Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 28 апреля 2005

Красноярск, 28 апреля 2005, 14:18 — REGNUM  

"Заранее готовили побег?".

(Российская газета. 28.04.05 Андрей Кульчицкий)

За информацию о пропавших мальчиках заплатят 100 тысяч рублей

ГУБЕРНАТОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН ПООБЕЩАЛ ЗАПЛАТИТЬ СТО ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ТОМУ, КТО УКАЖЕТ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ПРОПАВШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЛИБО ПРЕДОСТАВИТ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ РЕАЛЬНО ПОМОЖЕТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ В РОЗЫСКЕ.

Причем, как пояснили в краевой администрации, обещанную награду губернатор заплатит из своих личных средств. Между тем масштабы поисков пяти красноярских школьников, пропавших 16 апреля, расширяются изо дня в день. В состав специально созданного для этого штаба введен представитель Департамента уголовного розыска МВД РФ. Как пояснили корреспонденту "РГ" в ГУВД Красноярского края, это связано с отработкой версии о том, что ребята находятся за пределами региона. Специалист из Москвы отвечает за координацию работы по розыску с правоохранительными органами соседних субъектов Федерации. В самом Красноярском крае в очередной раз милиция начала проверку дачных массивов. Блюстителям порядка необходимо проверить более трехсот тысяч дач. В среду МЧС выделило катер для обследования береговой полосы и островов на Енисее. А вот от вертолета пока пришлось отказаться - в Красноярске объявлено штормовое предупреждение.

Не остались в стороне и городские власти. Мэр Красноярска Петр Пимашков распорядился привлечь к поиску школьников все муниципальные организации города. Работники городских коммунальных служб займутся проверкой всех теплотрасс в Красноярске. А с сегодняшнего утра (то есть с утра четверга) на поиски выйдут чиновники Октябрьского района краевого центра. Десять поисковых групп, по десять человек каждая, прочешут район Лысой горы.

Следствие продолжает отрабатывать все версии пропажи детей. Напомним, основными считаются: самовольный уход из дома, похищение и несчастный случай. В то же время первый заместитель начальника ГУВД Игорь Митрофанов заявил журналистам, что из разговоров с одноклассниками и детьми, знакомыми с пропавшими подростками, удалось почти со стопроцентной гарантией.

"100 000 за информацию о детях".

("Красноярский рабочий", 28.04.05)

Губернатор края Александр Хлопонин на поиск пропавших детей из своих личных средств выделил сто тысяч рублей.

Вознаграждение получит тот, кто укажет местонахождение пятерых детей, пропавших в Красноярске 16 апреля, либо предоставит информацию, которая реально поможет правоохранительным органам в розыске. По сообщению пресс-службы ГУВД края, генерал-майор Александр Горовой обратился к мэру Красноярска Петру Пимашкову с просьбой задействовать в поисках ребятишек коммунальные службы и получил "добро". Сегодня только в Красноярском крае с 7 утра до 2 часов ночи поиском занимается более 1000 сотрудников правоохранительных органов, работники водоканала и ЖКХ, подразделения МЧС, оснащённые вертолётом. В Красноярск для того, чтобы координировать действия всех ведомств, прибыл специальный представитель уголовного розыска МВД РФ.

"Добрые олигархи".

("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 28.04.05, Иван Потапов)

Краевая администрация добилась от финансово-промышленных групп роста налогов.

Сумма сверхплановых налоговых доходов от деятельности крупнейших корпораций на территории Красноярского края в 2004 году составила более 3,7 миллиарда рублей, заявил на недавней коллегии главного финансового управления вице-губернатор Александр Новак. Эксперты называют эту сумму знаковой: напомним, два года назад "ЮКОС" увел из нашего региона примерно такую же сумму в оффшорную зону. Таким образом, можно констатировать - в отношениях ФПГ и местной власти произошел коренной перелом.

По словам начальника главного финуправления, налоги платятся потому, что администрация и олигархи работают в рамках долгосрочных соглашений. Напомним, документы о сотрудничестве губернская управа подписала с руководством "Норильского никеля", СУЭК, "Русского алюминия", РАО "ЕЭС России", "Роснефти" и "Евразхолдинга". Финансовый объем такого договора между властью и ФПГ может колебаться от 1-2 до 15 миллиардов рублей в год, а это значит, что краевой бюджет почти на три четверти наполняется именно промышленными группами. Кроме того, за минувшие полтора года компаниями не применялись схемы по выводу налоговой базы за пределы края. А это значит, что с олигархами удалось надежно договориться. Но только ли за счет упомянутых документов?

Утверждают, что главную роль здесь играет фактор политического переустройства общества, затеянного президентом Путиным. Вряд ли одна только местная власть смогла бы настроить крупную ФПГ с оборотом в 10 миллиардов долларов, как некогда "ЮКОС" или ныне "Русский алюминий", на своевременные платежные поручения. Эксперты агентства "Новый Регион", например, считают, что в ближайшие годы в России неизбежен передел региональных сфер влияния между крупным бизнесом. Очевидно, зависла гигантская "зона "ЮКОСа", которую могут разобрать несколько игроков. Не решена, кстати, и судьба "Славнефти". Прекратили существование оффшорные зоны, которыми пользовались крупные компании ("ЮКОС" - в Мордовии, "Сибнефть" - на Чукотке и другие).

