"Что современные подростки знают и думают о войне?": обзор прессы Еврейской АО

Биробиджан, 19 апреля 2005, 14:35 — REGNUM  

"Некорректные вопросы" - так называется материал, опубликованный в областной газете "Биробиджанская звезда". Автор статьи задался вопросом: "Что современные подростки знают и думают о войне?". "Половина из опрошенной газетой биробиджанской молодежи уверена в том, что СССР мог развязать Вторую мировую войну. В анкете, подготовленной газетой, содержалось 13 вопросов, большая часть которых посвящена отношению современной молодежи к военным событиям 1939-1945 годов. Например, мог ли СССР развязать войну? Ваше отношение к современной Германии? Считаете ли вы, что потомки за отцов не отвечают? Другая половина вопросов, как говорится, на знание: кто начал Вторую мировую, войска какой страны заняли рейхстаг, что такое "холокост", знаете ли вы Героев Советского Союза, проживавших после войны в Еврейской АО, и пр. На вопросы отвечали почти 200 респондентов - старшеклассники первой и третьей биробиджанских общеобразовательных школ, а также студенты Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ).

Еще совсем недавно, каких-нибудь 15 лет назад, мы сказали бы, что этот вопрос абсурден и, мягко говоря, некорректен в стране, чей народ потерял на войне миллионы соотечественников. Мог ли Советский Союз первым начать Вторую мировую войну? Участники анкетирования считают вопрос о вероятности милитаристской инициативы со стороны СССР не праздным. Мнения разделились. Почти все школьники коротко написали "нет". Оппонировали большинству лишь немногие старшеклассники: "Сталин плохо рассчитал планы Германии". Большинство же студентов убеждено, что руководство Советского Союза готовилось к тому, чтобы развязать Вторую мировую. Но один ответ оказался, наверное, самым скептическим и зрелым: "Война началась бы в любом случае..."

Второй вопрос анкеты - "Считаете ли вы СССР страной-победительницей во Второй мировой войне?" - вызвал бурю эмоций. "Победа осталась за нами!", "Что, только не вытерпел советский человек в эти годы!", "Вся тяжесть войны легла на СССР", "Ну не Англию и США считать победителями!" - восклицают школьники и студенты. Интересным оказалось отношение молодежи к современной Германии. Почти для всех опрошенных эта страна - одна из самых развитых в Европе в экономическом, социальном и культурном плане: "Минимальная оплата труда в Германии за один час составляет 12 долларов. Здесь дети ценятся больше всего на свете", - заметила одна школьница. "В школе я учила немецкий, - пишет студентка. - Я люблю этот язык и, может, поэтому обожаю современную Германию". "По сравнению с Россией это цивилизованная страна. Там достойная пенсия, свободный стиль одежды, запрет на порнографию и пр.", - вторят другие и делают вывод: "Немцы в отличие от нас уверены в завтрашнем дне".

Вопросы "Нужны ли скверы Победы и памятники героям?", "Какие книги о войне вы читали?" вызвали немного эмоций. Почти все парни и девчонки считают, что "люди, сражавшиеся за родину, были настоящими героями и достойны памяти потомков". Однако "память - плохая вещь, - считает одна школьница, - надо, чтобы было напоминание". "Многие погибли, и у них нет могил. Принести цветы таким героям можно только к памятникам и вечным огням", - рассуждает студент. И лишь два молодых человека не согласны с большинством: "Кому нужно, тот и так запомнит героев", "Память должна жить в сердцах"... и добавляют, видимо, тоже в сердцах: "А людям жить негде".

Книги о войне читали почти все. Причем у автора материала возникло ощущение, что учащаяся молодежь штудировала романы и повести по одному списку. "Судьба человека" Шолохова, "Звезда" Казакевича, "Сашка" Кондратьева, "Повесть о настоящем человеке" Полевого и т.д. Школьная программа... Кое-кто признался, что кроме отрывков из "Войны и мира" Толстого больше ничего о войне не помнит... Самый оригинальный ответ - "Я не люблю советских авторов, и мне не интересно...". Так все-таки, какая страна развязала Вторую мировую, и на какой территории? Почти все дали правильный ответ. Но одна студентка, видимо, даже нисколько не сомневаясь, написала: "Германия. Убийство Франца-Фердинанда в городе Сараево (Австро-Венгрия)". Неплохо школьники и студенты знают страны-союзницы фашистской Германии и союзников по антигитлеровской коалиции. Помнят, что закончилась Вторая мировая на территории Японии. Трудности возникли при ответах на два последних вопроса анкеты.

