реформы в трех странах региона протекали в правильном направлении. Мы заинтересованы в быстром и стабильном развитии наших соседей. А если будет создана соответствующая стратегическая программа, то успех будет гарантирован.

ИА REGNUM: Каково Ваше отношение к формату СНГ и участию Грузии в экономических проектах в рамках этой структуры?

Самой глобальной экономической организацией в мире является Всемирная торговая организация (ВТО) со своими правилами игры. Когда страна становится членом этой организации, она берет на себя определенные обязательства. Какова ситуация в СНГ... Три страны - Киргизия, Грузия и Армения уже являются членами ВТО. Вопрос вступления России в ВТО тоже перестает быть теоретическим. Поэтому, я считаю, что сегодня любые торговые отношения не должны выходить за рамки ВТО. Быть частью более глобального торгового объединения - дает большие преимущества. Как-то Путин заявил о том, что различные межгосударственные структуры создавались для интеграции, а СНГ - "для цивилизованного развода". СНГ оказалась успешной структурой именно в этом ракурсе. Если страны действительно хотят объединиться, то, в конечном итоге, это желание перерастает в создание структуры, подобной Европейскому Союзу, но никак не СНГ. Я не сторонник демонтажа, но, по всей видимости, сейчас не время СНГ. Цель Грузии - стать частью Европейского сообщества - это мечта, а СНГ мешает ее воплощению. Для России в этом контексте тоже встают определенные вопросы - захочет ли Россия стать членом ЕС и сможет ли она ею стать? А это имеет непосредственное отношение к кооперации в рамках СНГ. Как отметил однажды Чубайс, Россия, такая большая, что в ЕС она просто не вместится. Этой стране необходимо развивать свою концепцию. И именно из-за своих размеров, Россия, вероятнее всего, пожелает удержать Содружество вокруг себя. Развалить СНГ будет для нее ошибкой - это, как минимум, формат встреч для первых лиц приграничных государств. Но с другой стороны необходимо учитывать - сейчас не время СНГ, сейчас время других, более интересных структур. Участие в таких структурах - это весомые преимущества и гарантии.

ИА REGNUM: Каково Ваше отношение к наращиванию российского присутствия в Закавказье, в частности, посредством РАО "ЕЭС" и "Газпрома"?

Я без всякой предвзятости отношусь к российскому капиталу. Он должен присутствовать в экономике Грузии, и это хорошо. Но я против того, чтобы капитал какой-то одной страны доминировал. Грузия - маленькая страна, и вместимость в ее экономике иностранного капитала тоже ограничена. Мы должны завлекать не только российских инвесторов, но и казахских, украинских, не говоря уже об американских. Одним словом, всех тех, кто приносит пользу. Что касается РАО... 1 октября 2003 года в "Независимой газете" была опубликована очень интересная статья г-на Чубайса о создании либеральной империи. Он подчеркивает, что Россия должна возродить былое влияние вокруг себя, но уже не путем оккупации, а используя экономические рычаги, становясь собственников капитала этих стран, и, прежде всего, в энергетическом секторе. И, конечно же, присутствие РАО в регионе является реализацией этого сценария. О создании подобной либеральной империи в некоторых своих выступлениях говорил и Путин. Так что это открытая доктрина. Как я могу к этому отнестись... Конечно, отрицательно. Мои российские коллеги спросили меня - почему вы не обращаете внимания на слово "либеральный", на что я задал ответный вопрос: "а почему Вы не обращаете внимания на слово империя?". Поэтому, исходя из этого, я считаю, что мы не должны позволить "Газпрому" закупить грузинский магистральный газопровод. К сожалению, из-за Абхазии и Южной Осетии отношения между Грузией и Россией здоровыми не назовешь. Это основной фактор и серьезная проблема. Рассмотрим хотя бы вопрос газопровода... Через него газ получает не только Грузия, но и Армения. А Армения, как известно, является стратегическим партнером России. А для нас что важно? Если Россия прекратит подачу газа в Грузию, то, по крайней мере, она будет платить за транзит газа в Армению - поскольку газопровод-то наш, и платить нужно будет именно газом. А после приватизации газопровода мы этот рычаг просто потеряем. России надо сделать лишь небольшой шаг, и она будет иметь большого друга и партнера в лице Грузии. И этот шаг должна сделать именно она, потому что шаг "большого" всегда заметен. Многие просто интуитивно ожидают от России чего-то хорошего, но это хорошее все никак не настает.