Президент Нагорного Карабаха: Турция стоит на пороге судьбоносного выбора

Баку, 21 Апреля 2005, 10:33 — REGNUM  Выступление президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна на международной конференции "Тяжкие преступления, актуальные вызовы: права человека и геноцид" (Ереван, 20-21 апреля 2005 г.)

"В истории каждого народа имеются даты, которые обладают объединительной силой и определяют его судьбу на долгие десятилетия, а быть может, и столетия вперед. У армян, где бы они ни проживали - будь то в Армении, Арцахе, России, Соединенных Штатах Америки, Франции, Ливане или других уголках планеты, - есть одна общая для всех трагическая дата. Это - День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Каждый год в этот день в разбросанных по всему миру армянских семьях зажигают свечи, поминая безвинно убиенных наших соплеменников.

Люди, знающие историю нашего народа, никогда не зададутся вопросом, почему так много армян проживают за пределами своей исторической родины. История на этот вопрос ответила давно - 90 и более лет тому назад. Однако государство, которое сотворило первый в ХХ веке чудовищный геноцид и которое ныне громогласно заявляет о своей приверженности европейским и общечеловеческим ценностям, к сожалению, до сих пор не покаялось за содеянное им преступление. Более того, это же самое государство ныне предпринимает циничные попытки склонить мировое сообщество к снятию с повестки дня вопроса о международном признании Геноцида армян.

Все те государства, которые на том или ином уровне признали Геноцид армян в Османской империи, неизбежно сталкивались с ответной реакцией официальной Анкары. Поэтому они имели возможность на практике убедиться в том, какие ценности сегодня преобладают в турецком обществе. А они таковы, что в число недоброжелателей турецкого народа автоматически заносятся все те страны, которые исполнили свой долг перед человечеством. Истерика, откровенный шантаж, угрозы разорвать всякие отношения - вот далеко не полный набор средств политического давления на тех, кто признал или собирается признать Геноцид армян.

К сожалению, усилия Анкары в этом направлении зачастую приносят ей желаемые результаты. Верхом цинизма следует считать позицию тех политических деятелей, в том числе ряда стран западного мира, которые, с целью недопущения ухудшения отношений их государств с современной Турцией, заявляют, что принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него якобы не имеет обратной силы, а потому не может быть применима к трагическим событиям 90-летней давности в Западной Армении. Такая позиция не только является типичным примером политического фарисейства, но и создает почву для новых подобных преступлений, причем зачастую со стороны того же государства, которое однажды сотворило геноцид.

Чем, если не следствием безнаказанности совершения Геноцида армян, является блокирование Турцией ведущих в Армению транспортных коммуникаций? Однако более всего поражает то обстоятельство, что это же самое государство, которое по-прежнему упорно игнорирует призыв цивилизованного мира незамедлительно положить конец блокаде Армении и установить с ней дипломатические отношения, еще и претендует на роль посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, не стесняясь при этом однозначно поддерживать позицию одной лишь азербайджанской стороны. Столь своеобразное понимание Турцией посреднической миссии напрямую исходит также из ее отношения к вопросу о признании Геноцида.

А разве не этим же обстоятельством диктуется стремление руководства Азербайджана придать Турции особую роль в разрешении Карабахской проблемы? И чем, если не политикой перманентного геноцида, следует считать отношение руководства Азербайджана к армянскому населению этой республики с момента ее образования? Наглядным подтверждением тому служит история бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. На протяжении всех лет существования НКАО бакинские власти стремились ускоренными темпами изменить демографическую ситуацию в области в пользу азербайджанского населения с целью последующего упразднения армянской автономии. Для реализации этой задачи руководство Азербайджана задействовало такие механизмы, как вопиющую дискриминацию армянского населения в социальной, экономической, культурной сферах, фальсификацию истории армянского народа, запрет на любые экономические и культурные связи Нагорного Карабаха с Арменией, уничтожение армянских памятников культуры, церквей, формирование в азербайджанском обществе образа армян как якобы исторических и непримиримых врагов азербайджанского и всех других тюркских народов.

Точно такая политика руководителями Азербайджана проводилась также по отношению к некогда армянскому большинству Нахичеванской автономной республики, в результате которой там уже в середине прошлого столетия практически не осталось ни одного армянина. Считаю, что печальная судьба армянства Нахичевана должна быть самым надлежащим образом представлена нами международному сообществу в качестве наглядного примера того, что ожидал Нагорный Карабах, будь он и далее в составе Азербайджана.