В анкете попросили перечислить имена Героев Советского Союза, проживавших в области. В основном респонденты называли Стяжкина, Бумагина, Лопатина. На самом деле двое из них хотя и были награждены этим орденом, но... Михаил Стяжкин, бывший биробиджанский рабочий, тяжело раненный на войне, скончался в госпитале. А Иосиф Бумагин при штурме одного польского города закрыл грудью амбразуру и погиб. Об этом, казалось бы, каждый школьник знает. И только Георгий Лопатин действительно после войны работал главным инженером совхоза в Октябрьском районе ЕАО и умер в прошлом году в селе Амурзет. И все же школьники обычно верно называли фамилии Героев Советского Союза. А студенты совсем позабыли уроки краеведения.

Последний вопрос: что такое "холокост" - тоже у некоторых вызвал трудности. Впрочем, ни в одном издании Большой Советской Энциклопедии определения этого слова найти нельзя. Может, отчасти, поэтому у молодежи возникают трудности. "Что-то связанное с евреями", "трагедия еврейского народа", "фабрика смерти", "концлагерь" и даже - "еврейский праздник", - пишут школьники и студенты".

"Если судей матом крыть, можно срок реальный получить" утверждает областная газета "Биробиджанская звезда". Газета сообщает, "что в судах Еврейской автономии практически одновременно вступили в законную силу два приговора по делам об оскорблении участников процесса (судей, гособвинителей, защитников, потерпевших). В обоих случаях виновные получили реальные сроки наказания. Так, Геннадий Твердохлебов, представший перед Биробиджанским городским судом, почему-то решил, что в зале суда можно вести себя так же, как в бараке колонии, где он отбывал свое основное наказание. Будучи уверен, что судья задает ему не те вопросы и вообще ведет процесс не так, как ему хотелось бы, молодой человек начал ее оскорблять, не стесняясь в выражениях, в ход пошла и ненормативная лексика.

Не лучшим образом повел себя и Михаил Сундеев, которого вызвали на предварительные слушания в Облученский районный суд. Воспользовавшись своим законным правом заявить ходатайство об отводе гособвинителя и судьи, он ждал положительного результата. Однако судья, также законно, решил отказать в удовлетворении ходатайства. Тут-то все и началось. Сундеев начал выкрикивать в адрес председательствующего оскорбления. Все попытки суда призвать его к порядку не увенчались успехом. Тогда судья был вынужден просить конвой вывести хулигана из зала, но тот даже в дверях не унимался и продолжал обзывать судью.

И Твердохлебов, и Сундеев за свои действия были осуждены по ст. 297 ч. 2 УК РФ. Один в качестве наказания получил год исправительных работ, который, ввиду того, что осужденный еще не отбыл первый срок, был заменен на 4 месяца лишения свободы. Другой был приговорен к полутора годам исправительных работ, которые по той же причине были заменены на 6 месяцев лишения свободы. Вообще, 297-я статья достаточно серьезна. Отрицательные эмоции в зале суда, излитые на участников процесса, могут стоить нарушителям до 200 тыс. рублей штрафа либо до двух лет исправительных работ. И это еще дешево, потому что ничто не ценится так дорого, как свобода, а ее за такие действия можно лишиться на полгода.

Как показывает практика, оскорбления в суде - не такая уж редкость. В августе прошлого года судом ЕАО по той же статье была признана виновной Александра Мамчина, оскорбившая гособвинителя на почве неприязненных отношений. За эти действия суд обязал ее выплатить штраф в размере пяти тысяч рублей".

