Саммит ГУУАМ: много шума и... ничего: Молдова за неделю

Кишинёв, 24 апреля 2005, 22:46 — REGNUM  

Украина обещания не сдержала. Блок новых демократических государств. Президенты остались довольны. Молдова возглавила ГУУАМ. Саммит несбывшихся надежд. Приднестровское урегулирование: шаг вперед, два назад. Азербайджан и Молдова согласовали позиции. Молдова и Литва упростили визовый режим. Молдова и Румыния выйдут на новый уровень парламентского сотрудничества. Эрхард Бусек: "Молдавия отстает". Консультации по выполнения программы НАТО. Освобождение террористов из "группы Илашку" взял под контроль комитет министров Совета Европы. Новое молдавское правительство.

22 апреля в Кишиневе прошел саммит регионального объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Саммит "неоправдавшихся надежд", как, по сообщению РИА "Новости", назвали это событие многочисленные журналисты, собравшиеся в молдавской столице для его освещения. Громогласное заявление в кишиневском аэропорту президента Грузии о том, что он "уверен в успехе саммита", широковещательные обещания главы Украины Виктора Ющенко придать новый импульс деятельности этой региональной международной организации, оптимистичные ожидания руководителей Азербайджана и Молдавии - все это натолкнулось на жестокую реальность политической действительности. На саммите не состоялось главное действо, обещанное президентом Украины, - обсуждение украинского варианта приднестровского урегулирования.

Украина обещания не сдержала

О том, что Виктор Ющенко не привезет в Кишинев обещанный план урегулирования приднестровского конфликта, стало известно за день до саммита ГУУАМ. Как сообщило агентство "БАСА-пресс" 21 апреля со ссылкой на компетентные источники, этот план будет представлен позже ввиду недоработки документа. "На саммите планируется подписать ряд соглашений о сотрудничестве; кроме того, президенты выступят с совместным заявлением". Детали относительно названия и содержания документов организаторы саммита не разглашали. Со ссылкой на международные СМИ агентство передало, что Украина и Грузия, возможно, предложат расширить формат ГУУАМ с привлечением ряда государств, которые не являются членами СНГ, а также пересмотреть название организации.

22 апреля с задержкой на несколько часов из-за проливного дождя в столицу Молдавии стали съезжаться участники и гости саммита. Прилетели президенты Украины - Виктор Ющенко, Грузии - Михаил Саакашвили, Румынии - Траян Бэсеску, Литвы - Валдас Адамкус, генсек ОБСЕ Ян Кубиш и главный советник госдепа США по Евразии Стивен Манн. Президент Узбекистана Ислам Каримов, как и предупреждал, не прибыл. Также не приехал польский руководитель Александр Квасневский, хоть и подтвердил накануне, что принимает приглашение украинского коллеги присутствовать на саммите в качестве почетного гостя.

Виктор Ющенко приехал в Кишинев из Бухареста. Как передало агентство "ИНФОТАГ", во время состоявшейся в румынской столице встречи президенты Украины и Румынии создали комиссию, которая займется проблемами национальных меньшинств и урегулированием приднестровского конфликта. Ющенко заявил об этом в Бухаресте, где он находился с официальным визитом. Он также сообщил, что на заседании ГУУАМ в Кишиневе представит совместные украинско-румынские предложения по урегулированию приднестровского конфликта. "У нас с Бэсеску общий взгляд на приднестровское урегулирование. С этой позицией мы будем выступать в Кишиневе", - сказал Ющенко, который не захотел раскрывать детали предложений до кишиневского саммита. "У меня есть чувство, что Украина и Румыния сыграют значительную роль в урегулировании Приднестровского конфликта", - сказал Ющенко, выразивший уверенность, что к этой позиции прислушаются. "В пятницу мы бы хотели представить ряд ключевых позиций этого плана, посоветовавшись с молдавской стороной, с коллегами из Румынии, Грузии и других стран, которые будут принимать участие в разрешении конфликта", - сказал президент Украины.

Траян Бэсеску заявил, что будет участвовать в заседании ГУУАМ по приглашению президентов Украины, Грузии и Молдавии. "Мы будем в качестве наблюдателей. Мы согласовали свои совместные позиции, которые будем отстаивать завтра, хотя Румыния имеет только статус наблюдателя", - цитирует Бэсеску "ИНФОТАГ".

Выступая на саммите глав-государств ГУУАМ в столице Молдовы, Виктор Ющенко сказал, что Украина предлагает алгоритм, включающий семь основных шагов в урегулировании приднестровского конфликта:

1. Украина предлагает администрации Приднестровья принять меры по развитию демократии, гражданского общества, гарантированию основных прав и свобод человека;

2. Украина предлагает провести свободные демократические выборы в парламент Приднестровья, как представительный орган приднестровского региона Молдовы;

3. Украина призывает Европейский Союз, Россию, США и Совет Европы осуществить мониторинг таких выборов в Приднестровье;

4. Украина поддерживает подключение к переговорному процессу Европейского Союза и США, которые могут оказать содействие в приднестровском урегулировании;

5. Украина предлагает заменить ныне действующий в Приднестровье контингент миротворческих сил на международный контингент военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Одновременно Украина готова увеличить свой контингент миротворческих сил в рамках нового контингента под эгидой ОБСЕ;

6. Украина предлагает допустить мониторинг международных организаций на предприятия военно-промышленного комплекса в Приднестровье;

7. Украина дает согласие на краткосрочное размещение на своей территории международных наблюдателей от ОБСЕ по контролю грузов, проходящих через приднестровский участок украинско-молдавской границы. Украина предлагает то же самое сделать и Приднестровью.

Ющенко сказал, что Украина предложила свои принципы урегулирования с целью "способствовать решению замороженных конфликтов и более полно использовать в этом возможности ГУУАМ". Если они будут приняты, Украина предложит механизм урегулирования приднестровского конфликта, цитирует лидера "оранжевой революции" "МОЛДПРЕС".

Как заявил 22 апреля в Кишиневе агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, решение приднестровского вопроса может идти по схеме решения крымской проблемы. По словам дипломата, "предложенные Украиной инициативы предусматривают предоставление Приднестровью статуса автономии в рамках единого молдавского государства". "Новые власти Украины не заинтересованы, чтобы на ее границах была "черная дыра", в которой отмывались бы деньги и существовала контрабанда", - сказал Тарасюк и подчеркнул необходимость усиления контроля на приднестровском участке украинско-молдавской границы.

