"Свадьба" состоялась".

("АиФ на Енисее", 20.04.05, Андрей Соколов)

В минувшее воскресенье с рекордными результатами завершился марафон по объединению трех субъектов - Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. Политологи уже назвали итоги референдума уникальными: более 60% составила явка, и почти 93% сказали "да" обновленному краю. Такую активность наш регион уже давно не показывал. Даже на президентских выборах.

ЕЩЕ 3 месяца назад никто с уверенностью не мог сказать, что референдум состоится. Нет, жители края не против объединения, однако люди устали от бесконечных выборов, обещаний политиков, постоянно зовущих в "светлое будущее", но проводящих, по мнению населения, антинародные реформы.

В начале марта социологический срез спрогнозировал явку не выше 34%, тогда подключили административный ресурс, различные пиар-технологии. И сработало. Главный аргумент, который приводили на встречах краевые чиновники, - богатство "невест" (так ласково назвали Таймыр и Эвенкию), и их надо "брать", пока другие "женихи" не увели.

Предстоящее объединение действительно стало объединяющим. Под его знамена встали краевые политики всех мастей, казалось бы, до этого самые непримиримые противники: коммунисты, "единороссы", "яблочники"... Зачастили в Сибирь и столичные политики. Кто только не побывал в крае за последние 2 недели! Разве что президент. Однако свою лепту в дело объединения Путин все же внес: буквально за неделю до голосования издал указ о государственной поддержке Сибирского региона. Правда, с оговоркой: если объединение состоится.

Но если бы присуждали звание "Лучший агитатор", то его бы, безусловно, получил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Сотни встреч, постоянные перелеты, переезды из города в город, из района в район... Но "жених" выстоял и на ночной пресс-конференции не скрывал своей радости. Правда, журналисты теперь зубоскалят, выясняя, кто будет старшей, а кто младшей "женой" - по объему богатств недр территории или по результатам голосования. Что ж, "свадьба" состоялась! Только "Горько!" кричать не будем. Лучше уж подождем обещанной "сладкой" жизни.

"Пять Франций. И ни одного Парижа...".

("Сегодняшняя газета", 20.04.05, Виктор Нефедов)

Референдум Красноярского края по объединению с Таймыром и Эвенкией состоялся, его результаты действительны. За объединение высказалось 92,43 процента граждан, пришедших к урнам. Итоги предварительные, но исход дела уже решен. Это ясно всем.

Как сообщил председатель крайизбиркома Константин Бочаров, официальные итоги могут быть обнародованы примерно 24 апреля. Напомним, что решение об объединении поддержали жители Эвенкии - "за" высказались 79,87 процента, а на Таймыре эту же позицию поддержали 69,95 процента участвовавших в референдуме.

Константин Бочаров и член Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Лысенко назвали лидеров и аутсайдеров.

По количеству избирателей, проголосовавших на референдуме, первенствует Северо-Енисейский район (82,83%), на последнем месте - Боготольский район (52,13%). В Красноярске больше всего избирателей проголосовало в Центральном районе (70,77%), меньше всего - в Советском (свыше 67%). Из городов края на первом месте по количеству проголосовавших - Назарово (82,9%), на последнем - Ачинск (47,35%). Наряду с Ачинском не преодолел пятидесятипроцентный порог явки и Канск. Лысенко отметил, что в диапазоне 50-60% явки находятся 20 муниципальных образований, 60-70% - 33 муниципальных образования, 10 находятся в пределах 70-80%.

Лидерами, где превышена планка 80%, стали Назарово и Северо-Енисейский район. Кежемский район набрал наибольшее количество сторонников объединения - 95,83%. Несмотря на самую высокую явку, в Северо-Енисейском районе - наибольшее количество высказавшихся против, 10,29%. В Красноярске первенство по проголосовавшим "за" досталось Свердловскому району - 95,54%, больше всех проголосовавших "против" проживает в Советском районе - 6,14%. Среди городов и районов края абсолютное первенство по графе "за" принадлежит Лесосибирску - 95,03%, по графе "против" Норильску - 25,19%.

