Россияне с интересом и доверием относятся к результатам социологических исследований и уважают соцопросы как инструмент изучения общества - таковы результаты исследования, проведенного по собственной инициативе социологического сообщества, результаты которого были представлены на пресс-конференции в Москве 26 апреля.

Исследование на тему "Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения" совместно провели ВЦИОМ, исследовательская группа ЦИРКОН и Ассоциация региональных социологических центров Группа "7/89". Целью проекта было изучение отношения россиян к массовым опросам общественного мнения, социологическим и маркетинговым исследованиям, а также к организациям, проводящим подобные исследования.

Всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 22-23 января 2005 г. Опрошено 1523 человека в 100 населенных пунктах в 40 регионах страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Выборочные опросы Ассоциации "7/89" проведены в 13 городах России 10 декабря 2004 г. - 10 марта 2005 г. по репрезентативным выборкам населения данных городов. Всего было опрошено 7532 респондента.

Согласно результатам исследования, за последние пять лет принимали участие в социологическом опросе того или иного вида около трети россиян (35%). Три четверти опрошенных (77%) заявили, что с интересом относятся к результатам социологических исследований, публикуемых в СМИ. 84% респондентов считают, что социологические опросы нужны (в частности, для того, чтобы власти могли лучше понять проблемы простых людей), 76% доверяют их результатам и считают, что они отражают действительное мнение граждан. В то же время скептиков среди опрошенных оказалось не так уж мало. 28% согласились с утверждением, что "опросы часто являются сфабрикованными и публикуются для оказания влияния на людей", 35% допускают, что исследования общественного мнения проводятся как "дань моде".

"Мы выяснили, что абсолютным мифом является тезис о том, что население не верит социологам, не хочет принимать участия в опросах и не читает социологических данных", - заявил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Авторы исследования с удовлетворением констатировали высокий уровень доверия к социологам в обществе. Позитивное отношение к опросам и социологическим исследованиям они связывают с тем, что в обществе сохраняется уважение к научной деятельности и интеллектуальному труду, а социологи воспринимаются скорее как ученые, нежели как коммерсанты.

По мнению генерального директора исследовательской группы ЦИРКОН Игоря Задорина, сохранение доверия населения к результатам социологических опросов является важнейшим условием, поддерживающим функцию социальной рефлексии в обществе, обеспечивающим самопознание общества путем социологических исследований.

В то же время авторы исследования отмечают, что представления населения о социологическом сообществе как системе профессиональных структур носят весьма неопределенный характер. 55% опрошенных заявили, что ничего не знают об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, 35% "что-то слышали" о них. При этом наибольшей известностью пользуется Фонд "Общественное мнение" (23%), на втором месте ВЦИОМ (9%). Названия остальных исследовательских организаций знакомы считанным процентам респондентов. Однако интересно отметить, что в ряде регионов, где имеются активные местные социологические структуры, их известность среди населения превосходит известность крупных всероссийских брендов.