Прекращение диалога между сторонами по приднестровскому урегулированию говорит как об ограниченности пятистороннего формата по преодолению кризиса и вариантов на столе переговоров, так и о необходимости усиленного вовлечения международного сообщества, ЕС и США в нахождение самых эффективных путей и средств разрешения кризиса, заявил журналистам президент Румынии Траян Бэсеску. Он отметил, что его страна готова участвовать в любой формуле урегулирования приднестровского конфликта. Вместе с тем он подчеркнул, что поддержка России для урегулирования замороженных конфликтов "крайне важна". "Мы рассчитываем на конструктивный подход президента Путина в придании импульса диалогу на эту тему, а также на соблюдение положений о вывозе вооружения и выводе российских войск (из Молдовы и Грузии), в соответствие со Стамбульскими обязательствами", - цитирует Бэсеску "Инфо-прим".

Президент Румынии предложил создать долгосрочную стратегию "безопасности и демократизации в регионе". Он отметил важность "усиления экономического сотрудничества между странами ГУУАМ", что стало бы "важной составной процесса укрепления региональной стабильности".

Молдова приветствовала инициативу Украины по приднестровскому регулированию. Как передает "ИНФОТАГ", президент Молдовы Владимир Воронин, подводя итоги первого заседания глав государств организации ГУУАМ, сказал, что "Республика Молдова серьезно относится к украинской инициативе и будет ее внимательно изучать". Молдавский президент согласился с высказыванием президента Украины Виктор Ющенко о том, что к приднестровскому урегулированию необходимо подключать новых мировых игроков.

Россия также приветствовала украинскую инициативу по разрешению приднестровской проблемы. Об этом заявил журналистам в рамках саммита ГУУАМ посол России в Молдавии Николай Рябов. Как сообщает "НОВОСТИ-МОЛДОВА", дипломат заметил, что "инициатива Украины закономерна, Украина является посредником и ближайшим соседом Молдавии и поэтому заинтересована в разрешении этой проблемы". По мнению Рябова, "все стороны, вовлеченные в эту проблему, должны внимательно рассмотреть выдвинутую инициативу". Семь шагов, предложенных Ющенко для приднестровского урегулирования, предусматривают демократизацию как одно из основных условий урегулирования. По словам посла России, "если допустить международные организации к мониторингу выборов в Верховный Совет Приднестровья, это не будет означать признание легитимности Приднестровья как государства, но в то же время повысит степень легитимности самих выборов". "Сейчас, так как власть Приднестровья нелегитимна, лидеры региона не могут заявить с международных трибун о своей позиции", - заметил Рябов.

"ОБСЕ приветствует инициативу президента Украины по урегулированию приднестровского конфликта и продолжит содействовать разрешению территориальных конфликтов в странах ГУУАМ", - заявил в Кишиневе генеральный секретарь организации Ян Кубиш. Он отметил важность регионального сотрудничества между странами ГУУАМ, "которое позволит консолидировать усилия по достижению безопасности и демократических преобразований в этом регионе", передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Как сказал, выступая на саммите, главный советник по Евразии государственного департамента США Стивен Манн, "американское правительство продолжит поддерживать деятельность ГУУАМ и реализацию внутри стран ГУУАМ проектов энергетического и экономического характера", сообщает "НОВОСТИ-МОЛДОВА". Накануне во время встречи с президентом Ворониным Манн прогнозировал, что "кишиневский саммит ГУУАМ станет самым важным событием в истории этой организации". Он подчеркнул, что "новая региональная организация, созданная в результате солидаризации государств Черноморского бассейна, объединенных общими интересами и проблемами, обещает "взломать лед" в процессе урегулирования приднестровского конфликта".

Страны ГУУАМ должны обмениваться позитивным опытом создания автономий на своих конфликтных территориях, убежден президент Азербайджана Ильхам Алиев. По его словам, "позитивный опыт создания автономий на территории стран с региональными конфликтами должен стать примером для урегулирования этих проблем в рамках стран ГУУАМ". "Наш народ, который прошел муки и страдания этих конфликтов, уверенно пойдет по пути решения этих вопросов демократическим путем", - цитирует Алиева "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Грузия и Молдова должны потребовать скорейшего вывода со своей территории российских войск, заявил на саммите ГУУАМ президент Грузии Михаил Саакашвили. "Мы давно перестали быть частью империи и стали независимыми государствами, которые соблюдают свои интересы". "Иностранные войска могут находиться на территории других государств только с согласия их народов". "Я со всей ответственностью заявляю, что народ Грузии выступает против присутствия на ее территории российских войск", - передает слова Саакашвили "НОВОСТИ-МОЛДОВА". По убеждению президента Грузии, государства, входящие в ГУУАМ, должны ориентироваться на США и Евросоюз в своих стратегических интересах по развитию демократии, безопасности и экономических реформ.

Блок новых демократических государств

Чтобы придать новый импульс сотрудничеству между странами ГУУАМ, главы государств высказались за реформирование этой региональной организации в структуру, которая будет способствовать развитию экономических отношений, стабильности и безопасности государств-членов, передает "МОЛДПРЕС". Совместная декларация во имя демократии, развития и стабильности подтверждает необходимость укрепления и расширения сотрудничества между странами ГУУАМ в целях обеспечения региональной безопасности, стремление этих государств к европейской интеграции, установлению партнерских отношений с ЕС и НАТО, а также с США и другими государствами и организациями, разделяющими цели и принципы ГУУАМ. Главы государств призвали страны-члены ОБСЕ приложить все силы к тому, чтобы Россия выполнила свои обязательства по выводу вооружения и войск из Молдовы и Грузии.

В декларации указывается бесперспективность сепаратизма, дезинтеграции, этнических чисток и противозаконной оккупации территорий по отношению к европейским ценностям. Декларация указывает на важность интенсификации усилий государств ГУУАМ и международного сообщества в деле урегулирования приднестровской проблемы и конфликтов в Азербайджане и Грузии на основе принципов международного права и путем территориальной интеграции. Документ предусматривает поддержку государствами ГУУАМ мирных инициатив по урегулированию конфликтов.

Президенты выразили твердую решимость содействовать сохранению мира и стабильности в регионе. В то же время они заявили о стремлении к тесному сотрудничеству в политической и военной сферах, в том числе в миротворческих операциях.

В сфере экономики стороны высказались за быстрейшее выполнение Соглашения о создании зоны свободной торговли и за сотрудничество в области энергетики, в частности, за реализацию совместных торговых проектов по транспортировке энергетических ресурсов из региона Каспийского моря на европейский энергетический рынок, передает "МОЛДПРЕС".

Руководители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы подписали также Совместное заявление "Создавая демократию от Балкан до Черного моря".

