Как ранее сообщалось, в Москве прошла торжественная церемония открытия восстановленного после пожара здания Центрального выставочного зала Манеж.

Общая площадь здания после реконструкции составляет 20 920 квадратных метров, в том числе 10,5 тыс. квадратных метров экспозиционных площадей.

В основном пространстве Манежа расположился собственно выставочный зал, а также конференц-зал и кафе-ресторан, выделенные в отдельных двухярусный объем из стекла и полированного металла.

Стены Манежа изнутри окрашены в светлый серо-голубой цвет, на котором выделяется белая лепнина в стиле ампир, выполненная заново взамен сильно пострадавшей от огня. Большой интерес собравшихся вызывали уникальные деревянные конструкции - светложелтые фермы из клееной сосны. Между фермами расположены современные галогеновые светильники, к ним также подвешивается арматура для более мощного осветительного оборудования.

В помещении выставочного зала устроены износостойкие наливные полы светло-розового цвета. Огромные арочные окна выполнены на основе стеклопакетов, однако из дерева и с сохранением первоначальной конструкции, предполагавшей двойные рамы.

В подземном ярусе здания, расположенном на глубине 6,6 м (на уровне первоначальных подвалов Манежа) расположился гардероб, туалеты, помещения инженерно-технического назначения. С художественной точки зрения подземное пространство Манежа решено в подчеркнуто современном, достаточно безликом стиле.

Нижний и основной ярусы соединены гранитными лестницами и эскалаторами.

Чин освещения здания совершил благочинный Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков в сослужении клириков церкви великомученицы Татьяны, расположенной неподалеку в комплексе зданий Московского университета им. Ломоносова на Моховой.

На церемонии присутствовали несколько сот человек - ветераны войны, представители строительных организаций, духовенство, а также руководители Москвы, включая мэра Юрия Лужкова. Среди гостей были замечены Владимир Жириновский и Зураб Церетели.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, участникам церемонии открытия была представлена музыкально-хореографическая композиция на тему истории Манежа от 1812 года до наших дней. В представлении приняли участие Отдельная рота почетного караула Президентского полка в парадной форме, выполненной в традициях формы русской армии 1812 года, президентский оркестр, артисты в исторических костюмах и даже живой конь с вензелем императора Александра I на вальтрапе.

В пространстве выставочного зала для участников церемонии была развернута экспозиция, посвященная истории Манежа, а также представлены уникальные археологические находки относящиеся к XIV - XVIII вв., сделанные в ходе реконструкции здания - керамика, нательные кресты, браслеты, украшения из погребений, детская и взрослая обувь, монеты, изразцы.

Напомним, что реконструкция Манежа вызвала резкое неприятие части профессиональной общественности - историков и специалистов в области реставрации памятников архитектуры. Вопрос о правомочности правительства Москвы производить работы на здании-памятнике федерального значения, а значит, согласно законодательству, находящемся в ведении федеральных органов охраны памятников, привел к судебному разбирательству (так называемое "дело о Манеже"), в ходе которого Правительство Москвы отказалось от претензий к директору Государственного института искусствознания Алексею Комечу, но добилось признания судом вины ряда журналистов телекомпании "Россия" в нанесении ущерба деловой репутации городского правительства. В настоящее время жалоба представителей ВГТРК на это решение суда первой инстанции находится на рассмотрении в Мосгорсуде.

В связи с продолжающимися спорами на тему о праве Москвы распоряжаться судьбой находящихся на ее территории федеральных памятников обращает на себя внимание фраза из официального пресс-релиза, распространенного пресс-службой мэра и правительства Москвы: "Здание "Манеж" является памятником истории и культуры федерального значения. Этот статус был подтвержден 19 марта 2004 г. на заседании Общественного совета при мэре Москвы".

Изменение конструкции кровли здания, вызванное желанием Ю.Лужкова представить взору публики открытые деревянные фермы привело к изменению интерьера здания, что также вызывает негодование специалистов. По сообщению корреспондента ИА REGNUM авторы проекта отказались от восстановления сплошного потолка, лишь обозначив потолок по периметру зала с выносом 6 метров, тогда как остальная часть оставлена неперекрытой. Таким образом вместо сплошного белого потолка, прежде поражавшего посетителей Манежа своей легкостью и как бы невесомостью, взору наших современников открывается переплетение деревянных и металлических конструкций. В связи с отказом от сплошного потолка часть слуховых окон в крыше решено было сделать световыми, в результате чего зал формально стал двусветным, хотя вклад слуховых окон в его освещение, по-видимому, невелик.

Также обращает на себя внимание изменение карниза, венчающего стены Манежа по периметру зала. В связи с общим понижением уровня расположения деревянных ферм, авторы проекта пошли на уменьшение ширины этого карниза, что привело к некоторому искажению пропорций декоративного оформления помещения.

Напомним, что Манеж сгорел в ночь президентских выборов с 14 на 15 марта 2003 г. Причины пожара до сих пор не названы.