Больше всех от "регионального передела" может выиграть питерский или просто самый лояльный к Кремлю бизнес. Банковские группы питерского происхождения уже начинают превращаться в полноценные финансово-промышленные. "Газпром" из компании, которая есть везде и которой нет почти нигде (в плане политико-экономического доминирования), может реально стать хозяином многих регионов. Одно только поглощение "Роснефти" означает мощный прорыв на Дальний Восток, да и Сибирь привлекает растущее внимание газовой монополии. Приобретение "Газпромом" прибыльных производств в химической промышленности также позволяет развернуть экспансию. Очень большое влияние на "региональный передел" окажет приватизация электроэнергетики, которая даст возможность воздействовать на местные власти и особо энергоемких олигархов. Тот же "Газпром" имеет отличные возможности, чтобы начать влиять на регионы не только через газовую заслонку, но и через рубильник.

Большим подарком питерским группам станет и переход к назначению губернаторов: одним из условий назначения будет оказание поддержки тем или иным игрокам родом из второй столицы. Что касается политики, то главным итогом все-таки будет изъятие политической власти в регионах в кремлевскую собственность. Экономическое доминирование компаний отчасти останется нынешним, но может сильно измениться в связи с переходом крупных производств в другие руки, более надежные, с точки зрения Кремля.

Краткий исторический экскурс показывает, что по мере формирования крупных российских ФПГ страна потихоньку стала делиться на сферы влияния олигархов. Вслед за приватизацией региональной собственности пришло и желание взять в свои руки региональную власть. Отношения между региональными элитами и олигархами стали одной из любимых тем для аналитиков. Далее от этапа "колониализма" мы перешли к этапу "империализма", когда раздел страны на сферы влияния в целом закончился и в регионах начались ожесточенные межкорпоративные войны. На этом этапе исчезла однозначность при ответе на вопрос, кому принадлежит тот или иной регион. Во-первых, ведущие ФПГ стали прибирать к рукам менее крупные предприятия в самых разных регионах, и практически везде возник полицентризм олигархического влияния. Во-вторых, в игру вступил Кремль, заявивший о своих эксклюзивных правах на регионы как на его собственное имущество. А также о своем праве передавать это имущество в аренду политически более лояльным олигархам.

Для многих российских регионов характерно наличие лидера - крупнейшего бюджетообразующего предприятия. Как правило, это крупное производство экспортного сырья и продукции первого передела. Как ни банально, нефть оказалась началом всех начал при решении проблемы экономического выживания регионов. Даже те регионы, где нефти немного, например Поволжье и Кавказ, оказались в зависимости от нашего главного валютного товара. А те, кто получил эту нефть в собственность, стали капитанами региональных экономик. Поэтому наиболее значимые региональные сети олигархического влияния устроены по простому принципу: добыча, переработка, крупный сбыт. К нефти и природному газу добавились черные и цветные металлы - вторая группа прибыльных товаров. В итоге главные хозяева регионов сегодня -это нефтяники, газовики и металлурги. Где их нет, там регионы иной раз и вовсе оказываются бесхозными либо используются олигархами в качестве налоговой гавани или политического "убежища".

Еще недавно мы говорили бы о третьем мощном игроке - группе Михаила Ходорковского. "ЮКОС" располагал одной из лучших в России сетей регионального влияния. В нее входит ключевой поволжский центр (Самарская область), хотя в целом в Поволжье сильнее "ЛУКОЙЛ". Но еще важнее тот факт, что "ЮКОС" уверенно продвигался в Сибирь и уже почти вышел к Тихому океану, но тут произошли известные события, и "сибирские первопроходцы" были остановлены прокуратурой. Если бы не эти события, то мы бы утверждали, что под контролем "ЮКОСа" находятся Томская область и Эвенкия, в значительной степени - Красноярский край, Иркутская область, Якутия, с тенденцией к дальнейшему расширению географии влияния на востоке за счет построения сбытовых сетей и приобретения мелких производств. Однако сейчас вся региональная клиентела "ЮКОСа" рухнула. Примечательный пример из другой части России: в Воронежской области, которая входит в исторически самую первую сбытовую сеть "ЮКОСа" (юг Центральной России), собираются принять решение о новом поставщике ГСМ.

Вообще, понятие "регион - корпорация" в последние годы сильно размывается. Наши ФПГ все чаще становятся многопрофильными, а это позволяет сделать региональную экспансию на порядок более разветвленной. ФПГ может проникать в глубь ключевого региона разными тропами.

Многопрофильное облегчает и расширение географии влияния. В регионе часто есть явный лидер, но при этом становится все больше других влиятельных игроков, пусть владеющих не самыми крупными предприятиями. Если крупные активы разобраны, можно, в конце концов, вкладывать деньги в сельское хозяйство и футбольные клубы, как это делает Олег Дерипаска в стратегически важном Краснодарском крае. Или, как поступил его более удачливый конкурент в борьбе за Красноярск Владимир Потанин, развивать новое прибыльное направление - добычу золота - и за счет этого занимать командные высоты, например, в Магаданской области, тесня питерскую группу "ИСТ".