Президенты остались довольны

Лидеры стран-членов ГУУАМ (Молдавии, Азербайджана, Украины и Грузии) остались довольны завершившимся в Кишиневе саммитом этой организации. Об этом они заявили, подводя итоги встречи в верхах. В частности, президент Молдовы Владимир Воронин подчеркнул, что этот саммит будет иметь большое значение для региона, в который входят эти страны, информирует "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая после заседания, заявил, что сейчас наступает третья волна революций, которая должна охватить остальную часть Европы. Он привел параллели между "цветными революциями", происшедшими в Грузии и на Украине, с пражской революцией и падением Берлинской стены.

Президент Украины Виктор Ющенко подчеркнул, что в Кишиневе была открыта новая страница деятельности ГУУАМ. По его мнению, ГУУАМ сейчас стоит на трех китах - демократии, экономическом развитии, безопасности и стабильности. "В нашем регионе есть четыре горячие точки, - заметил Ющенко. - И Украина ставит перед собой цель сдвинуть, наконец, с мертвой точки хотя бы одну из этих проблем - проблему Приднестровья". Он сообщил, что и украинская инициатива по урегулированию приднестровской проблемы, которую украинские власти назвали "семь шагов", является основой плана урегулирования приднестровской проблемы. С самим планом, как сообщил Ющенко, Украина намерена выступить через три недели. "Этот план будет сформирован на базе европейских стандартов и Конституции Молдавии", - отметил Ющенко.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что принятие в столице Молдовы кишиневской декларации - важный путь к укреплению роли ГУУАМ в регионе. "Наша организация превращается в мощную силу, участвующую в решении проблем в каспийско-черноморском регионе", - сказал он. По его мнению, страны ГУУАМ объединяет единый подход в борьбе с терроризмом и сепаратизмом.

Президент Румынии Траян Бэсеску сказал, что многие проблемы в регионе стран ГУУАМ нужно решать с Россией, "находя с ней консенсус". Он объяснил свою точку зрения тем, что "Россия является очень серьезной политической силой в регионе". (Президентов цитировало ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА").

Следует заметить, что самым жестким на семите было выступление президента Литвы Валдаса Адамкуса, однако ни приднестровского урегулирования, ни регионального сотрудничества оно не касалось. Адамкус раскритиковал деспотичное правление президента Белоруссии Александра Лукашенко и призвал объединить усилия по демократизации этой страны. Господин Адамкус предложил странам ГУУАМ послать мировому сообществу ясный сигнал о желании помочь "освобождению белорусского народа". "Ваш голос важен для формулирования общеевропейской позиции в этом отношении", - подытожил литовский президент.

Молдова возглавила ГУУАМ

"Демократические преобразования в наших странах и последовательные шаги, направленные на европейскую интеграцию, требуют от нас пересмотра наших подходов к современным проблемам, вызовам и угрозам", - заявил на саммите глав государств ГУУАМ президент Молдовы Владимир Воронин. По его словам, "Республика Молдова принимает мандат председательствования в ГУУАМ в период, который является особым не только для объединения нашей организации, но и для региона в целом". "Нет смысла никого убеждать в том, что региональное сотрудничество является эффективной формой достижения общих целей, оно не направлено против кого-либо и не носит деструктивного характера", - цитирует Воронина ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

"Полноценное сотрудничество ГУУАМ невозможно без координации наших позиций по вопросам развития демократии, экономики и особенно безопасности. Угроза, исходящая из сепаратистских анклавов в нашем регионе, и заявления, которые они делают, являются оскорблением для цивилизованного сообщества и вызовом здравому смыслу. Мы намерены внимательно и всесторонне изучить предложения украинской стороны, особенно с учетом того, что Украина является нашим соседом, имеющим непосредственную границу с приднестровским сепаратистским анклавом.

Считаем важным то обстоятельство, что у стран ГУУАМ совпадают позиции по вопросу о невозможности сохранения прежних и, как оказалось, неэффективных подходов к решению этих проблем. Уверен, что наше сотрудничество в рамках ГУУАМ, ОБСЕ, ООН, Совета Европы, также как и интенсификация двусторонних отношений, будут способствовать усилению эффективности наших действий в этом направлении".

Экономическая составляющая объединения ГУУАМ также нуждается в качественно новом подходе, сказал Воронин. Он выразил надежду, что вступление в силу Соглашения о создании Зоны свободной торговли ГУУАМ и интенсификация сотрудничества между торгово-промышленными палатами позволят существенно активизировать отношения стран в этом направлении. "Этот процесс без сомнения приведет нас к необходимости пересмотра характера нашего сотрудничества в таможенной и пограничной сферах, финансово-банковской области, в сфере рынка труда и миграции. Это объективный и единственно возможный процесс, если мы действительно стремимся к решению актуальных задач", - цитирует президента РМ "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Владимир Воронин предложил "возобновить дискуссии о сотрудничестве в области энергетической безопасности". Для этого, по его словам, необходимо в ближайшее время организовать встречу экспертов, а затем и министров энергетики стран ГУУАМ для "обсуждения и координирования дальнейших совместных действий и создания перспективной концепции энергетической безопасности наших стран". Воронин заявил, что молдавская сторона считает важным поддержать внедрение проектов ГУУАМ в экономической сфере, стимулировать совместные проекты в области туризма, информационных технологий и развития инфраструктуры, передает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Саммит несбывшихся надежд

Именно обсуждение плана приднестровского урегулирования, по мнению аналитиков, должно было стать своеобразным стержнем работы всего саммита. Как заметил в беседе с корреспондентом РИА "Новости" политолог Андрей Сафонов, без обсуждения проблемы Приднестровья "потеряло всякий смысл рассмотрение и других конфликтов - в Нагорном Карабахе, Абхазии и т.д." По мнению Сафонова, во взгляде на урегулирование приднестровского конфликта "скрываются глубокие противоречия между Украиной и Молдавией в подходе к этой проблеме".

Незадолго до саммита президент Молдовы Владимир Воронин однозначно заявил: "Если в этом проекте будет присутствовать слово "федерализация", мы даже читать его не будем". За несколько дней до саммита в Киев отправились высокопоставленные чиновники кишиневской власти, но найти общие позиции с украинцами им, как стало понятно уже на саммите, не удалось. Поэтому политическая составляющая - проблемы региональных конфликтов - проговаривалась в уже известной риторике на эту тему.

"Невооруженным взглядом любого неискушенного гражданина Молдавии видится смысл всей украинской конструкции - окончательно узаконить вывод приднестровского региона из-под юрисдикции Молдавии и создать независимое от нее государство, - заметил Сафонов. - Или, мягче говоря, в стиле уже нынешней дипломатической риторики, ввести такое новое искусственное образование в сферу влияния и интересов... Чьих, скорее всего, не надо указывать даже пальцем. Ну, а как же тогда понимать очень эмоциональные заявления Михаила Саакашвили о главной задаче, стоящей перед ГУУАМ, - решении региональных конфликтов в рамках борьбы с сепаратизмом и создание единых государств на территориях-"владельцах" подобных проблем?"