"Чтобы доехать без проблем, нужно знать телефон УБОП" - так называется материал, опубликованный в областной газете "Биробиджанер штерн". "Не секрет что разбои и рэкет на дорогах Дальневосточного региона стали обыденным явлением. Перегонщики автомобилей из других регионов часто не желают писать заявления в милицию, поэтому преступники остаются безнаказанными. За прошлый год в соседнем Хабаровске были обезврежены всего четыре рэкетирские группировки, которые промышляли сбором дани с водителей транзитного транспорта. Одна из них в январе этого года по приговору суда в полном составе отправилась за решетку.

Но, как заявил начальник отдела Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) краевого УВД Павел Урманов, благодаря этим четырем уголовным делам на дорогах края спокойней не стало. По оперативной информации, в районе Хабаровска продолжает "работать" еще около десяти подобных группировок. И пресечь их деятельность правоохранительные органы пока не в состоянии. Одна из причин, которая позволяет вымогателям чувствовать себя спокойно, по мнению сотрудников милиции, - это инфантильность тех, против кого направлены преступные действия. Ведь "трясут", как правило, транзитников, едущих в другие регионы. Водителей, если они представляются жителями края, дорожные разбойники, как выражаются они сами, "пробивают", т.е. испытывают вопросами на знание Хабаровска и его окрестностей. Если же выясняется, что человек не местный, то с него требуют 200-300 долларов за право проезда. Самый оптимальный способ борьбы с рэкетирами - милицейские машины-ловушки - не всегда срабатывает в борьбе с беспределом на трассе. Поэтому приходится водителям защищать себя с помощью оружия. Так, в 2003 году при въезде на мост через Амур в результате конфликта был застрелен бандит, возомнивший себя хозяином трассы.

Но ведь такие кардинальные методы защиты делают дальневосточные дороги еще опаснее. Где же выход спрашивает газета? Как показывает практика, бандиты не трогают местных жителей. Если гражданин смог убедить, что гонит автомобиль только до краевого центра или в ближайший населенный пункт, то денег с него не берут. Обезопасить на дороге водителей помогут и сотрудники хабаровского Управления по борьбе с организованной преступностью. Урманов советует транзитникам: прежде чем приехать в город Хабаровск, следует позвонить по телефону: (4212) 33-4-01 и рассказать милиционерам о своих планах. Он заверил, что всем обратившимся опытные сотрудники его ведомства помогут миновать рэкетиров.

Возникает резонный вопрос: могут ли транзитники спокойно проехать по дорогам Еврейской автономной области? Областная милиция периодически регистрирует случаи вымогательства на здешних дорогах. Совсем недавно студент одного из городских вузов решил взять плату за проезд у семейной пары, перегонявшей автомобиль в другой регион. Его бандитские изыски закончились условным наказанием. Газета напомнила, что в прошлом году в Биробиджане был вынесен приговор преступникам, занимавшимся два года назад разбойными нападениями на водителей автомобилей на федеральной трассе Чита-Находка. Банда из трех человек обвинялась по целому ряду статей. Прокуратура предъявила неопровержимые доказательства, что именно они совершали разбои на дороге. Все члены криминального сообщества были ранее судимы. Всего на счету банды - четыре эпизода нападений, убийство и покушение на убийство. В своевременном задержании преступной группы неоценимую помощь оказали сами пострадавшие водители, что вообще-то случается редко".

"Дважды лучшие" - так называется статья, опубликованная в областной газете "Биробиджанская звезда". В ней рассказывается, что "десять студентов БГПИ стали стипендиатами благотворительного фонда Владимира Потанина. Четверо из них - второй раз подряд. В этом году из 150 отличников вуза в конкурсном отборе участвовало 69 человек - как и в прошлом году. В первый день отборов ребята показывали свои интеллектуальные возможности и творческие способности в специальном тестировании. По его итогам во второй тур стипендиального конкурса вышло пятьдесят человек, которые в течение всего второго дня играли в так называемые ролевые игры, призванные раскрыть творческий потенциал ребят, их лидерские качества, коммуникабельность, умение работать в команде. Координатор потанинского отбора в БГПИ Наталья Дорошева и эксперты-тренеры Вячеслав Кукалев и Валерий Калашников отметили очень высокий уровень творческих способностей биробиджанских студентов, их стремление к общению, работе в коллективе и возможности для создания действительно интересных идей.