Сегодня многие ФПГ продвигают свои интересы в регионах через предприятия "второго эшелона". Это еще не означает их лидерства: все дело в соотношении сил. Например, Дерипаска уступает Потанину по влиянию в Красноярске, но зато в Хакасии, где, кроме алюминиевого завода, крупных производств нет, оказывается вне конкуренции. Стоит ФПГ ослабеть, как ее влияние перестает учитываться. Это видно по "юкосовским" регионам: в Самарской области на первые позиции вновь выходит группа АвтоВАЗа, которую представляет нынешний вице-губернатор Сергей Сычев (его предшественник был "родом" из "ЮКОСа"). Однако влияние ФПГ в большинстве регионов выглядит сейчас весьма распыленным.

Но иногда ресурсов слишком много, и наступает ситуация, когда богатство превращается в нёсчастье, в источник нестабильности. В России есть "поля битв", где зашкаливает плотность олигархов на квадратный километр, где идет бесконечная позиционная борьба. Яркий пример - Иркутская область, где работают "Русал" и "СУАЛ", "ЮКОС" и "Илим Палп". Владимир Потанин когда-то расстался с местной нефтепереработкой, но потом вернулся за золотом и теперь бьется за крупнейшее месторождение Сухой Лог.

"Кого "посадят" на КРЭК".

("Красноярский рабочий", 28.04.05, Виктор Кириллов)

Вчера в краевой администрации состоялась презентация Красноярской региональной энергетической компании - ООО "КРЭК".

Созданная структура под руководством генерального директора Михаила Кручинина является стопроцентной краевой собственностью. Исполнительный орган ООО - совет директоров, куда войдут представители муниципальных образований, передавших в аренду ООО "КРЭК" объекты электросетевого хозяйства.

Ещё в 1993 году согласно письму РАО ЕЭС предприятиям - оптовым перепродавцам электроэнергии и организациям ЖКХ, финансируемым из местных бюджетов, была предоставлена скидка на потребляемую электроэнергию. Кроме того, на муниципальные предприятия был возложен сбор средств с населения. Механизм выглядел так: "муниципалы" покупали энергию у "Красноярскэнерго" со скидкой и перепродавали её населению с накруткой. Однако за эти годы у оптовиков накопилась солидная задолженность перед энергетиками - 765 миллионов рублей. Всё потому, что мелкие муниципальные предприятия-перепродавцы не смогли в полном объёме собрать средства с населения. А ту часть, которую всё же собирали, не возвращали энергетикам, а тратили на зарплату своих сотрудников и поддержание жизнеспособности энергосистемы.

В 2003 году краевая администрация договорилась о реструктуризации долгов. Но в том же году из-за федеральной энергетической реформы изменилась методика тарифообразования, скидка оптовикам была отменена, а муниципальные сетевые компании лишились сбытовой функции, которую передали Энергосбыту. Вот и получилось, что деятельность муниципальных предприятий свелась к оказанию услуг по передаче электроэнергии и поддержанию технического состояния сетевого хозяйства, а тариф на услуги по передаче электроэнергии устанавливала РЭК, исходя из затрат на содержание этого самого хозяйства.

ООО "КРЭК" как раз призвана объединить в единый хозяйствующий механизм сетевые предприятия края. Предполагается, что создание компании, в частности, позволит найти деньги для сокращения сверхнормативных потерь электроэнергии с помощью установки автоматических систем коммерческого учёта, упростит переговорный процесс с "Красноярскэнерго". Начиная с нынешнего года именно КРЭК будут выделять инвестиции на развитие краевой энергосистемы - примерно 350-400 миллионов рублей. Как обещано, включение этих средств в итоговый тариф на электроэнергию не отразится на потребителях.

И ещё один важный момент. Электросетевое хозяйство остаётся в собственности муниципалитетов - КРЭК будет распоряжаться им только на правах аренды. Так что в случае неудовлетворительной работы компании договор с ней может быть расторгнут.

"Баланда о солдате".

(Новая газета. 28.04.05. А.Тарасов)

В Красноярске (столице Краслага) ко дню Победы установят памятник Сталину.

Общественная комиссия при мэрии Красноярска рекомендовала городской администрации установить памятник Иосифу Сталину. В прошлом году за это единогласно проголосовали участники пленума городской организации КПРФ, после чего просьба "вернуть вождя народу" и была направлена в мэрию. Поскольку чиновники тогда заявили, что согласятся с мнением горожан, рекомендация общественной комиссии фактически означает, что памятник Сталину в столице Краслага появится. К тому, чтобы это произошло накануне Дня Победы, все готово: коммунисты собрали деньги, бюст будет отлит из бронзы к пятнице.

Не сказать, чтобы эта новость вызвала общественный резонанс, хоть сколько-нибудь сравнимый с монетизацией льгот или повышением энерготарифов. Пока в пикет перед мэрией встал только председатель Красноярского историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" Алексей Бабий. Рядом с ним прохаживались один-два его соратника. Бабий собирал подписи "против усатого". За час - 400. Потом появились комсомольцы, которые просто порвали листы с автографами горожан.

В Красноярске нет памятника жертвам сталинских репрессий. Заложен лишь более чем скромный Камень памяти. Не камень - камушек. Детям и внукам "врагов народа" прийти в родительский день некуда.

Данные ФСБ: только в 1937-38 годах в крае по "лимиту 1 -и категории" расстреляны свыше 12 тысяч человек. Лимиты выделялись краю за личной подписью Сталина. Когда они начали иссякать, красноярское партруководство попросило Политбюро их увеличить. К просьбе отнеслись с пониманием: "Дать дополнительно Красноярскому краю 6600 человек лимита по 1-й категории. И.Сталин, В.Молотов". Кроме того, недавно обнародованы "расстрельные списки" за подписью Сталина.

