Есть мнение, что столица тратит много денег только на то, чтобы быть столицей. Однако никто не говорит о том, что столица еще зарабатывает только потому, что она - столица.

Последние года три много говорят о том, что Твери не хотят присвоить статус столицы Тверской области потому, что столицам положено получать много денег, а платить много денег Твери никто не хочет. Недавно вопрос сдвинулась с мертвой точки - Законодательное Собрание в первом чтении приняло законопроект, внесенный губернатором Тверской области. При этом законодатели учли некоторые разногласия законопроекта с позицией представителей города, и сегодня при Законодательном Собрании Тверской области над созданием компромиссного варианта законопроекта трудится рабочая группа. Законодатели обещают окончательно определиться со статусом Твери осенью, сразу после каникул. А мы тем временем решили изучить опыт финансирования российских региональных столиц, а заодно и порассуждать, за что реально можно платить центру области.

О ситуации вокруг принятия закона о статусе Твери рассказывают непосредственные участники процесса

Владимир ПЛАТОВ, губернатор Тверской области

- Во многих субъектах РФ права административных центров законодательно никак не прописаны. В нашем регионе права областного центра изначально оговорены в Уставе Тверской области. И закон "О статусе города Твери" внесен мной на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания в соответствии со статьей 8 Устава Тверской области. В мае закон был принят депутатами областного парламента в первом чтении подавляющим большинством голосов. Излишняя политизированность, нагнетаемая во время обсуждения закона кругами, близкими к городской администрации, несколько исказила основные цели этого важного документа. Хочу сказать, что никто не ставит под сомнение ведущую роль и значение Твери в жизни нашего региона. Основная цель закона - урегулировать отношения между органами областной власти и органами местного самоуправления. В нем четко обозначены права и обязанности сторон, и, в первую очередь, механизм возмещения Твери разного рода затрат.

Закон, принятый в первом чтении, признает город Тверь административным центром области. И, к примеру, если город несет дополнительные затраты на проведение каких-либо мероприятий областного значения, эти затраты компенсируются областью в определенном, четко прописанном в законе порядке. Согласно статье 6 законопроекта, город САМ вправе определять свои издержки в рамках существующего бюджетного процесса и требовать у области их возмещения, но при этом город должен представить соответствующие обоснования.

Признание Твери административным центром области открывает перед городом и новые возможности. Например, статус федерального центра дает Москве право приоритетного участия в различных федеральных программах, непосредственно затрагивающих интересы города (таких, как развитие Московского метрополитена и целом ряде других программ). Закон "О статусе города Твери" позволяет нашему областному центру входить с инициативами и конкретными предложениями в различные областные программы, также связанные с развитием городской инфраструктуры (дорожное строительство, охрана памятников архитектуры и т.п.).

Марк ХАСАИНОВ, председатель Законодательного Собрания Тверской области

- Принятие закона о статусе города Твери как административного центра Тверской области во втором чтении запланировано на сентябрь-октябрь 2002 года. В данный момент создана рабочая группа, в которую вошли по два представителя от администрации Тверской области, Законодательного Собрания Тверской области, администрации города Твери и Тверской городской Думы. Группа должна доработать законопроект с учетом пожеланий и города, и области. Как известно, главный камень преткновения - это компенсации городу Твери за выполнение им функций административного центра области. Город просит закрепить на постоянной основе не менее 2% от прогнозируемых доходов областного бюджета и выделять эти средства в бюджете области отдельной строкой каждый год. Мое мнение по данному вопросу таково: не следовало бы под видом принятия закона о статусе Твери продолжать споры о межбюджетных отношениях и не надо сводить весь закон к получению дополнительных средств в бюджет Твери. Я считаю, что компенсации за выполнение Тверью столичных функций следует выплачивать так: обосновал город затраты на выполнение какой-то функции, связанной со статусом столицы, представил документы, подтверждающие затраты, - и после этого получает компенсацию из областного бюджета. Пока же никакого обоснования затрат, никаких экономических расчетов Тверь не представила. Тогда у меня возникает вопрос: откуда вообще взялась цифра в 2%? Почему не 3%, не 1,5%?

Александр БЕЛОУСОВ, глава города Твери

- Говоря о статусе Твери, я должен обратить внимание на принципиальный для нас терминологический спор. В законопроекте губернатора Тверь названа "административным центром". Мы же предлагаем называть Тверь "областным центром". Принципиальная разница в том, что вариант губернатора просто предусматривает создание условий для деятельности федеральных и региональных органов власти, а мы настаиваем на том, что Тверь - это не только место сосредоточения государственных властных структур, но и исторический, культурный, духовный, экономический центр области.

Что же касается компенсаций, то никто не спорит с тем, что Тверь - это лицо области, и с тем, что на поддержание памятников культуры, архитектуры, дорог, фасадов зданий Твери нужно выделять дополнительные средства. Наша позиция состоит в том, что Тверь, безусловно, должна защищать и доказывать свои расходы на выполнение функций областного центра, но при этом необходимо законодательно закрепить размер отчислений на выполнение таких функций. Как известно, наш вариант, где мы предлагали отчислять не менее 2% от прогнозируемых доходов областного бюджета, был отвергнут. Недавно на рабочей группе прозвучало предложение сформулировать это так: "не более 2%". Против этого у нас принципиальных возражений нет. Причем цифра в 2% была получена нашими специалистами в результате расчетов. Сразу могу сказать, какие расходы принимались во внимание: благоустройство городских дорог, реконструкция набережной Степана Разина, которую обязательно посещают все иностранные делегации и потенциальные инвесторы, прибывшие в Тверскую область; приведение в надлежащий вид другой достопримечательности Твери - многострадального Путевого дворца; компенсация за оказание помощи больным из области в отделении нейрохирургии больницы №6, в кардиологических отделениях тверских больниц.

А вот говорить о доходах Твери, связанных с приездом в областной центр большого количества людей, я бы не стал. Нет точных расчетов, доказывающих, что польза для экономики областного центра в этом случае больше, чем затраты на амортизацию объектов, которыми пользуются приезжие.