Противостояние территорий и регионов - наследие распавшегося Советского Союза. По бывшим республикам, как фантомы беды, пронеслись ураганы идей, породивших конфликты между административными единицами целостных объединений. По замечанию грузинского президента, "это принесло много горя и страданий жителям теперь уже независимых государств, ставших жертвами сепаратизма". "Это относится ко всем странам-участникам ГУУАМ", - подчеркнул Саакашвили. "Каким же тогда образом страна-партнер в этом объединении - Молдавия - выпадает из общих тенденций, подходов и приоритетов только что реанимировавшего себя объединения, которое, по словам одного из участников саммита, преодолевает "политическую депрессию" своих прежних отношений? - заметил Сафонов. - Начинать с двойных стандартов новую "семейную жизнь" - это вряд ли обнадеживающее начало", пишет РИА "Новости".

Как говорили журналисты, освещавшие кишиневский саммит, вместо плана урегулирования приднестровского конфликта украинские представители предложили высокому собранию план раздела одной из стран-участниц. Экономическая составляющая, пожалуй, внесла некую конструктивность в решения саммита. Территориальная безопасность, зоны свободной торговли, энергетическая составляющая дальнейшего развития экономики стран-участниц - все это было предложено в рамках идей. Конкретные планы и проекты еще предстоит разрабатывать. Но будет ли такое детище жизнеспособным? Этот вопрос рожден некоей диструкцией во взаимоотношениях стран Восточной Европы. Уж слишком разные у них амбиции, интересы и побуждения, считает политолог.

Неучастие президента Польши Александра Квасьневского в саммите наводит на размышления. Что это? Соперничество амбиций, разные взгляды на позиционирование своих стран в регионе, столкновение интересов? Не секрет, что Польша видит себя лидером среди стран Восточной Европы. Но после "оранжевой революции" энергия эйфории заносит на пьедестал объединителя в регионе и Украину. Понравится ли это Венгрии и Чехии, которые намного раньше преодолели в своих странах "разброд и шатания" при формировании рыночных отношений и демократизации общества? Вряд ли они признают лидерство Польши. Да и у республик Прибалтики амбиции куда шире, чем об этом думают соседи, считает Сафонов.

Не устроят устремления Украины и Румынию. Уже в ходе обсуждения главного вопроса, поставленного на саммите, прозвучало далеко не единогласие этих стран. "Мы рассматриваем Молдавию как единое целостное независимое государство, - сказал президент Румынии Траян Бэсеску. - Приднестровский конфликт должен решаться согласно европейским стандартам с соблюдением Конституции Молдавии". А вот о Конституции как раз ни слова не было сказано Виктором Ющенко.

И если по выводу российских войск с территории Грузии и Молдавии Михаил Саакашвили говорил с энтузиазмом, то вряд ли с решением региональных вопросов "по Ющенко" он согласится с таким же оптимизмом. Как говорится, "ребенок еще в проекте, а проблем невпроворот". Сафонов уверен, что "не все республики СНГ согласятся и с трактовкой министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили". В беседе с грузинскими СМИ в Кишиневе перед началом саммита она сказала: "Даже не надо думать о том, будет ли ГУУАМ альтернативой СНГ. У СНГ уже нет никакой перспективы". "Такая категоричность в заявлении от имени всех стран СНГ может быть невоспринята теми республиками, у которых свои интересы на постсоветском пространстве, - заметил политолог. - Точно так же, как может не стать единственно верной для всех идея Виктора Ющенко о решении конфликта в Приднестровье".

Газета "Время" приводит комментарий западного аналитика Владимира Сокора. Этот человек известен как своего рода неофициальный рупор администрации Владимира Воронина, озвучивая то, о чем не говорит вслух молдавский президент. По его мнению, предложения Украины по урегулированию приднестровского конфликта неприемлемы для Молдовы, поскольку они предполагают узаконивание "сепаратистского тираспольского режима". "Инициатива Украины носит односторонний характер и как бы исключает соседнюю Румынию. Если предложения будут приняты, Молдавия останется без своих стратегических партнеров: один на один с Украиной. Не нужно вступать с Украиной в полемику, надо профессионально и спокойно проанализировать предложения и указать на их уязвимые места ", - сказал Сокор.

Приднестровское урегулирование: шаг вперед, два назад

Посредники в приднестровском урегулировании от России, Украины и ОБСЕ встретились 19 апреля в Вене для обсуждения совместных действий по возобновлению переговоров между Молдовой и Приднестровьем. Как передает "ИНФОТАГ" со ссылкой на МИД России, в ходе встречи посредники согласовали "действия по возобновлению переговорного процесса с целью продолжения работы над всеобъемлющей и устойчивой моделью урегулирования и в ближайшее время направят представителям Молдовы и Приднестровья соответствующее предложение". Участники встречи продолжили с военными экспертами работу над подготовленными Миссией ОБСЕ в Молдове материалами, "регламентирующими различные мероприятия по контролю над вооружениями и мерам доверия применительно к Молдове". По мнению посредников, проекты документов, "разработанные с учетом накопленного в Европе опыта, могут быть востребованы в рамках процесса политического урегулирования приднестровского вопроса".

20 апреля молдавская сторона заявила о приостановлении своего участия в работе Объединенной контрольной комиссии (ОКК), осуществляющей руководство миротворческой операцией в Приднестровье. Поводом для демарша послужило нарушение властями непризнанной ПМР договоренностей о свободном перемещении людей в Зоне безопасности приднестровского конфликта. Новое обострение отношений произошло на фоне оптимистичных заявлений посредников от России, Украины и ОБСЕ о возможном возобновления политического переговорного процесса по проблеме Приднестровья и накануне саммита ГУУАМ в Кишиневе, пишет "Время".

Проблема свободного передвижения людей и грузов в Зоне безопасности регулярно становится предметом обсуждения ОКК, каждый раз, когда наступает пора полевых работ. Дело в том, что сельхозугодья крестьян семи молдавских сел находятся за так называемой границей между Молдовой и приднестровским регионом на левом берегу Днестра. По всему периметру границы выставлены посты приднестровских силовых структур - пограничников, таможенников и милиции. За провоз продукции с фермеров требуют экспортную пошлину. До осени прошлого года крестьянам удавалось решать эти вопросы на неофициальном уровне или попросту пересекать границу объездными путями. Но с октября с.г. приднестровские власти режим ужесточили, объезды перекопали, а от фермеров потребовали регистрации в налоговых органах ПМР. Возмущенный народ засыпал Контрольную комиссию жалобами и начал проводить акции протеста в непосредственной близости от погранпостов, пишет "Время".