И многие из них также относятся к Красноярску. Кроме "первой", существовали лимиты и по "второй" (заключение) категории. В крае были ложно обвинены около 60 тысяч человек, ныне реабилитированы. Таковы, повторю, данные ФСБ. По цифрам архива краевого ГУВД, сюда было сослано свыше 200 тысяч человек, не считая тех из местных, кто тоже попал в места лишения свободы. Архивные дела по Норильлагу уничтожены, но в архиве ГУВД сохранилась часть лагерной картотеки - на 270 тыс. человек. Нет достоверных сведений по Красяагу, Енисейстрою, другим лагерям, нет данных по загубленным душам на строительстве "мертвой дороги" Салехард - Игарка.

По оценкам правозащитника Владимира Сиротинина, в крае отбывали наказание в лагерях не менее полумиллиона узников, еще столько же находилось здесь в ссылке. Десяток лет "Мемориал" еженедельно, из номера в номер, публиковал в газете "Красноярский комсомолец" списки репрессированных, чьи судьбы связаны с краем. Потом Бабий создал сайт. Сейчас на нем размещены 4500 документов и свидетельств жертв репрессий. А конца работе по выяснению числа и фамилий жертв не видно. Бабий предложил коммунистам свой вариант памятника вождю: выстроить пирамиду из 12 тысяч черепов по числу 12 тысяч расстрелянных "за личной подписью Сталина". Получится сооружение с основанием в 9 метров и такой же высоты - 9 метров. А наверху поставить вождя. С трубкой.

Мемориальцы недвусмысленно дали понять и мэру Пимашкову, и губернатору Хлопонину, что никогда не смирятся с установкой в городе подобного памятника: "Это - пощечина". Когда этот вопрос обсуждался на ток-шоу одного из местных телеканалов, в студию, проголосовав, позвонило 10 744 красноярцев. На вопрос: "нужно ли восстанавливать памятник Сталину в Красноярске?" положительно ответили 48,4% позвонивших, "нет" сказали 51,6%. Пополам.

Разбираться бы с этим лет через 10-20. Жаль стариков, которых КПРФ в который уже раз столкнула лоб в лоб. В Красноярском крае еще живы 26 тысяч репрессированных. Власть решила: воля ветеранов - священна, а что до этих чересчур живучих жертв сталинизма, то - плюнуть и растереть. Ветераны, выйдя из мэрии, и плевались в сторону Бабия.

Причем выходит так, что власти хотели, чтобы эта ветеранская воля была именно такой, иначе бы они не скрывали ничего от горожан и организовали бы дискуссию. Но на общественные слушания об установке памятника Сталину собрали избранную публику - ни прессу, ни "Мемориал" не пригласили.

По оценочным данным "Мемориала", каждая третья семья в Сибири - потомки репрессированных. В этой каждой третьей семье уже правнукам репрессированных нет дела до того, как их прадеды и прабабки мучались в Решотах, Караганде, на Соловках. Но живы внуки. Они в силе и в памяти. Власть предложила им - "волей ветеранов войны" - предать своих родных.

В мэрии понимают, что творят. Поэтому, дабы уберечь вождя, и решили спрятать памятник в закрытом помещении - в пантеоне Победы, а рядом поставить еще один бюст - Жукова (но когда его еще отольют?). Наиболее благоразумные бюрократы говорили так: "Поставим два бюста - генералиссимуса и маршала". Говорили, не называя фамилий. Вроде как анонимным военачальникам. Вроде как компромисс. После Красноярска статую генералиссимуса впору ставить на Колыме. А если будут возмущаться, прилепить сбоку Жукова.

"Чудовищная антиреклама Красноярску".

("Красноярский рабочий", 28.04.05, Макс Шер)

Я много раз бывал в Красноярском крае. Знаю и люблю Красноярск и при любом удобном случае расхваливаю его своим друзьям и знакомым. И уверен, что более чудовищной антирекламы городу, чем установка памятника Сталину, сложно придумать.

В крае, который был одним из центров жестокой машины уничтожения лучших людей страны, теперь ставится памятник величайшему палачу. Это не укладывается в голове нормального человека. Время оценить последствия этого шага ещё есть. Я надеюсь, что граждане Красноярска скажут своё веское слово против этой кощунственной затеи. Если есть желание отметить памятником 60-летие Победы, можно сделать монумент героям-сибирякам или что-нибудь в этом духе. Но при чём здесь "усатый"?

Макс ШЕР, переводчик, фотограф и журналист. Санкт-Петербург.

"Не время для победной эйфории".

("Красноярский рабочий", 28.04.05, Петр Васильев)

17 апреля 2005 года стало одной из самых знаменательных дат в истории народного волеизъявления на территории Красноярского края. В этот день подавляющее большинство наших земляков, пришедших на избирательные участки, высказалось за объединение трёх субъектов Федерации. Явка электората поразила многих. Удивительными оказались и результаты выборов глав местного самоуправления в ряде районов. Сегодня об итогах 17 апреля размышляют депутаты Законодательного Собрания края.