Реальное объединение начнется с 1 января 2007 года, когда Эвенкия и Таймыр войдут в состав объединенного Красноярского края. Тогда будут упразднены административные границы территорий и избран губернатор края. Затем, в сентябре - октябре 2007 года, должны будут пройти выборы в единое Законодательное Собрание. Таким образом, в России появится крупнейший субъект Федерации, занимающий территорию, сравнимую с пятью Франциями. Пять Франций, и ни одного Парижа. Зато какая ширь и мощь!

"Явка вместо рывка".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 20.04.05)

Чиновники могут, когда хотят.

Весь последний месяц звонить кому бы то ни было из чиновничьей братии в поисках новостей было совершенно бесполезно. На невинный вопрос: "Чего у вас нового?" в лучшем случае отвечали, - "Ой, отстаньте, у нас явка на референдум!" Губернатор доселе (не считая предвыборного марафона, когда он еще и не был губернатором) не встречался так часто с народом и не говорил столь задушевно о наболевшем - референдуме. Его замы - тоже. Их замы, помощники, начальники управлений и т.д. - соответственно. Как и депутаты, даже хронические оппозиционеры. Директоры школ, руководители МУПов - все обеспечивали явку. Бизнесмены - и те подключились. Не обошлось даже без священнослужителей. В день голосования все подчиненные отправляли гражданский долг и отчитывались перед вышестоящими. И так до самых верхов - прямо демократический централизм из устава КПСС какой-то. И все это не за деньги, а за совесть.

И явка не устояла! Подскочила до невероятных высот, до 63 процентов. Никогда в постсоветское время не было ничего подобного в крае и наверняка уже не будет. А все объясняется просто. В том, чтобы референдум состоялся, каждый чиновник был заинтересован лично: в случае чего любой мог запросто и места лишиться. Вплоть до губернатора.

А если бы на вопрос: "Чего у вас нового?" чиновники отвечали бы, - "Ой, не трогайте, у нас - благосостояние народа"? Страшно подумать... Красноярский край совершил бы уже такой экономический рывок, что мы бы его и недожали.

"Объединяй и властвуй".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 20.04.05, Виктор Басков)

Вопрос после референдума: как управлять новым регионом?

Итак, референдум состоялся. Взлетевшая до невиданных высот сознательность граждан плюс административный ресурс дали выдающийся результат. Такой активности избирателей могли бы позавидовать организаторы советских времен. Конечно же, заметно повлиял на явку Александр Р.- Хлопонин, в срочном порядке ставший красноярцем. Раньше губернатор даже в собственных выборах не участвовал, а тут - с утра пораньше пришел на участок и проголосовал. Тех же, кто, в отличие от Александра Геннадиевича, к урнам не спешил, члены избиркомов поторапливали, взяв на вооружение методы Свидетелей Иеговы: обзванивали по телефону или навещали лично. В итоге сказали референдуму "да" более 60 % жителей края. Подавляющее большинство поставило "галочку" за объединение. Словом, решение о восстановлении исторической справедливости принято. Цель, к которой так стремились, достигнута. Что дальше?

Далее уместно вспомнить о том, что конечной целью является не положительный исход референдума, а реальное единство края. Более того - улучшение жизни всего населения объединенной территории.

О том, как всем будет хорошо вместе, говорилось много. Конкретных действий и даже четких планов пока не видно. Ну, не считать же таковым меморандум об особом статусе Таймыра и Эвенкии! Сей документ, подписанный тремя губернаторами, обещает сохранение бюджетной обеспеченности и социальных гарантий для жителей автономных округов не ниже нынешнего уровня. В переводе на более понятный язык это означает: "Хуже не будет!". Поскольку экономика края худо-бедно развивается, такого рода "особым статусом" можно смело наделять все города и районы. Но важно, чтобы становилось лучше.

Экономическое благоденствие между тем должно достигаться не подписанием деклараций, а, как неоднократно заявлялось, улучшением управляемости краем. Вот здесь-то и кроются самые большие неясности.

О том, что станут представлять собой новые органы власти, похоже, никто точно не знает. Известно лишь, что единый субъект Федерации будет образован 1 января 2007 года. С этого момента прекращаются полномочия губернаторов автономных округов, Думы ТАО и Суглана Эвенкии. Натри месяца вся полнота власти перейдет к нынешнему губернатору и Законодательному собранию Красноярья. В апреле должны состояться выборы ЗС объединенного края, которому предстоит утвердить названную президентом кандидатуру нового главы региона.