В результате нелегких решений и раздумий координатора и тренеров в финал конкурса вышло десять лучших студентов БГПИ, причем четверо из них - студент четвертого курса филолого-исторического факультета Даниил Красинский, учащийся-третьекурсник факультета экономики и управления Николай Лысюк, студент факультета математики и информатики Кирилл Плотников и еще одна студентка факультета экономики и управления Светлана Спичак - стали стипендиатами благотворительного фонда Потанина во второй раз. В десятку лучших также вошли студентка факультета коррекционной педагогики Татьяна Брежнева, учащаяся факультета социальной педагогики и психологии Наталья Гаращук, студентка факультета математики и информатики Мария Сиротина, третьекурсница факультета экономики и управления Варвара Чуина и студентки филолого-исторического факультета Татьяна Чеусова и Валерия Шишова. В этом году потанинская стипендия увеличена до 2 тысяч рублей и начислять ее студентам будут на специально изготовленные именные пластиковые карточки Росбанка.

В мае десятка студентов-победителей уже как единая команда поедет в Хабаровск на торжественную церемонию чествования победителей конкурса - студентов вузов со всего Дальнего Востока и деловую игру-презентацию с потенциальными работодателями. Всего по Дальневосточному округу в федеральной стипендиальной программе приняло участие восемь вузов".

Областная газета "Биробиджанер штерн" в материале "Музыкальное "пятикнижие" для фортепиано с компьютером" рассказывает о том, что "недавно в Хабаровске вышло уникальное учебное пособие, аналогов которому в России нет. Называется оно "Учись сочинять, записывать и исполнять музыку на виртуальном рояле персонального компьютера". Его авторы уроженцы ЕАО, жители поселка Биры Облученского района Борис и Наталья Белые. В предисловии к книге директор Хабаровского центра эстетического воспитания детей, профессор, член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук Алексей Никитин пишет, что это - первый печатный труд для детей и начинающих педагогов, посвященный освоению музыкального искусства на компьютере. "Пособие имеет большое практическое значение в области компьютерных музыкальных технологий и освоения музыкального искусства", - подчеркивает профессор Никитин.

Корреспондент газеты попросила рассказать Бориса Белого, как создавалось это уникальное пособие. Автор утверждает, что музыкальную грамоту, музыкальную культуру можно привить именно через компьютерную технику. Главным мотивом к разработке пособия послужила жизнь с ее стремительным информационным и технологическим развитием. Сегодня, по словам Белого, традиционные методы обучения игре на музыкальных инструментах начали давать сбои: многочасовая муштра, когда стремятся сделать из ребенка гения, вызывает у него чаще всего негативное отношение и к музыке, и к педагогам. Да и времени на музыку у загруженных школьными предметами детей часто почти не остается. И вот эти ученики под давление учителей, родителей, учась из-под палки, часто не умеют исполнить на пианино даже простенькие песенку и пьесу.

На основе собственного опыта автор создал пособие для детей. В нем пять разделов, пять целей обучения. Первая - обучение теории музыки. Вторая - знакомство с основами сочинения упражнений и музыкальных пьес. Третья - гармонизация этих пьес аккордами. Четвертая - аранжировка и подбор простого аккомпанемента. И пятая цель - овладение основами импровизации. Не все присутствовавшие на презентации приняли методику автора книги на веру. Поэтому Борису Белому пришлось продемонстрировать на экране монитора записи уроков и выступлений учеников, исполнивших музыкальные пьесы с импровизацией на фортепиано. Один из учеников - Тима Быков - немало удивил тем, что сыграл "Буги-вуги" с импровизацией вначале на гитаре, а потом на компьютерной клавиатуре. Кроме того, Тима написал исследовательскую работу о рок-группе "Ария", записал на лазерный диск популярные еврейские песни и самостоятельно сделал фильм с выступлениями учеников центра.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.