Людмила КАПЛИНА:

- То, что активность моих земляков-эвенкийцев оказалась высокой, - это, в общем-то, ожидаемый результат. За последнее время я не раз бывала в Эвенкии, принимала активное участие в работе социального форума, на который администрация округа пригласила работников образования, здравоохранения и культуры из самых отдалённых уголков. Думаю, именно это мероприятие, прошедшее в середине марта, сыграло большую роль в разъяснении идеи референдума. В форуме приняли участие руководящие работники краевой администрации, представители красноярских вузов. И наши люди поняли, что после объединения ещё более эффективно будет проводиться совместная работа в сфере образования, здравоохранения и культуры, которая по многим направлениям не прекращалась и в годы разъединения трёх регионов. Эвенкийцы почувствовали, что они нужны краю, и это во многом предопределило итоги голосования на референдуме.

Сейчас меня тревожит лишь одно - статус автономного округа после создания единого субъекта Федерации. Не хотелось бы, чтобы он стал обычным муниципальным районом в составе края. Отрадно, что об особом статусе округов говорится в федеральном конституционном законе, надо будет надлежащим образом реализовать это положение на практике. Конечно, нам бы хотелось, чтобы в названии этого своеобразного муниципального района присутствовало слово "национальный", но, к сожалению, новым федеральным законодательством это не предусмотрено.

Эвенки хотят сохранить свою национальную самобытность, развивать народные промыслы. Недавно в округе создано ГУП "Традиционные хозяйства Севера", и вот теперь, в свете объединения регионов, родилась мысль придать этому предприятию статус краевого. Кроме того, мы, депутаты, предполагаем в будущем году расширить программу поддержки коренных малочисленных народов Севера Красноярского края с учётом жителей Эвенкии и Таймыра.

Василий НЕЧАЕВ:

- Для меня цифры явки на референдум неожиданностью не стали, по крайней мере в национальных округах. Немного удивило другое: на Таймыре число проголосовавших против объединения составило 29 с небольшим процентов, а я предполагал, что оно будет ещё больше. Дело в том, что в этом автономном округе у значительной части людей есть определённые опасения, связанные с созданием нового субъекта Федерации. Органы власти на Таймыре выстроены по-иному, чем в Эвенкии,- у местных руководителей больше самостоятельности, а у губернатора нет такой возможности централизованно проводить нужные решения. Среди таймырской элиты немало людей самодостаточных, которые думают своей головой и не хотят поступаться самостоятельностью.

Поэтому главное их опасение - это вовсе не возможное снижение бюджетной обеспеченности округа, а резкое падение статуса местной элиты. Когда свыше десятилетия Таймыр обладал статусом субъекта РФ, это была одна картина - губернатора принимал президент, округ сам по себе принимал участие в работе "Сибирского соглашения" и так далее. А сейчас картина будет совсем иная - ну какой уровень представительства у одного из муниципальных районов большого края! Такое несоответствие для национальной элиты, безусловно, болезненно, это особо и не скрывалось.

Так что протестное голосование на Таймыре было бы ещё выше, если бы не усилия, которые прилагал губернатор округа Олег Бударгин, разъясняя выгоды объединения, и та мощная агитационная работа, которая проводилась с участием депутатов Законодательного Собрания края в ходе акции "Кочующая столица".

По моему же мнению, решение, принятое на референдуме, абсолютно правильно с геополитической и экономической точки зрения. Но я далёк от переживаемой некоторыми победной эйфории. К созданию объединённого Красноярского края надо подходить взвешенно и с большой ответственностью.

Валентина БИБИКОВА:

- 17 апреля произошло очень важное событие государственного уровня. Выяснилось, что наши люди всё ещё в большинстве своём государственники - они с молоком матери впитали понимание того, что любой объединительный процесс для нас прогрессивен. Полагаю, что именно это, а совсем не пропаганда и агитация, сыграло решающую роль. Не думаю, что жители края восприняли процесс объединения как одномоментный и сразу дающий позитивный результат - у красноярцев развито критическое осмысление политических событий.

Подтвердились, хотя и не в полном объёме, мои опасения насчёт Норильска - и по явке, и по результатам голосования. В политике нужно просчитывать любое слово и дело на много шагов вперёд, чего, к сожалению, в нашем государстве нет на протяжении последних 15-20 лет. Напомню, что в Норильске в 1995 и 2000 годах была развёрнута кампания по выходу города из края. В ходе опроса большинство северян высказалось в пользу того, что Норильск - город не красноярский, а таймырский. И теперь на референдуме сработал эффект бумеранга, который ударил по тем политикам, которые очень хотели бы, чтобы были забыты их прежние слова и дела. Ещё раз напомню: в то время губернатором Таймыра был Александр Геннадиевич Хлопонин...

И несколько слов о местных выборах. 17 апреля люди проголосовали против большинства действующих глав, и это совсем не случайно. Тем самым они показали своё разочарование в исполнительной власти - как местной, так и краевой. Известно, что многие главы, вместо того чтобы принципиально отстаивать интересы своих территорий, старались сохранить хорошее расположение чиновников краевой администрации. Но оно не помогло им получить голоса избирателей, отказавших в доверии "соглашателям". Ответственность любого уровня власти очень важна. Думаю, если бы 17 апреля проходили выборы губернатора и депутатов Законодательного Собрания, люди оказали бы кандидатам меньшее доверие, чем на предыдущих выборах.

"Демократы всей России, объединяйтесь!".