Все перечисленные механизмы осуществления властями Баку дискриминационной политики в отношении армянского населения создавали благодатную почву для совершения в будущем очередного кровавого геноцида армян - на сей раз в Азербайджане, политические силы которого даже не скрывают, что считают "армянскую" политику Османской и современной Турции примером для подражания. Бакинские власти оказались достойными учениками своих учителей. Уничтожение по этническому признаку и насильственное изгнание из мест постоянного проживания армянского населения Сумгаита, Баку, Кировабада, Шамхорского, Ханларского, Шемахинского и других районов Азербайджана, беспрецедентная осада НКР, ежедневные артобстрелы и бомбардировки Степанакерта с целью уничтожения его мирного населения, безжалостное убийство женщин, стариков и детей в армянском селе Марага, равно как и продолжающаяся блокада Нагорного Карабаха и другие вопиющие преступления бакинских властей против армян полностью подпадают под международное определение геноцида.

К преступлениям против человечества недопустимы двойные стандарты, жонглирования терминами, подмены проблем, спекуляции историческими фактами. Преступления против человечества должны быть осуждены международным сообществом, а их организаторы и исполнители безоговорочно наказаны. Альтернативы такому отношению к геноциду у международного сообщества не должно быть. В противном случае факт совершения геноцида становится не предметом всеобщего неприятия и осуждения, а всего лишь одним из многочисленных инструментов реализации государствами своих геополитических, геоэкономических, региональных, внутриполитических и иных интересов. А поскольку интересы государств преследуют самые различные, зачастую диаметрально противоположные цели, то нередко случается так, что тому или иному правительству в тот или иной период истории бывает выгодно не только предать забвению факт геноцида, но и косвенно оправдать его совершение.

Именно так поступает сегодня руководство Азербайджана, которое под "справедливым" урегулированием нагорно-карабахского конфликта подразумевает полное изгнание из Арцаха его коренных жителей, армян. С этой целью они ведут политику провоцирования мировых и региональных держав, в первую очередь, Турции, на оказание не только политико-экономического, но и военного давления на Армению и Нагорный Карабах. Одновременно азербайджанская пропагандистская машина развернула беспрецедентную кампанию по фальсификации исторических фактов, вплоть до представления армян в глазах международного сообщества как народа, якобы совершившего геноцид азербайджанцев.

К сожалению, такая политика бакинских властей не находит осуждения со стороны международного сообщества. Между тем она таит в себе угрозу формирования у сегодняшнего и будущих поколений азербайджанского общества перманентного чувства ненависти ко всему армянскому народу. Последствия такой политики губительны для построения мер доверия между сторонами нагорно-карабахского конфликта, азербайджанским и армянским народами, которым Богом суждено навеки быть соседями.

Именно порождением этой преступной политики стало потрясшее весь цивилизованный мир жестокое убийство азербайджанским военнослужащим своего армянского коллеги в Будапеште. Реакция на это вопиющее преступление азербайджанского общества, воспринявшего убийцу как национального героя, продемонстрировало миру печальные плоды армяноненавистнической политики властей Баку. Вот почему до тех пор, пока у власти в Азербайджане находятся люди, несущие прямую ответственность за организацию у себя в республике, а также в Нагорном Карабахе массовых убийств этнических армян и продолжающие насаждать в азербайджанском обществе ненависть к армянскому народу в целом, нам будет очень трудно поверить в возможность взаимоприемлемого и цивилизованного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, последующего мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества наших народов и государств.

Где же выход? Какой урок мы вынесли из трагических событий как девяностолетней давности, так и сравнительно недавнего прошлого? Как противостоять впредь преступным намерениям наших соседей и не допустить повторения прошлого?

К сожалению, современная практика международных отношений до сих пор не выработала действенных механизмов предотвращения или, по крайней мере, оперативного пресечения массового истребления людей по национальному, расовому или религиозному признакам.

Национально-освободительное движение народа Арцаха наглядно показало, что в современном мире наиболее эффективным путем противодействия угрозам геноцида являются не бесконечные апелляции к международным инстанциям и ожидания соответствующего вмешательства с их стороны, а самоорганизация общества, готового на вооруженное сопротивление с целью отстаивания данного ему Богом права жить на своей земле. Высшей формой самоорганизации арцахцев стала карабахская государственность, которая при содействии мирового армянства успешно справилась с судьбоносной для нас задачей нейтрализации внешних военных угроз безопасности народа Нагорного Карабаха.

