В пятницу генеральный прокурор России Владимир Устинов в Кремле доложил президенту о результатах расследования уголовного дела, возбужденного по факту гибели атомохода "Курск". "Подлодка погибла от взрыва торпеды, виновных в катастрофе атомной субмарины нет", - вот как кратко можно резюмировать то, что услышал глава государства, сообщает Murman.Ru.

После встречи с президентом Владимир Устинов заметив, что половина из 133 томов дела содержит военные и государственные тайны, рассказал журналистам, как погибал экипаж АПЛ "Курск", а также показал фрагменты торпеды, погубившей атомоход.

"Следствие установило, что катастрофа произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут в Баренцевом море вследствие взрыва торпеды 65-76А, находившейся внутри четвертого торпедного аппарата", - заявил генеральный прокурор. - "Никаких нештатных ситуаций на борту до момента катастрофы зафиксировано не было. Подводники готовились к стрельбам, а крейсер шел на перископной глубине около 20 метров. Первый взрыв повлек гибель личного состава первого отсека, значительные разрушения в межбортном пространстве лодки и полностью разрушил четвертый торпедный аппарат".

По словам Устинова, после этого в прочный корпус лодки стала поступать вода. Летящие фрагменты хвостовой части взорвавшейся торпеды инициировали взрывы торпед, которые лежали на стеллажах. Второй взрыв произошел в 11 часов 30 минут 44 секунды. Он привел к полному разрушению носовой оконечности подводного крейсера и к гибели всех моряков, чьи тела после подъема атомохода извлекли из отсеков 2, 3, 4, 5 и 5-бис. Лодка затонула на глубине 110 метров.

Находившиеся в кормовой части субмарины подводники перешли в девятый отсек и стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк. Однако быстрое ухудшение самочувствия и недостаточная освещенность не позволили им спастись.

"Все подводники погибли от отравления угарным газом не позднее чем через восемь часов после взрывов", - подчеркнул Устинов. - "К моменту обнаружения подлодки спасти их было уже невозможно".

Устинов заявил, что во взорвавшейся практической торпеде в качестве окислителя применялся периксид водорода, а в качестве горючего - специальный керосин. Первичный импульс, инициирующий взрыв, возник "в результате нештатных процессов, произошедших внутри резервуара окислителя этой торпеды". Простыми словами, протекший из резервуара из-за микротрещин в резиновой прокладке периксид водорода вступил в химическую реакцию с керосином и антифризом. Это привело к повышению температуры и давления.

Однако виновных во взрыве торпеды найти так и не удалось. Следствие пришло к выводу, что "лица, участвовавшие в проектировании, изготовлении, хранении, приготовлении и эксплуатации торпеды 65-76А № 1336А ПВ, не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем и по обстоятельствам дела такой возможности предвидеть не могли". Поэтому принято решение о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

"Выявленные в ходе следствия нарушения в организации, проведении учений Северного флота и поисково-спасательной операции также не состоят в причинно-следственной связи с гибелью АПЛ "Курск", - подытожил Владимир Устинов.

Между тем Станислав Прошкин, директор ЦНИИ "Гидроприбор", где разрабатывалась торпеда, заявил в пятницу Интерфаксу, что взрыв компонентов торпеды мог произойти только в результате внешнего воздействия. "Есть информация о том, что это мог быть локальный пожар", - считает он.