С будущим губернатором все более или менее понятно - на кого президент укажет. А краевой парламент предстоит избирать. Как - вопрос. Например, члены Суглана предлагали увеличить представительство автономии с одного до трех-четырех депутатов. На этот счет даже развернулась дискуссия, руководитель экспертно-правового управления ЗС. Любовь Елизарьева высказала сомнения в необходимости такого количества защитников интересов Эвенкии. В соответствии с федеральным законодательством максимум, на что могут рассчитывать автономии - по два представителя от каждой. Однако спор оказался беспредметным. Кремль устами председателя Центризбиркома Александра Вешнякова заявил о том. что выборы по одномандатным округам отменяются. Депутаты будут избираться только по партийным спискам. Следовательно, может статься, автономии не будут иметь не только по четыре представителя, но даже по одному. После таких шагов Кремля продолжать обсуждение структуры нового парламента на региональном уровне не имеет никакого смысла.

В структуру краевой администрации федеральная власть вроде бы пока не вмешивается. Но и в этом вопросе многое непонятно. Чиновникам не удается "оптимизировать" даже свой нынешний аппарат. Об административной реформе было заявлено больше года назад. Вместо управлений и комитетов, которые зачастую дублируют друг дружку и порой контролируют сами себя, должны были появиться департаменты, агентства и службы. Число чиновников - в том числе заместителей губернатора - планировалось сократить. Эти преобразования власти намеревались завершить в нынешнем апреле. Воз, как видим, и ныне там.

О том, сколько времени потребуется на строительство системы управления объединенным краем, можно только гадать. Из "серого дома" нужно рулить удаленными и труднодоступными Эвенкией и Таймыром. Как будет организовано такое дистанционное управление - не решено. Получат ли руководители бывших самостоятельных субъектов более широкие полномочия, чем главы других районов края, или, следуя примеру Федерации, власть будет максимально централизована - тоже неизвестно. Кстати, от ответа на этот вопрос зависит и структура властных органов Эвенкии и Таймыра, которая очерчена пока весьма расплывчато.

...Впрочем, не все в постреферендумный период так неопределенно. С большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие дни многие руководители края отправятся в отпуска. После напряженной работы по обеспечению положительного исхода голосования - грех не отдохнуть! Край, как выразился один из депутатов ЗС, вновь переключат на автопилот. Вначале все чиновники были заняты агитацией. Теперь захотят расслабиться. А там уже и пора летних отпусков не за горами.

Вот тут-то красноярцы и заметят, что изменилось после референдума. Цены, сдерживать которые будет некому и незачем, дружно подскочат. Предприниматели поспешат компенсировать убытки, понесенные за те несколько месяцев, когда рост цен искусственно ограничивался, дабы не нервировать население в канун голосования. Бензин, хлеб, проезд в маршрутках... Это лишь малая толика товаров и услуг, ждущих подорожания. Ну а доходы населения... Они тоже вырастут. Но не завтра. И лишь в том случае, если власть сумеет использовать все преимущества единой территории с таким же успехом, с каким она обеспечила явку на референдум.

"Танец с саблями".

("Сегодняшняя газета", 20.04.05, Вадим Голубев)

Последнее время грохотали тамтамы, гремели литавры и ликовали медные трубы в основном вокруг одного события. Имя ему - референдум по объединению. И за этим масштабным действом мало кто обращал внимание на бурные местечковые "танцы с саблями". А тем не менее, они имели место быть, и страсти во время их исполнения кипели иногда сродни шекспировским. Реальной поножовщины, конечно, не наблюдалось, но блеск виртуальных сабелек сверкал в разных концах края. За кресла в главных кабинетах местных администраций, за места в различного уровня "парламентах" шла борьба жаркая... Никто не хотел уступать!

В восьми городах и районах Красноярского края "сражения" уже завершены: в первом туре избраны главы территорий. В 21 муниципальном образовании предстоит второй тур. Главой Дивногорска стал Владимир Германович, Емельяновского района - Николай Шилов, Шушенского района - Леонид Шорохов, Ужурского района - Владимир Матиков, Большеулуйского района - Сергей Любкин, Дзержинского района - Юрий Иванов, Енисейского района - Сергей Ермаков, Курагинского района - Евгений Турчанов.