("Красноярский рабочий", 28.04.05)

Депутат Государственной Думы от Красноярского края Валерий Зубов, судя по всему, занялся новым партийным строительством.

Мы уже сообщали, что Зубов вышел из "Единой России", и это был отнюдь не спонтанный шаг.

Как признался "Известиям" один из лидеров демократов Владимир Рыжков, он вместе с Михаилом Задорновым, Валерием Зубовым и Владимиром Лысенко последние полтора года работал, не афишируя это, над укреплением Республиканской партии России. Часть лидеров демократического фланга вошла в состав политсовета РПР, и они намерены использовать эту партию как площадку для объединения всех демократов.

Рыжков предлагает в середине лета провести объединительный съезд демократов на базе РПР, которую оценивает как "наиболее солидную, подготовленную" к этому партию.

Он заявил о своей оппозиции "к тому, что делает президент в политической сфере, в сфере свёртывания демократии, репрессий".

"Последний полет Лебедя".

(Новые Известия. 28.04.05. Евгений Латышев)

В Красноярске не все верят, что прежнего губернатора погубила трагическая случайность

Ровно три года назад в Саянах рухнул губернаторский вертолет Александра Лебедя, погребя под обломками и самого генерала, и семерых его спутников, летевших ясным воскресным днем, 28 апреля 2002 года, на открытие горнолыжной базы. Казалось бы, в расследовании причин трагедии поставлены все точки: свои выводы сделали и различные государственные комиссии, и суд. Чудом выжившие пилоты вертолета признаны виновными и осуждены на различные сроки. Но в Красноярске есть те, кто считает, что гибель Лебедя была не случайной.

Губернатор Лебедь охотно давал интервью, но морщился и наотрез отказывался отвечать, когда его "пытали" о личном. И вот незадолго до трагедии в Саянах он удивил многих, согласившись рассказать о своей частной жизни в прямом эфире местного радио. "Вы суеверный человек?" - спросили генерала. "Нет, - отвечал он, - не крещусь, не молюсь. Я фаталист. Глубоко убежден в том, что если уж твое время пришло, то пришло. Смерть встречаю совершенно спокойно, как некую данность". "А правда ли, что вас уже пытались похоронить и ваша мама даже получала на вас "похоронку"?" - "Таких случаев было два, правда, "похоронки" не приходили. В 1982 году в Афганистане в приказе вместо "убывшего командира батальона майора Лебедя" написали "погибшего". Сарафанное радио быстро донесло эту весть до мамы и жены. А я по каким-то причинам застрял в Фергане. Второй эпизод был в 1991-м, 20 августа. Некоторые газеты и телеканалы, не знаю, с чьей подачи, распространили информацию о том, что я застрелился. Особо любопытным я отвечал: "Не дождетесь!" Сегодня в Красноярске это интервью вспоминают как некое прозрение. Депутат Законодательного красноярского собрания края, лидер организации "Честь и Родина. Александр Лебедь", а в прошлом кадровый армейский офицер Игорь Захаров до сих пор уверен в том, что Лебедь чувствовал скорую развязку, а катастрофа произошла в результате теракта. Он заявил "Новым Известиям": "Для нас, сподвижников генерала, версия теракта является бесспорной. На Новодевичьем кладбище, когда исполнилось полгода со дня смерти Александра Ивановича, у его могилы я встретил нескольких серьезных людей из разведки, тех, кто стоял у истоков нашей организации "Честь и Родина... ". Поминать поехали в ресторан, там и поделились конфиденциальной информацией. Оказывается, сразу после катастрофы разведчики отправляли свою группу в Ермаковский район, чтобы провести собственное независимое расследование.

Можете не сомневаться: в ГРУ работают хорошие специалисты во многих областях. Они буквально облазали все сугробы на месте катастрофы, осмотрели все обломки, опросили многочисленных свидетелей. И пришли к выводу - это теракт. Команду на взрыв дали с земли, причем на самом опасном участке маршрута, когда это можно списать на несчастный случай. Технически сделать подобное совсем не сложно".

Захаров тоже говорит о том, что генерал, похоже, предчувствовал гибель. "В ночь накануне Рождества 2002-го мы просидели с ним до четырех утра, - рассказывает он. - Лебедь вспоминал Приднестровье: как его туда отправляли, как боялись подписать командировку с соответствующими полномочиями командующего 14-й армии, как развивались события. Я удивился: "Александр Иванович, вы будто прощаетесь". Он осекся: "Да нет", и перевел разговор на другую тему". А позже вдруг начал раздавать близким какие-то памятные вещицы.

Бывший его заместитель Филюрский рассказывал, что, когда он прилетел в Красноярск на прощание с погибшим, секретарша Лебедя вручила ему пакет: "Вот, Александр Иванович просил вам передать". Он открыл - там лежали любимые нарды генерала.

Следует добавить, что в марте 2003 года на жизнь самого депутата Захарова было совершено покушение: в лифте жилого дома преступник нанес ему тяжелое ножевое ранение. На ноги была поднята вся красноярская милиция, но нападавшего не нашли. Неизвестны и мотивы покушения.

"В Москве лес рубят - в Сибири щепки летят".

("Красноярский рабочий", 28.04.05, Эрих Пырх)

Как мы уже сообщали, депутаты Законодательного Собрания края дали отрицательный отзыв на проекты Лесного и Водного кодексов РФ. Чем объясняется жёсткая позиция краевых парламентариев? Какие "сюрпризы" готовит Федерация в этой сфере? Будет ли услышан в Москве протестующий голос регионов? Обо всём этом мы беседуем с председателем постоянной комиссии ЗС по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Юрием Захаринским.

