На очередном заседании Мурманской областной Думы 21 апреля депутаты рассмотрят структуру и прогноз областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в первом квартале 2005 года. Этому предшествовали депутатские слушания, которые по такому вопросу в региональном законодательном органе были впервые.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM депутат областной думы Владимир Шиганов, работа депутатского корпуса с областным департаментом финансов постоянно совершенствуется в сторону открытости, прозрачности и научного подхода в управлении региональными ресурсами и межбюджетными отношениями. Это касается разработки методик, к примеру, методики распределения средств областного фонда, финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Эта методика должна быть утверждена в виде закона. В разработке данной методики принимали участие исполнительная власть региона, депутаты и муниципальные образования. И еще одна методика - по распределению дополнительных доходов - должна быть принята и приобрести статус закона.

Тем не менее, по мнению Владимира Шиганова, межбюджетные отношения в регионе требуют определенной доработки, тем более что в настоящее время по принятым нормативам распределения налоговых доходов основная их часть более 60% концентрируется в областном бюджете. Это лишает муниципальные образования заинтересованности в полном использовании экономического потенциала своих городов и районов и в развитии налогооблагаемой базы. У многих муниципальных образований сформировалась крупная кредиторская задолженность, в первую очередь, по оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений. Поэтому необходимо направить часть дополнительных доходов областного бюджета, в том числе в рамках практических соглашений градообразующими предприятиями, на погашение кредиторской задолженности. Некоторые муниципальные образования находятся по существу в экстремальных финансовых условиях. Именно этим вызвано недовольство большой группы депутатов от Мурманска существующими бюджетными отношениями между областной исполнительной властью и муниципалитетами.

По словам Владимира Шиганов, нельзя Мурманск, который является донором, ставить на одну доску с депрессивными территориями. Такой путь межбюджетных отношений является тупиковым. Например, за три последних года норматив отчислений в бюджет Мурманска на прибыль организаций сокращен в 4 раза (с 40% до 10%), а норматив отчислений по налогу на физических лиц снизился для города в 2 раза с 60% до 30%. Таким образом, бюджет Мурманска постоянно теряет сотни миллионов рублей. Между тем, город постоянно наращивает и использует свой потенциал для пополнения городского бюджета. За первый квартал 2005 года налог на доходы физических лиц вырос на 11,5%, вненалоговые поступления выросли на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Владимир Шиганов считает, что надо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в части дальнейшего регулирования межбюджетных отношений. И на законодательной основе установить критерий для перечисления в бюджет РФ денежных средств из бюджетов муниципальных образований. Этот критерий должен быть определен исходя из превышения в 1,5 раза и более уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя по сравнению со средним его показателем по субъекту Федерации в целом.