Молдавская делегация в ОКК назвала приднестровские пропускные пункты незаконными и противоречащими соглашению от 1992 года "О мирном урегулировании конфликта в Приднестровье". Кишинев потребовал упразднить КПП или заменить их постами миротворцев. Семь месяцев проблему бесплодно пытались решить в рамках комиссии. Лишь на прошлой неделе после десятков очередных и внеочередных заседаний ОКК вроде бы удалось прийти к компромиссу. Правда, это потребовало вмешательства политических переговорщиков - министра реинтеграции Молдовы Василия Шовы и министра иностранных дел Приднестровья Валерия Лицкая. В итоге Кишинев и Тирасполь, при участии российской и украинской сторон, подписали протокол о свободном перемещении людей, грузов и сельхозтехники в Зоне безопасности. Молдавская сторона даже согласилась выплачивать Приднестровью в виде компенсации за перевозимую сельхозпродукцию 0,18% от ее стоимости. Контроль за исполнением решения возложили на военных наблюдателей от России, Молдовы, Украины и Приднестровья. Однако, пишет "Время", уже 18 апреля появились сообщения о несоблюдении достигнутых договоренностей властями сепаратистского региона и новых задержаниях транспортных средств в Зоне безопасности. В связи с этим молдавская делегация в ОКК приостановила свое участие в работе этой комиссии и обратилась к действующему председателю ОБСЕ с ходатайством об отправке в республику группы международных наблюдателей для мониторинга ситуации в Зоне безопасности.

Член ОКК от Молдавии Ион Ляху сказал корреспонденту "Времени", что поведение приднестровских властей еще раз подтверждает их неспособность соблюдать взятые на себя обязательства, а также то, что комиссия исчерпала все механизмы воздействия на ситуацию в регионе. "Мы надеемся, что объявленный молдавской делегацией перерыв станет поводом для размышлений государств-гарантов и посредников", - сказал Ион Ляху.

В Тирасполе демаршу Кишинева дали геополитическую трактовку. Глава приднестровской делегации в комиссии Александр Порожан увязал заявление молдавской стороны с намерениями ликвидировать нынешний формат миротворческой операции, а также с предстоящим саммитом ГУУАМ. По его словам, перед саммитом Молдова демонстрирует антироссийский курс и пытается поддержать легенду о "злых сепаратистах", чтобы инициировать ввод в регион западных воинских контингентов, пишет "Время".

Новый виток напряженности в отношениях левого и правого берегов Днестра случился на фоне встречи посредников от России, Украины и ОБСЕ в Вене. По заявлению сторон, в австрийской столице они продолжили работу над материалами, регламентирующими различные мероприятия по контролю над вооружениями и мерам доверия применительно к Молдавии и Приднестровью, и согласовали вариант совместных действий по возобновлению переговорного процесса. Получить более подробные сведения об итогах встречи в МИД РФ не удалось. Российский представитель Валерий Нестерушкин в Москву еще не вернулся. Глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл также не смог сообщить ничего конкретного. Дипломат лишь сказал, что, как только документы обретут реальные очертания, с ними будут ознакомлены представители Кишинева и Тирасполя. Что касается возросшей напряженности в Зоне безопасности, то, по словам господина Хилла, это, безусловно, осложняет возобновление переговоров. Между тем стало известно, что министр реинтеграции Молдовы Василий Шова 20 апреля посетил Киев. О цели визита господина Шовы в аппарате министра сообщить отказались. Скорее всего, блиц-визит главного молдавского переговорщика по приднестровскому вопросу был напрямую связан с намерением Украины предложить на саммите ГУУАМ собственный план урегулирования замороженного конфликта, пишет "Время".

21 апреля делегация Республики Молдова при ОБСЕ проинформировала Постоянный совет организации о продолжающихся дестабилизационных действиях со стороны сепаратистского режима, которые привели к усилению напряженности в Зоне безопасности, передает "МОЛДПРЕС" со ссылкой на пресс-службу МИД РМ. Посредников призвали использовать свое влияние, чтобы обеспечить нормальную деятельность ОКК. В качестве первого шага для избежания риска и возможных провокаций молдавская делегация попросила ОБСЕ направить в регион международных наблюдателей. Соединенные Штаты и Европейский союз, а также ОБСЕ, отреагировав на представленную информацию, единодушно осудили "безответственные действия" приднестровских властей. Было отмечено, что они вписываются в серию провокаций, организованных в последнее время, в том числе против молдавских школ и железной дороги региона. Была выражена глубокая озабоченность создавшейся в Зоне безопасности ситуацией, приднестровских лидеров призвали немедленно прекратить преследование жителей села Дороцкая, другие действия против населения региона. США также поддержали просьбу Республики Молдова направить международных наблюдателей для контроля ситуации в регионе, информирует "МОЛДПРЕС".

Азербайджан и Молдова согласовали позиции

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 21 апреля впервые приехал в Кишинев с официальным визитом. Безусловно, встречи с руководством Молдовы, как и переговоры в составе делегаций, важны для обеих сторон, но главный итог визита азербайджанского лидера в столицу Молдовы не в этом, пишет "Экономическое обозрение". Ильхам Алиев пролил бальзам на душу не только своему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, приняв его приглашение посетить Кишинев. Куда важнее, что своим приездом он дал надежду на реанимацию ГУУАМ. Без буквы "А", означающей участие в проекте Азербайджана, и название этой структуры было бы куда менее благозвучным, и содержание непонятным.

На пресс-конференции после встречи тет-а-тет двух президентов тема ГУУАМ была одной из ключевых. Если Молдова, Грузия и Украина в последнее время прилагают активные усилия по реанимации этого межгосударственного объединения, то Узбекистан демонстративно дистанцируется от этих попыток, а Азербайджан до последнего момента четких и однозначных оценок не давал. И это не могло не тревожить инициаторов возрождения ГУУАМ, так как без Азербайджана ось Кавказ-Европа теряет свое экономическое наполнение в виде каспийской нефти. Но визит Ильхама Алиева в Кишинев накануне саммита и озвученная им позиция Азербайджана относительно ГУУАМ развеяли все сомнения.

"Уверен, что завтрашний саммит ГУУАМ станет значительной вехой в истории этой организации, - заявил в Кишиневе Ильхам Алиев. - Азербайджан и Молдова с первых дней создания этого объединения принимали активное участие в его становлении, поэтому мы и в дальнейшем намерены тесно взаимодействовать в вопросах регионального сотрудничества. ГУУАМ должен стать объединяющим началом для всех его участников в вопросах реализации совместных экономических проектов, решения политических проблем и противодействия сепаратистским устремлениям. Между Молдовой и Азербайджаном нет никаких разногласий, и мы договорились поддерживать друг друга по всем позициям. У нас много общего, и прежде всего - курс на европейскую интеграцию наших стран. Но, к сожалению, и проблемы у нас схожие, основная из которых - агрессивный сепаратизм, от которого страдают наши страны, страдают люди. Мы знаем, что правда и справедливость на нашей стороне. И я уверен, что совместными усилиями, при активной поддержке международного сообщества, мы решим вопросы Приднестровья и Нагорного Карабаха, обеспечив при этом территориальную целостность наших государств", - приводит слова Алиева "Экономической обозрение".