"Депутаты Законодательного Собрания края работают с проектом Лесного кодекса не меньше двух лет. Вариантов было очень много, что-то около двух десятков. Последний из них, о котором идёт речь, внесён в Госдуму два месяца назад и является далеко не самым удачным".

"Пресловутый федеральный закон N 122 касается десяти природно-ресурсных нормативных актов, в том числе Лесного и Водного кодексов. Именно с введением в действие этого закона начались проблемы в субъектах Федерации, обусловленные резким сокращением их полномочий по управлению недрами, лесными и водным ресурсами. Правда, в декабре прошлого года был принят федеральный закон N 199, который "перекинул" обратно из Федерации в субъекты часть полномочий. До абсурда ведь дошло: ответственности у регионов хоть отбавляй, а полномочий и финансов кот наплакал, даже тушение пожаров законодательно не отрегулировано. Разве это государственный подход? А теперь даже Козак - человек, который "продавил" 122-й закон, - став полпредом, ратует за то, чтобы вернуть субъектам 48 из 58 полномочий, переданных Федерации".

- Юрий Николаевич, на днях сессия Законодательного Собрания края поддержала решение вашей комиссии дать отрицательный отзыв на проекты Лесного и Водного кодексов. Между тем складывается такое впечатление, что принятие Лесного кодекса в его нынешней редакции - дело решённое. На прошлой неделе Госдума проголосовала за него в первом чтении, а ещё до того чиновники краевой администрации провели совещание, посвящённое введению в действие нового Лесного кодекса. Если всё предопределено, есть ли смысл "махать кулаками"?

- В некотором смысле краевая администрация права, когда работает на опережение и воспринимает проект Лесного кодекса как практически утверждённый. К сожалению, правительство сегодня не прислушивается к голосу регионов. И всё же не думаю, что этот кодекс будет принят именно в той редакции, которую мы рассматривали, - без поправок вряд ли обойдётся. В любом случае считаю, что нам нужно до последнего пытаться скорректировать такого рода федеральные нормативные акты, чтобы сделать их полезными для субъектов РФ.

Известно, что, как минимум, десять регионов категорически против принятия Лесного кодекса в предлагаемом виде, вся Сибирь его не одобряет. 6-7 апреля в Томске прошло заседание координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Там против нового Лесного кодекса резко выступили Красноярский и Алтайский края, Томская, Новосибирская и Читинская области, Республика Бурятия. Даже если их мнение не будет учтено, надеюсь, ещё не всё потеряно. После принятия Лесного кодекса в первом чтении предстоит большая работа по формированию постатейных поправок - у нас в Законодательном Собрании этим уже сейчас занимается возглавляемая мной комиссия.

- Давайте теперь по существу - что конкретно вас не устраивает в проекте Лесного кодекса?

- Во-первых, профессионализм тех, кто его готовил. Проблема в том, что оба проекта - и Лесного, и Водного кодексов - писало не Министерство природных ресурсов, а Минэкономразвития. С юридической точки зрения всё смотрится, может быть, и неплохо, а вот правоприменение "хромает". Видно, что творцы проектов даже не всегда понимают отраслевые термины. Здесь очень много огрехов, которые вызывают на местах уже не улыбку, а слёзы. К примеру, авторы проекта всё время путают два таких совершенно разных понятия, как защита и охрана леса. Похоже, их абсолютно не волнует, что термины в лесном законодательстве сложились исторически, и такая вроде бы мелочь, как замена слов, влечёт за собой одновременное изменение всех нормативных актов, затрагивающих вопросы лесозащиты. Или вот ещё: в представленном законопроекте предложено совсем иное, нежели сейчас, деление лесов на группы и при этом не указаны механизмы отнесения лесов к этим самым группам.

- Что ж, ведомство Грефа славится своим умом и сообразительностью... Но это большей частью формальные недоработки, а что вызывает неприятие в содержательном плане?

- Прежде всего отмечу: для того, чтобы составить отзыв на проект Лесного кодекса, мы запросили мнение учёных из Института леса, СибГТУ, Центра защиты леса, краевых и федеральных чиновников. Последние в силу понятных причин были осторожны в своих оценках, и тем не менее краевая администрация и Законодательное Собрание сошлись во мнении: новый Лесной кодекс серьёзно дестабилизирует лесопользование в крае и работу лесопромышленных компаний.

Самая главная проблема в том, что предложенный проект нарушает принципы, заложенные в Конституции РФ. Статья 72 Основного Закона гласит, что вопросы владения, пользования и распоряжения лесными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и регионов. Проект же Лесного кодекса почти сводит на нет полномочия субъектов РФ в этой сфере. Мы предлагаем предусмотреть их участие в таких мероприятиях, как организация охраны лесов от пожаров, выставление участков лесного фонда на конкурсы и аукционы на право заключения договоров долгосрочной аренды, определение условий таких договоров. Полагаем также, что отдельные полномочия в области регулирования лесных отношений следует предоставить органам местного самоуправления.

