В конце апреля в Краснодаре состоялся семинар Московской школы политических исследований (МШПИ) по теме "Укрепление демократического института независимых СМИ в регионах России" при поддержке Комиссии европейских сообществ в рамках Европейской инициативы в области демократии и прав человека.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Творческого союза "Южная волна", этот первый на Кубани семинар МШПИ поддержали: управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края, департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края, Краснодарский клуб гражданского образования ККОО "ТС "Южная волна", Краснодарская краевая общественная организация "Гильдия журналистов и специалистов PR"; Фонд МакАртуров (The John D. and Catherine T. MacArthur Foundation).

Участников семинара приветствовали: Елена Немировская - основатель и директор МШПИ, Александр Согомонов - академический директор МШПИ, сотрудник Центра социологического образования и Института социологии РАН, Вячеслав Смеюха - руководитель департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края.

За два дня работы семинара его участники (среди которых были не только журналисты краевых газет, журналов, телевидения и радио, но и пресс-секретари органов власти, медиа-менеджеры, руководители общественных организаций, представители профессорско-преподавательского состава краснодарских ВУЗов - всего около пятидесяти человек) смогли услышать лекции и обсудить с известными экспертами МШПИ наиболее актуальные вопросы, касающиеся развития института СМИ и его взаимодействия с бизнесом и властью.

Первое заседание в рамках семинара провела журналистка из Великобритании Клэр Браун, политический корреспондент новостной программы "London Tonight", газет Sunday Times и Daily Mail (1992-2001), рассказавшая собравшимся о своем личном опыте (и опыте ее коллег) работы с британскими политиками. Ее комментарии относительно правовых основ такой работы оказались не слишком отдаленным от российских реалий, а потому вызвали много вопросов и откликов участников семинара.

Интересной, увлекательной и полезной в практическом плане оказалась сессия, проведенная Александром Согомоновым "Власть, СМИ и право". На простых примерах, используя разнообразные приемы в работе с аудиторией (от мини-соцопроса до ролевой игры), он постарался донести до сознания собравшихся мысль о том, чтó представляет собой классическая теория демократии и каково ее проявление в современном обществе, чтó есть медийный рынок и каковы перспективы его развития и как соотносятся друг с другом три категории - СМИ, власть и право.

Согласно сделанному Александром Согомоновым совместно с участниками выводу, именно верховенство права влияет на развитие как СМИ, так и в целом гражданского общества, к которому Россия стремится с 80-х годов прошлого века, равно как и Запад, стремятся с середины прошлого века.

Эмоциональным и информационно насыщенным, по мнению многих участников семинара, оказалось выступление обозревателя "Новой газеты" Зои Ерошок. На основании собственного многолетнего опыта работы в СМИ, а также общения с интереснейшими людьми современности, она вывела собственную формулу успеха в журналисткой профессии: "главное, чтобы работа была в удовольствие". А личностью в журналистике, по мнению Зои Ерошок, можно стать только "через": язык (выразительный и яркий), чувство формы (внутреннее состояние души), умение думать, интенсивность своих собственных чувств, смирение в работе (не позиционировать себя как "звезду"), книги (каждому пишущему журналисту необходимо включать культуру в окружающую его повседневную реальность).

Не менее интересными были выступления Александра Архангельского, обозревателя газеты "Известия", автора и ведущего программы "Тем временем" на телеканале "Культура", а также Александра Белгорокова, признанного специалиста в области pr-технологий и взаимодействия СМИ и рекламного рынка страны. Последний в рамках лекции "СМИ как бизнес" провел небольшой этимологический анализ слова "медиа" и пришел к парадоксальному выводу: "медиа - пограничное состояние между реальным и потусторонним мирами". Но, несмотря на это предназначение, СМИ не упускают возможности зарабатывать на этом деньги, потому как все, что они делают - от поиска и публикации новостей до подготовки заказных рекламных материалов - это и есть бизнес.

По окончании семинара его организаторы выразили надежду, что это - не последняя встреча экспертов МШПИ с журналистским сообществом Краснодарского края. Как сказал на прощание директор проекта "Укрепление демократического института независимых СМИ в регионах России" Михаил Кузнецов, семинары помогут не только еще раз встретиться друг с другом, но и стать кому-то из присутствующих слушателем этой, всемирно известной школы.

Уже осенью этого года в Краснодаре состоится второй этап семинара - это лаборатория и мастер-класс с экспертами Московской Школы Политических Исследований.