Проявили свой норов избиратели так называемых закрытых городов. В Железногорске выборы в горсовет на десяти участках не состоялись: наибольшее число проголосовало против всех кандидатов. Из 13 одномандатных округов выборы дали результат только в трех, где победу одержали Эдуард Безобразов (кстати, наш коллега, сотрудник местного филиала "Сегодняшней Газеты"), Татьяна Пидстрела, Григорий Карпенко. В Зеленогорске отношения до конца не выяснены: кандидаты на должность главы города Александр Моргунов и Иван Благодырь скрестят шпаги во втором туре. В двух одномандатных округах выборы депутатов горсовета не состоялись: слишком велико было число проголосовавших против всех кандидатов.

Штормило и Ачинск. Кстати, буря еще не миновала сей град: там ожидается новый вал - начальники грозились разобраться и вывести хитромудрых инициаторов "активизации выборного процесса" на чистую воду. В Ачинске выборы в восьми из 14 одномандатных округов признаны недействительными. Причина до обидного банальна: мощное "протестное" голосование. В оставшихся шести победу одержали единороссы (в двух округах), представители КПРФ тоже стали триумфаторами в двух округах. По одному месту в горсовете получили представители блоков "Наш Ачинск" и "С надеждой и верой". Получили по месту, имеется в виду - продвинули в законодательную власть по одному своему единомышленнику. Крайизбирком проведет анализ итогов голосования на местных выборах и референдуме в Ачинске и Канске. Это счастье пообещал "отличившимся" глава комиссии Константин Бочаров. Именно в этих городах явка на референдум составила менее 50 процентов. Не последнюю роль сыграли и "черные технологии", использовавшиеся некоторыми политическими силами, но... волков бояться - в лес не ходить. Как сказал представитель Центризбиркома Владимир Лысенко, курировавший ход голосования в крае, ЦИК также примет меры, чтобы избежать в будущем "элементов противоправного поведения" на местных выборах. Как только контролеры проверят сигналы, они оповестят СМИ о результатах разбирательства. И все станет достоянием гласности.

Вторые туры по выборам глав территорий состоятся в Кежемском районе (действующий глава Владимир Говорский и временно безработный Валентин Гомозов), в Казачинском районе (действующий глава Василий Копылов и начальник Казачинского АТП Юрий Озерских), в Краснотуранском районе (действующий глава Иван Сергиенко и начальник инспекции Гостехнадзора Виктор Фоминых).

Любопытная деталь из сферы народной активности: в Курагинском районе из 50 кандидатов-самовыдвиженцев в местный Совет избрано 15 человек. Просыпаемся? Берем власть в свои руки? Тяжелая ноша. Главное, чтобы сладкий вкус победы не обернулся чашей с горьким напитком.

"Время брать власть".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 20.04.05)

Быков готовится выйти из народа.

На политическом небосклоне Красноярска, похоже, восходит "новая" звезда. Судя по некоторым событиям и высказываниям, посидевший и посвежевший Анатолий Быков решил выходить из тени. Непогашенная судимость его активности не мешает. Анатолий Петрович уверен: ему симпатизирует как минимум половина населения, хлебнувшего тюремной баланды (говорят же в народе - пол-России сидело!).

Бывший алюминиевый магнат время проводит в хлопотах - создает местное отделение Евразийского Союза. Много ездит по городам и весям, общается с народом и дает все более смелые интервью. Он недоволен губернатором, считая его хоть и грамотным, но все-таки менеджером, а не хозяином... Подсказывает власти, где взять денег на экономический рывок ("они в теневой экономике") и предостерегает от неверного шага - выколачивания средств с помощью дубинок и ФСБ. Воспоминания Быкова о последних выборах мэра Красноярска просты и незамысловаты - "Меня спрашивали: "Почему сами не идете?" Я говорил: "Мэра поддерживаю". А они: "Нет, хотим вас".

Это "хотим вас" затюканных жизнью красноярцев и не дает Анатолию Петровичу покоя. Политический блок имени себя, приют для сирых, церковь для убогих - этого мало энергичному предпринимателю. В одном из последних интервью он мечтает "взять власть в свои руки", заткнуть за пояс "Единую Россию" и облагодетельствовать всех и разом. О следующих выборах городского головы говорит: "Я подумаю".

Что ж, амбиций "Петровичу" не занимать, денег на предвыборную кампанию - тоже.