Президент Молдовы Владимир Воронин в своем выступлении меньше внимания уделил ГУУАМ, отметив только, что обе страны намерены сотрудничать на международной арене по всем направлениям, в том числе в рамках ООН и ГУУАМ. Примечательно, что за все время пресс-конференции ни разу не было упомянуто СНГ, чего раньше во время визитов лидеров постсоветских государств не наблюдалось. Владимир Воронин основной акцент сделал на развитии двусторонних отношений.

"У нас давняя дружба с Азербайджаном, и визит президента этой страны в Кишинев стал подтверждением и новым этапом развития этих отношений, - отметил глава молдавского государства. - Во время моего прошлогоднего визита в Баку было подписано 9 двусторонних соглашений, сегодня после нашей встречи подписаны еще пять. В общей сложности юридическая база молдавско-азербайджанского сотрудничества сегодня основывается на 35 документах двустороннего характера. Но главное заключается не в этом, а что у нас есть желание и возможности строить свои взаимоотношения на основе активного и конструктивного диалога, взаимной выгоды и обоюдного интереса. Решение Азербайджана стать главным инвестором Молдовы лучше всего свидетельствует о характере наших отношений и уровне доверия между нашими странами, бизнесменами. Мы ценим и то, что в Молдове трудится многочисленная азербайджанская диаспора, которая активно участвует в строительстве нашего молодого государства на принципах демократии и свободной экономики".

За день до официального визита Ильхама Алиева в Кишиневе состоялось и первое заседание молдавско-азербайджанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Главным итогом проведенных переговоров стало подписание Программы долгосрочного экономического сотрудничества между обеими странами и Плана мероприятий по ее реализации. Несмотря на то, что обе стороны остались довольны итогами заседания и весьма радужно оценили перспективы двусторонних отношений, они не могли скрыть своего разочарования низким уровнем двусторонней торговли, отмечает "Экономическое обозрение". По итогам прошлого года объем товарооборота между Молдовой и Азербайджаном составил всего $3,2 млн., что по признанию обеих сторон далеко не соответствует потенциалу сотрудничества и не отражает степени взаимного интереса. Однако Владимир Воронин считает сам факт проведения первого заседания комиссии значимым моментом в двусторонних отношениях и уверен, что принятая программа долгосрочного сотрудничества станет основой для наращивания как торгового оборота, так и активизации контактов в самых разных областях.

Ильхам Алиев подтвердил стратегический характер сотрудничества Азербайджана с Молдовой. Он отметил, что не случайно первые крупные зарубежные инвестиции азербайджанского бизнеса будут вложены в экономику именно Молдовы. "Строительство нефтеналивного терминала и порта в Джурджулешть, как и возведение нефтеперерабатывающего завода и сети АЗС компанией "Азпетрол" - это коммерческий проект. Но он не был бы возможен без надежной политической базы, существующей между нашими странами. Этот проект играет исключительно важную, стратегическую роль как для наших стран, так и региона в целом. Поэтому это как раз тот пример, когда интенсивный политический диалог и высокая степень доверия между главами государств становится трамплином для бизнеса", - отметил Ильхам Алиев.

В ходе визита азербайджанского президента были подписаны межправительственные соглашения в области трудовой деятельности и социальной защиты граждан, ветеринарно-санитарных правил, информатизации и информационных технологий, воздушного сообщения и сотрудничества телерадиовещательных организаций, сообщает "Экономическое обозрение".

Молдова и Литва упростили визовый режим

Правительства Молоды и Литвы заключили договор о взаимных поездках граждан двух стран. Документ подписали 22 апреля министр иностранных дел Республики Молдова Андрей Стратан и секретарь министерства иностранных дел Литвы Альбинас Янушка, сообщает "МОЛДПРЕС". Согласно договору, молдавские граждане смогут ездить в Литву по визам без приглашений и без уплаты консульских сборов, а литовские граждане смогут приезжать в Молдову без визы на срок до трех месяцев.

Перед открытием саммита ГУУАМ состоялась двусторонняя встреча президентов Молдовы и Литвы Владимира Воронина и Валдаса Адамкуса, приглашенного на заседание организации в качестве наблюдателя, передает "МОЛДПРЕС". Во время беседы Адамкус рассказал о своей недавней встрече с государственным секретарем США Кондолизой Райс, которая весьма положительно отнеслась к его намерению участвовать в саммите ГУУАМ в Кишиневе и встретиться с президентом Владимиром Ворониным. Руководство США приветствует тот факт, что страны-члены и партнеры этой организации определили пути сближения интересов, сказал Валдас Адамкус. Говоря о своем недавнем визите в Брюссель, президент Литвы отметил, что официальные лица Евросоюза поддерживают инициативу членов ГУУАМ об укреплении сотрудничества в рамках этого региона. Литвы заинтересована в максимальном содействии активизации этому процессу, а также в перспективах европейской интеграции Республики Молдова, сказал Валдас Адамкус. Он подчеркнул, что Литва готова оказать Республике Молдова всю необходимую поддержку и поделиться накопленным опытом в процессе вступления в Евросоюз, и отметил важность принятого недавно решения об открытии дипломатической миссии своей страны в Кишиневе.

Молдова и Румыния выйдут на новый уровень парламентского сотрудничества

Республика Молдова намерена обозначить новый уровень двусторонних отношений с Румынией, в частности парламентских. Для этого требуется внедрение новых механизмов сотрудничества, в том числе на уровне профильных парламентских комиссий обеих стран. Об этом заявил председатель законодательного органа РМ Мариан Лупу на встрече с послом Румынии в Молдавии Филипом Теодореску, передает "МОЛДПРЕС". Спикер отметил, что до 2007 года предстоит точно обозначить новые обстоятельства, которые возникнут с принятием Румынии в Европейский союз, чтобы определить, как они повлияют на двусторонние отношения. Цель этих мер состоит в ориентации на стабильное, крепкое и долгосрочное сотрудничество, сказал Марианн Лупу.

Румыния уже выразила полную готовность оказать Молдове поддержку на пути европейской интеграции, в том числе в приведении молдавского законодательства в соответствие с общеевропейскими стандартами. По словам Филиппа Теодореску, Румыния будет и в дальнейшем поддерживать усилия Молдовы по политическому решению приднестровского конфликта с соблюдением территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова.