Очень беспокоит то, что в проекте Лесного кодекса отсутствует статья, определяющая систему государственного управления лесами. В структуре краевой администрации всегда было управление лесопромышленным комплексом (менялось название, но задачи оставались те же). В последние годы не прекращается реорганизация в системе федеральных органов управления лесным хозяйством, меняется порядок их взаимоотношений с краевой властью. После очередной реорганизации создано агентство лесного хозяйства по краю, Таймыру и Эвенкии. Раньше контрольные функции были сосредоточены в краевых органах власти и главном управлении природных ресурсов, теперь же они возложены в основном на Росприроднадзор. Как говорится, у семи нянек дитя без глазу...

Мы считаем несвоевременной предлагаемую замену разрешительной системы лесопользования заявительной. Это западный вариант лесопользования, который в нынешних российских условиях чреват резким ослаблением контроля за отпуском леса. И без того за последнее десятилетие количество случаев незаконной рубки леса возросло в 2,7 раза, объём самовольно заготовленной древесины увеличился с 13,2 тысячи кубометров до 86,6 тысячи.

Новый Лесной кодекс предусматривает сдачу арендуемых лесных участков в субаренду с передачей прав и обязанностей третьему лицу. Это опять-таки мировая практика, которая для нас не очень подходит. Субаренда с большой вероятностью приведёт к появлению фирм-однодневок, после которых хоть трава не расти, и в итоге к безответственности, от которой пострадает социальная сфера, экологическая система и так далее. Мы хотели бы исключить из Лесного кодекса возможность субаренды и перенайма лесных участков.

Не устраивает нас и то, что кодекс предусматривает их аренду только на аукционной основе. Не всегда в роли арендатора предпочтителен тот, кто предложит наибольшую арендную ставку. Для того и придуманы конкурсы, чтобы выявить арендатора с высокой социальной ответственностью, который готов строить дороги, содержать лесные посёлки, заботиться о "социалке"...

- С Лесным кодексом понятно, а чем "провинился" Водный?

- Основные претензии те же - непрофессиональная подготовка документа и "урезание" полномочий субъектов РФ. И вывод примерно такой же: принятие Водного кодекса в этом виде серьёзно дестабилизирует водопользование и не обеспечит охрану жизни людей. Федерация вопреки Конституции и здесь узурпирует полномочия. Правда, продекларировано, что из госбюджета будут финансироваться мероприятия на водных объектах и гидротехнических сооружениях (ГТС), находящихся в федеральной и региональной собственности, а также на бесхозяйных ГТС. Но надо бы конкретизировать долю и порядок выделения средств на водохозяйственные мероприятия в субъектах РФ.

Беда ещё и в том, что в крае около 80 процентов всех ГТС, прудов и мелких водохранилищ находится в муниципальной собственности, что не предполагает финансирование из федерального бюджета. К тому же часть проектов мероприятий на этих водных объектах не доработана, другая часть не прошла экологическую экспертизу. Чтобы довести их до ума, порой нужны годы, а проблемы возникнут сегодня-завтра, когда начнётся паводок. За счёт каких средств с ним бороться? Прежде всё было ясно, поскольку работали соответствующие краевые программы, но новый Водный кодекс вообще не предусматривает создание территориальных программ! Так что в лучшем случае на борьбу с паводком придётся тратить деньги из резервного фонда губернатора края.

- Да, невесело... И напоследок, Юрий Николаевич, хочу вас спросить ещё об одном федеральном нормативном акте - Федеральном законе "О недрах". По нему тоже много вопросов?

- Проект этого закона ещё не внесён в Госдуму, но его можно оценить как более толковый и проработанный, чем оба проекта кодексов. В марте я был на парламентских слушаниях в Госдуме, затем мы в Красноярске обсудили Закон "О недрах" за "круглым столом". В частности, предлагаем закрепить участие в управлении недрами трёх уровней власти - федерального, регионального и местного; обязательно отнести к общераспространённым полезным ископаемым месторождения подземных вод для питьевого и хозяйственного водоснабжения; ввести статью "Государственный мониторинг состояния недр" и главу "Особые режимы недропользования". Последнее дополнение я считаю принципиальным - надо создать условия для того, чтобы "подтолкнуть" бизнес к освоению новых месторождений.

"Все тише стук топора".

(Парламентская газета. 28.04.05. А.Статейнов)

В Красноярском крае усилен контроль за незаконными рубками леса. Об этом на расширенном заседании краевой межведомственной комиссии заявил руководитель агентства лесного хозяйства края Владимир Векшин. По инициативе администрации лесники формируют контрольные органы с середины прошлого года. В состав районных аукционных комиссий включены представители Совета администрации края, силовых структур, государственной лесной службы. Уже организовано 125 оперативных групп. На дорогах оборудовано более 60 постов вблизи мест возможного вывоза леса.

Благодаря этим мерам за три месяца 2005 года зарегистрировано 52 случая нарушения лесного законодательства. Заведено 48 административных дел, правонарушители пытались незаконно вывести более 7,5 тысячи кубометра древесины на 18 миллионов рублей. Есть факты сговора с лесниками. Специалисты агентства сняли с аукциона три участка по отведению лесосеки в лесхозах "Невонский", "Дзержинский" и "Чунский". Кроме того, в 2005 году главы районов, составляющие заявки на отвод леса для нужд своего района, будут отчитываться перед агентством, куда конкретно направлен лес. Ужесточение контроля позволит сократить количество незаконных рубок леса в крае, расширить налоговую базу.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.