Независимая, демократическая и сильная Армения, независимая, демократическая и сильная Нагорно-Карабахская Республика - вот основные гаранты безопасности нашей нации.

Турецкое государство, открещивающееся от совершенного им преступления, тоже обязано извлечь из содеянного им соответствующий урок. Это необходимо прежде всего для самой Турции и ее народа.

Стремящаяся в Евросоюз Турция сегодня стоит на пороге судьбоносного для нее выбора дальнейшего пути развития государства и общества. В этом контексте отношение Турции к факту Геноцида армян является базовым испытанием для турецкой демократии, равно как и той лакмусовой бумажкой, которая определяет готовность этой страны занять достойное место в содружестве европейских государств. Безусловно, это непростой выбор. Но он незбежен. И этот выбор предопределит не только завтрашний облик самой Турции, но также ее дальнейшую роль в формировании геополитической и геоэкономической архитектуры в регионе, в том числе на Южном Кавказе. Ясно одно: осуществление Турцией эксклюзивной геополитической функции в регионе Южного Кавказа, в том числе в сфере урегулирования конфликтов, в частности, нагорно-карабахского, требуют от нее высокого уровня политической зрелости и способности к концептуальному пересмотру собственного отношения к региону, а также к факторам, определяющим отношение народов региона к турецкому государству.

Сегодня международное сообщество, в первую очередь, Турция, должны ответить на следующий вопрос: что более правомерно и приемлемо с точки зрения цивилизации, международного права, международной стабильности и безопасности - политика отрицания Геноцида армян, что допускает продолжение международного преступления, или же поиск путей покаяния и облегчения последствий Геноцида, олицетворяющий собой историческое и политическое мужество? Ни одно турецкое правительство, сменяя своего предшественника, не сможет избежать груза растущей ответственности, висящего над их государством.

Через два дня мировое армянство, все прогрессивое человечество воздаст дань памяти жертвам Геноцида нашего народа в Османской Турции. И независимо от того, сколько еще пройдет лет, мы всегда останемся с нашей болью. Эта боль будет преследовать армянский народ на протяжении всей его последующей истории. Пройдет еще немало времени, пока наша боль станет болью всего человечества. И это время рано или поздно придет. Наш долг, долг всего прогрессивного человечества - ускорить приход этого времени. А день 24 апреля будет служить для грядущих поколений вечным напоминанием о том, что у преступлений против человечества не может быть срока давности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.01.17
Туристический автобус сгорел в Италии: погибли 16 человек
NB!
21.01.17
«Распутинщина» — смертельный удар по престижу царской России
NB!
21.01.17
Власти Латвии кормят свой народ пропагандой, народ едет за едой в Россию
NB!
21.01.17
Трамп наносит первый удар по Ирану
NB!
21.01.17
Порты: Польша встала поперёк Шелкового пути
NB!
21.01.17
Дышите, не дышите...
NB!
21.01.17
Система управления погодой должна быть международной
NB!
21.01.17
Новый глава Пентагона скептически отозвался о налаживании отношений с РФ
NB!
21.01.17
В Турции состоится референдум по конституционной реформе
NB!
21.01.17
С сайта Белого дома удален раздел об изменении климата
NB!
21.01.17
«Ничто не вечно» — президент Гамбии согласился уйти
NB!
21.01.17
Дубль Левандовски принес «Баварии» трудовую победу над «Фрайбургом»
NB!
21.01.17
«В современной Европе нет юности и юношей». Парадокс русского западничества
NB!
21.01.17
США — Саудовская Аравия. Молчание ягнят
NB!
20.01.17
Египет, Сирия, Кавказ: апофеоз Кавказской войны
NB!
20.01.17
Как преследуют защитников усадьбы Кусково в Москве
NB!
20.01.17
Белый дом: США выйдут из Транстихоокеанского партнерства
NB!
20.01.17
В школах Финляндии шведский язык могут заменить на русский
NB!
20.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 20 января
NB!
20.01.17
Борясь с «Северным потоком-2», Варшава стреляет себе в ногу
NB!
20.01.17
Госдума снова отказала «детям войны» в статусе и льготах: почему
NB!
20.01.17
Россия и Сирия подписали соглашение о размещении ВМФ в Тартусе