На встрече обсуждались и вопросы развития экономического сотрудничества между двумя странами, сообщает "МОЛДПРЕС".

Эрхард Бусек: "Молдавия отстает"

"Не только в Молдавии, но в целом все, что касается Политики соседства, находится в движении. Румыния движется в направлении Европейского союза, в обозримом будущем можно говорить об изменении отношения к Украине и, судя по моим наблюдениям, также есть изменения в отношении к Молдавии", - заметил специальный координатор Пакта стабильности для стран юго-восточной Европы (ПСЮВЕ) Эрхард Бусек в интервью "Независимой Молдове". "Пока непонятно, как это сработает, но существующая перспектива многообещающа", - заметил Бусек.

Он сказал, что высоко оценивает то, что в Молдове стало возможным избрание президента. "Я думаю, конституционный и институциональный кризис не помог бы стране. Очень важно, что последует за этим, - как будут действовать президент, правительство, парламент, какое законодательство будет приниматься, как изменится администрация".

Комментируя эффективность сотрудничества Молдовы в рамках Пакта стабильности, Бусек сказал: "С тех пор, как Молдавия присоединилась к Пакту стабильности в середине 2001 года, она предпринимает огромные усилия, чтобы стать его полноправным членом. Однако трудности существуют не только с молдавской стороны, но и со стороны Европейского союза, так как пока не совсем ясны перспективы для Молдавии. Существует различие между Молдавией и другими партнерами в рамках Пакта стабильности, так как у остальных участниц Пакта есть ясная перспектива членства в ЕС. Тем не менее, по мнению ЕС, Молдавия должна присоединиться к как можно большему числу инициатив Пакта, например, по борьбе с организованной преступностью, в области транспорта. Мы также стремимся вовлечь Молдавию в энергетическое сообщество Юго-Восточной Европы".

Оценивая шансы Молдовы на вступление в ЕС, спецкоординатор ПСЮВЕ предположил, что, возможно, в рамках Политики соседства, которая наряду с Молдовой включает Украину и другие страны, не в столь близком будущем, Молдова станет членом ЕС. "Но очевидно и то, что способность ЕС интегрировать новые страны весьма ограничена. Это требует времени. Так в реальности интеграция в ЕС 10 новых членов еще не закончилась, хотя формально уже все свершилось", - заметил Бусек в интервью "Независимой Молдове".

Говоря о движении Молдовы по пути реформ, Эрхард Бусек констатировал положительные перемены. "Совет бизнес-консультантов в рамках Пакта стабильности предпринял бизнес-миссию в Молдавию, и отчет об этой командировке был намного более позитивным, чем раньше. Это очень важный сигнал. В результате мы приняли решение предпринять еще одну миссию Совета бизнес-консультантов в Молдавию уже в конце этого года".

Для быстрого продвижения вперед Молдове, по мнению спецкоординатора ПСЮВЕ, необходимо многое изменить в системе управления. В частности, переосмыслить понимание работы свободной рыночной системы. "Это зависит не только от парламента и правительства, это, скорее, общее ощущение осознания и соблюдение правил игры", - заметил Бусек в интервью "Независимой Молдове".

По словам Эрхарда Бусека, Евросоюз ждет от Молдовы всех усилий, которые направлены на трансформацию. "Но это не только работа парламента и правительства, и я хотел бы подчеркнуть это снова. Это работа по созданию гражданского общества и осознание необходимости демократии".

Коснувшись разрешения приднестровского конфликта, Бусек сообщил, что Пакт стабильности оказывает большое давление на ОБСЕ, чтобы что-то сдвинулось в этом вопросе, и занимается повышением осознания проблемы среди стран-членов ЕС. "У некоторых стран-членов ЕС очень хорошие отношения с Россией. И мы подталкиваем их к тому, чтобы они воспользовались этим для улучшения ситуации в Приднестровье", - сказал Бусек.

По его мнению, по сравнению с другими странами региона Молдова находится в самой сложной ситуации, так как у нее до сих пор нет ясно заявленной перспективы членства в ЕС, можно сказать, что она отстает. У других стран Пакта стабильности есть множество проблем, но есть ясная перспектива членства. "В отношении Молдавии нам нужен серьезный процесс внутри Молдовы и внутри ЕС. На это будут направлены последующие шаги. Я связываю большие ожидания с конференцией "Молдавия-ЕС", которая пройдет в Кишиневе в конце апреля. Там будут представлены доклады о Молдавии различных фондов. Также переговоры и впечатления, которые мы получим в Кишиневе, могут привести к пониманию того, какими должны быть последующие шаги", - сказал спецкоординатор Пакта стабильности в интервью "Независимой Молдове".

Консультации по выполнения программы НАТО

Задачи Молдовы в рамках выполнения программы НАТО "Партнерство во имя мира" обсудили с молдавскими специалистами прибывшие 20 апреля в Кишинев эксперты "Процесса пересмотра и планирования партнерства в рамках Евроатлантического партнерства", передает "МОЛДПРЕС". Группу экспертов возглавлял начальник управления планирования департамента оборонной политики и планирования НАТО Френк Боланд. Консультации проходили по вопросам взаимодействия с армиями-партнерами и членами Североатлантического альянса. Анализировались результаты и перспективы выполнения задач в рамках партнерства, обсуждались новые инициативы, среди которых - Индивидуальный план действий партнерства, Индивидуальный план партнерства против терроризма, Индивидуальный план партнерства по развитию оборонных институтов, другие документы. Консультации завершились 22 апреля.

Освобождение террористов из "группы Илашку" взял под контроль комитет министров Совета Европы

Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) решил внимательно следить и заслушивать на каждом заседании вопрос о выполнении решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) об освобождении членов "группы Илашку" - "политических заключенных тираспольского неконституционного режима" - до их освобождения. Как сообщает "БАСА-пресс", КМСЕ принял это решение после многодневных дебатов на тему невыполнения этого решения ЕСПЧ. Европейский форум установил факт невыполнения в течение девяти месяцев со стороны Российской Федерации и, соответственно, Республики Молдова решения ЕСПЧ о безотлагательном и безоговорочном освобождении двух "политических заключенных", членов "группы Илашку" Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попы, которые все еще находятся в приднестровской тюрьме. Согласно резолюции, вынесенной комитетом министров Совета Европы 22 апреля, российские власти призываются в срочном порядке способствовать выполнению решения ЕСПЧ, а молдавские власти - продолжить усилия по освобождению двух заключенных.

