Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию РФ. Часть первая

Москва, 25 апреля 2005, 14:34 — REGNUM  ИА REGNUM публикует первую часть стенограммы выступления Президента РФ Владимира Путина с ежегодным посланием Федеральному Собранию.

Уважаемое Федеральное Собрание, уважаемые граждане России!

В послании 2005 года затрону ряд принципиальных идеологических и политических вопросов. Считаю, что на данном этапе развития России такой разговор необходим. Самые актуальные из стоящих перед нами социально-экономических задач, включая конкретные национальные проекты, были названы еще в предыдущем послании. Намерен развивать их и в бюджетном послании, а также в ряде других документов. При этом прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее послание Федеральному собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие.

Главной политико-идеологической задачей считаю развитие России как свободного демократического государства. Мы довольно часто произносим эти слова, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности в их практическом преломлении в нашей жизни раскрываем достаточно редко. Между тем потребность в таком анализе есть. Идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии. Порой можно слышать, что поскольку российский народ веками безмолствовал, то и свобода якобы для него непривычна и не нужна, и будто бы поэтому наши граждане нуждаются в постоянном начальственном присмотре. Хотел бы вернуть тех, кто так считает к реальности, к тому, что есть на самом деле. Для этого еще раз напомню, как зарождалась новейшая российская история. Прежде всего следует признать, и об этом я уже говорил, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан - соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию. Накопления граждан были обесценены, старые идеалы были разрушены. Многие учреждения распущены или реформировались просто на скорую руку. Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей Хасавюртевской капитуляцией. Олигархические группировки, обладая неограниченным контролем над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные корпоративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы. Многим тогда казалось, что наша молодая демократия является не продолжением российской государственности, а ее окончательным крахом. Является затянувшейся агонией советской системы. Те, кто так думал, ошиблись. Именно в этот период в России происходили крайне значимые события. В нашем обществе вырабатывалась не только энергия самосохранения, но и воля к новой свободной жизни. В те непростые году российскому народу предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор развития своей тысячелетней истории. Надо было решить труднейшую задачу: как сохранить собственные ценности, не растерять безусловных достижений и подтвердить жизнеспособность российской демократии. Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства.

Говоря о справедливости, я имею в виду, конечно же, не печально известную формулу "все отнять и поделить", а открытие широких и равных возможностей развития для всех. Успеха для всех. Лучшей жизни для всех. В конечном счете, на базе утверждения именно таких принципов, мы и должны стать свободным обществом свободных людей. И в этой связи, нелишне вспомнить, как исторически в российском обществе формировалось стремление к свободе и справедливости. Как оно вызревало в общественном сознании. Прежде всего, Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром. В течение трех столетий мы вместе с другими европейскими народами рука об руку прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом мы вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию забот малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям. Повторю: все это мы делали вместе. В чем-то отставая, а в чем-то иногда опережая общеевропейские стандарты.

Убежден для современной России, ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей. Во-первых только в свободном и справедливом обществе, каждый законопослушный гражданин обязан требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И без сомнения обеспечение прав и свобод человека, является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России. Право быть избранным или назначенным на государственную должность, как и возможность получить публичные услуги, публичную информацию должны быть доступны в равной степени всем гражданам страны. При этом любой преступивший закон должен знать, что наказание неотвратимо.

Во-вторых, только в свободном обществе каждый трудоспособный гражданин имеет право на равных участвовать в конкурентной борьбе и свободно выбирать себе партнеров. А соответственно этому и зарабатывать. Достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями. А он сам вправе распорядиться заработанным по своему усмотрению, в том числе и передать по наследству своим детям.

Таким образом соблюдение принципов справедливостей прямо связано с равенством возможностей. И это в свою очередь должно быть обеспечено не кем иным как государством.

В-третьих, российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам: инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными. Все эти функции и обязанности прямо поручены государству обществом.

И, наконец, свободное и справедливое общество не имеет внутренних границ, ограничений на передвижение, а оно само открыто для остального мира. Это дает гражданам нашей страны в полной мере пользоваться богатствами всей человеческой цивилизации, включая достижения образования, науки, мировой истории и культуры. Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению ее суверенитета. Мы свободная нация и наше место в современном мире будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем.

Я подробно остановился на этих ключевых и, в целом, общих понятиях, чтобы показать, как названные принципы должны отражаться в нашей каждодневной практике. Полагаю, что эти действия можно осуществлять в трех, как минимум в трех, направлениях. Первое - меры по развитию государства. Второе - укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия. И, наконец, третье - развитие личности и гражданского общества в целом.

Сначала о государстве. Вы знаете, что в течение последних пяти лет, мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных и общественных институтов. Но в то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед. Мы вместе разбирали завалы и постепенно продвигались дальше. И в этой связи политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы. Эта политика в целом оправдала себя, но к настоящему времени себя уже исчерпала. Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее. И для этого нам крайне необходимо эффективное государство. Однако несмотря на многие позитивные изменения, это, действительно, центральная проблема в полной мере не решена. Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса и потому задачей №1 для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдения чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.

Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии как федеральная, так и местная научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах. Стала использовать появившиеся у нас, наконец, благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния. Кстати сказать партийная и корпоративная бюрократии в этом смысле ведут себя не лучше бюрократии государственной. Если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию. При этом потенциал гражданского общества останется не востребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации, все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей.

Повторю, наша действительность не может нас удовлетворить. Ведь освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников.

Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе с налоговыми преступлениями, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей, а порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур.

Многим чиновникам кажется, что так будет всегда, и что подобные издержки - это и есть результат. Должен их огорчить: в наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии.

Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция и мы будем ее строго следовать.

Следующая по значимости крупная задача в сфере государственного строительства - это укрепление федерации. При этом главная задача, конечно, которой мы добиваемся - это построение эффективного государства в существующих границах. Вы знаете в последнее время все активнее проявляется желание некоторых субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция и важно не превратить ее в очередную политическую кампанию. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей. Конечно, процессы объединения субъектов Федерации сложные. Но иначе, в отдельных случаях - хочу это подчеркнуть - не всегда и не везде, а в отдельных случаях, мы не сможем сконцентрировать ресурсы государства для управления огромной и уникальной по своему составу территории. Ведь многие субъекты у нас являются сложноподчиненными. Проблема распределения их властных между их государственными органами, в первую очередь, в налоговой и бюджетной сферах возникает постоянно! Вся энергия пока что уходит на споры и согласование, а порой и на выяснение отношений в судах, в том числе и в Конституционном суде. Это происходит тогда, когда уже появились и новее возможности и необходимость реализовать целый ряд крупных национальных проектов. Конкретные примеры вам хорошо известны. Сейчас объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов должно помочь освоению новых месторождений, энергообеспечению восточных регионов Сибири. Ясные и четкие административные решения должны открыть выгоды масштабных инвестиций в развитие российских территорий.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.