Как сообщил ИА REGNUM правозащитник, руководитель отдела правовой помощи Центра по правам человека Андрей Арюпин, в Эстонии с момента ратификации в 1997 году Конвенции ООН о статусе беженца данный статус был представлен лишь четырем ходатайствующим из 95 человек: "Если брать во внимание только цифры, то, безусловно, это мало. Если же брать во внимание процентное соотношение, то величина не такая уж и мизерная. В Швеции, например, из более 7000 ходатайств удовлетворяют от силы 500". Тем не менее, юрист-правозащитник признал, что эстонское законодательство довольно жестко трактует положения Закона о беженцах, что заметно затрудняет работу адвокатов, представляющих интересы ходатайствующих. По словам А. Арюпина, в Литве законодательство заметно либеральнее, что позволяет претендовать на статус беженца даже экономическим беженцам: "Практика применения в Литве щадящая, поэтому в Литве на статус беженца подают заявление ежегодно до ста чеченцев, а у нас - от силы 2-3".

Не в пользу беженцев и то обстоятельство, что, по мнению А. Арюпина, "департамент гражданства и миграции (ДГМ) Эстонии явно не спешит с вынесением решений, тем более, что Закон о беженцах не предусматривает сроков рассмотрения. Стандартный срок - полгода, хотя я веду дело иракского беженца, который находится в центре для беженцев уже полтора года и еще не ясно, чем его пребывание в Эстонии закончится".

Юрист отмечает: "Не стоит забывать, что подобные дела вести не очень легко - нужно изучить досконально каждый вопрос, собрать доказательную базу, в каждом случае требуется индивидуальное разбирательство. Судьи не очень опытные, так как подобных дел рассматривается мало. Безусловно, на рассмотрение дел о беженцах влияет и политическая ситуация. Многие дела сильно политизированы".

Правозащитник сообщил ИА REGNUM, что удручающе выглядит ситуация в центре для беженцев в Иллука под Нарвой: "В лесу установлены несколько деревянных домиков, добраться до ближайших населенных пунктов проблематично, у беженцев нет возможности получать информацию о событиях на своей родине. Беженцу полагается по 500 крон в месяц, но деньги выплачиваются нерегулярно. Несколько семей беженцев-курдов из Турции, столкнувшись с таким положением дел, выразили желание забрать свои ходатайства и вернуться на родину".

Как отмечает ИА REGNUM, среди беженцев господствует мнение об Эстонии как о "негостеприимной" стране, поэтому число ходатайствующих о статусе беженца в Эстонии остается крайне низким. Россияне также не часто обращаются в отдел по работе с беженцами Департамента гражданства и миграции - в настоящий момент в судопроизводстве находится лишь одно ходатайство от гражданина России. Всего в ДГМ обращалось восемь россиян.