На запрос "БАСА-пресс" Алина Раду, директор издания "Ziarul de garda", заявившего о своем активном участии в деле освобождения двух заключенных, заявила о намерении не упускать этот вопрос из виду и следить всеми доступными средствами за тем, как выполняется решение ЕСПЧ об освобождении Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попы. "Мы будем постоянно заострять внимание на этом вопросе как гражданского общества, молдавских властей, так и международного сообщества. В любом случае решение ЕСПЧ подлежит исполнению", - подчеркнула Алина Раду.

Андрей Иванцок и Тудор Петров-Попа содержатся в тираспольской тюрьме с 1992 года по обвинению в совершении террористических актов в ходе вооруженного конфликта на Днестре. В июле 2004 года Европейский суд по правам человека признал незаконным содержание Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попы в тюрьме и потребовал их незамедлительного освобождения, напоминает "БАСА-пресс".

Новое молдавское правительство

19 апреля Молдова получила новое правительство. 20 апреля министры принесли присягу и собрались на свое первое заседание.

"Возрождение экономики - возрождение страны" - так называлась программа деятельности первого кабинета Василия Тарлева. За прошедшие 4 года, судя по отчетам и докладам, возродить экономику вроде как удалось. Теперь у правительства новые цели, пишет "Экономическое обозрение". Их пять: "модернизация экономики, территориальное восстановление страны, повышение уровня жизни населения, укрепление общества и европейская интеграция". "Амбициозные, но прагматичные" - так охарактеризовал их сам премьер. А президент, принимавший присягу у кабинета Тарлева-2, заявил, что у нынешнего правительства есть все шансы войти в историю как команда, осуществившая европейскую интеграцию.

В принципе, новым второй кабинет Василия Тарлева можно назвать с большой натяжкой, отмечает "Экономическое обозрение". Основной костяк правительства составили восемь министров из его предыдущего состава, еще четверо также побывали в коридорах власти, настоящих новичков только двое - экс-председатель Глоденского района Анатолий Городенко (глава Минсельхоза) и экс-директор Флорештского консервного завода Владимир Антосий (министр промышленности и инфраструктуры). Кстати, любопытная деталь: если в правительстве Тарлева-1 было два члена компартии - Валериан Кристя и Дмитрий Тодорогло, то в нынешнем кабинете остался только один - Валериан Кристя. И все-таки, несмотря на такую "деполитизацию" исполнительной власти и настойчивые уверения, что нынешний кабинет - практически "технократы-профессионалы", за вотум доверия правительству Тарлева-2, к удивлению многих, голосовала только фракция Партии коммунистов РМ (ПКРМ).

Христианским демократам и просто демократам программа деятельности нового кабинета, в принципе, понравилась. Дмитрий Дьяков (лидер демпартии (ДПМ) - прим. ИА REGNUM) сказал, что "она гораздо лучше всех тех программ, что были написаны до сих пор". Да и предвыборную критику авторы документа, судя по всему, учли. "Наши избиратели ждут, что именно с сегодняшнего дня их жизнь улучшится, поэтому нам нужно вместе строить демократическое и цивилизованное государство", - заявил лидер ДПМ. Оппозиция, по его словам, существует не только для того, чтобы кричать на улицах, но и для того, чтобы корректировать политику властей: отслеживать каждый их шаг и, если потребуется, конструктивно критиковать. "Достаточно того, что наша страна ходит по Европе с протянутой рукой. Мы должны, независимо от названий наших партий, научиться гордиться своей страной". Однако, начав "за здравие", Дмитрий Георгиевич совершенно неожиданно закончил "за упокой", замечает "Экономическое обозрение". "Фракция ДПМ не будет голосовать за правительство, голосов коммунистов для этого вполне достаточно", - заявил он.

Точно такой же тактики решили придерживаться и христианские демократы, но они были гораздо откровеннее в причинах, побудивших их занять такую позицию. Программа деятельности кабинета Тарлева-2, сказал вице-председатель Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков, может быть и неплоха, но "исходя из той трудной ситуации, в которой находится Молдавия, качество нового правительства было бы гораздо лучшим, если бы премьер при подборе министров проконсультировался и с другими фракциями". Премьер-министра такой демарш конструктивной оппозиции очень обидел. "Честно говоря, я не понял наших оппозиционеров, - сказал он журналистам. - Но мы докажем им, что можем достойно рулить страной". Несмотря на обиду Василия Павловича, позиция ДПМ и христианских демократов, в принципе, понятна и логична: ПКРМ сама сформировала новый состав исполнительной власти, пусть сама и несет ответственность за все, что эта самая исполнительная власть совершит, пишет "Экономическое обозрение".

Как сообщил лидер парламентской фракции альянса "Наша Молдова" (АНМ) Серафим Урекян, голосовать за новое правительство АНМ не может по нескольким причинам. Ну, хотя бы потому, что программа его деятельности - откровенно декларативный документ. Где в ней соизмеримые обязательства и мероприятия? Где конкретные макроэкономические показатели? "Простые расчеты показывают: чтобы добиться увеличения зарплат до обещанных $300, нужно, чтобы ежегодный рост ВВП составлял не менее 15%, а не 6%, как предусмотрено у вас". "6-процентный рост - это предпоследнее место в СНГ. Для остальных стран Содружества характерны показатели в 8-15%", - поддержал своего коллегу Ион Гуцу. "Если бы вы внимательно прочли нашу программу, то заметили бы, что там написано: обеспечение КАК МИНИМУМ 6-процентного роста ВВП. Мы прагматики, но уверяю вас, мы приложим все усилия, чтобы этот показатель был гораздо выше", - ответил недоброжелателям г-н Тарлев. ("Экономическое обозрение").

20 апреля Василий Тарлев прощался со своим старым кабинетом. Оставшимся не у дел министрам он пожелал успехов. Еще вакантны места заместителей министров, намекнул премьер: но если кому-то не достанутся какие-то портфели, не обессудьте. А после обеда кабинет Тарлева-2 собрался на свое первое заседание. "Я желаю всем нам ударной работы и создания сплоченной команды", - пожелал своим подчиненным Василий Тарлев. А еще премьер пообещал стать им "не только начальникам, но и коллегой и другом". И тут же поручил в срочном порядке определиться со структурой, штатным расписанием и планом действий каждого министерства в отдельности. Особенно в свете административной реформы, которую от правительства потребовал провести президент. Другое поручение премьера - неукоснительное выполнение индивидуального плана действий РМ-ЕС. Этот документ стал первым, который утвердило новое правительство. О выполнении индивидуального плана действий министерствам придется отчитываться каждый месяц, каждый квартал и каждые полгода - за три года, отпущенные на реализацию этого документа, европейские эксперты должны будут дважды оценить ход молдавских реформ. В целом, вопросов в повестке первого дня работы нового кабинета министров значилось немного - видимо, Василий Тарлев решил дать своим подчиненным время на акклиматизацию, замечает "Экономическое обозрение".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail