Как оценивает происходящие в краевом центре перемены сам глава города? Об этом и состоялась беседа корреспондента "Кубани сегодня" с Н. В. Призом. - Николай Васильевич, идет уже вторая половина 2002 года. Что Вы можете сказать об итогах работы экономики Краснодара в первом полугодии? Каковы они в реальных цифрах в сравнении с предыдущим годом и удовлетворяют ли они Вас?

- Начну, на мой взгляд, с главного -- с доходов городского бюджета. На нынешний год мы поставили перед собой сложную, но, я считаю, выполнимую задачу: довести их до 3,9 миллиарда рублей. То есть уровень 2001 года нам надо превысить на 800 миллионов рублей или почти на 26 процентов. За первые шесть месяцев 2002 года бюджетное назначение по прямым доходам выполнено на 103,6 процента к плану первого полугодия. Если сравнить этот показатель с аналогичным за соответствующий период прошлого года, то он выше на 31,9 процента или на 428,9 миллиона рублей.

Если говорить о более длительном, чем полугодие промежутке времени, то тут я могу сказать: за относительно короткий период нам удалось преодолеть спад производства и выйти на путь динамичного развития. В промышленности мы сегодня производим продукции столько, сколько ее производилось в 1993 году. Причем динамика роста производства в промышленности такова: если в 1998 году производилось 38,5 процента промышленной продукции от уровня 1990 года, то в текущем году уже более 64 процентов от уровня 1990 года. То есть, мы за короткое время восполнили спад производства пятилетнего периода. И если мы сможем удержать данную положительную тенденцию, а я думаю, непременно сможем, то к 2005 году выйдем на уровень 1990 года. Но, хочу подчеркнуть, при более высоких потребительских качествах производимой продукции! Разрабатывая основные параметры социально-экономического развития Краснодара на 2002 год, администрация города определила, а городская Дума утвердила цифры роста, которые по своей напряженности не уступают задачам, стоящим перед нами в 2001 году. Возможным это стало благодаря тому, что в предыдущем году уже полностью оправдали себя применяемые нами механизмы управления экономикой города, при помощи которых, не нарушая демократических и конституционных принципов, можно добиваться повышения благосостояния горожан. И сегодня мы можем с полной уверенностью говорить о стабильной положительной динамике в экономическом развитии Краснодара, о наращивании экономического и социального потенциала краевого центра. Это не может не вызывать удовлетворения.

Но, с другой стороны, это не может быть поводом для самодовольства. Я считаю, что чувство неудовлетворенности своей работой присуще каждому нормальному человеку. Потому что сделать всегда хочется больше чем успеваешь и можешь. Такая неудовлетворенность только на пользу дела. При этом, конечно, надо понимать, что всегда есть какие-то проблемы, которые пока в силу объективных причин решить не удается. Но тем не менее я могу заявить: все, что обещал перед моим избранием,- выполняется.

- Но можете ли Вы утверждать, что сегодня жизнь краснодарцев стала в чем-то лучше чем полгода, год, полтора года назад?

- Чтобы подтвердить перемены к лучшему, сошлюсь на статистику. Сами же эти цифры, которые я хочу привести, на мой взгляд, являются следствием той работ какую администрация города в соответствии с намеченным пятилетним планом проводит в сфере социально-экономического развития столицы Кубани.

Следствием реализации наших приоритетов в области экономики. А они заключаются в наращивании налогооблагаемой базы и на этой основе - повышения благосостояния краснодарцев и укреплении материальной базы бюджетных отраслей городского хозяйства. Начну с цифр, характеризующих рост налогооблагаемой базы. В первой половине 2000 года в бюджет было собрано 956 миллионов рублей. За то же время 2001-го -- 1 миллиард 342 миллиона. А в нынешнем году в первой его половине собран уже 1 миллиард 771 миллион рублей. За два года таким образом поступление средств в бюджет выросло в 1,85 раза, то есть почти вдвое. Это, конечно, хороший показатель. Но, к сожалению, у нас в городской казне от собранных средств остается лишь четверть, 25 процентов. Остальное уходит в бюджет Федерации и бюджет края.

Такое распределение средств по разным бюджетам сдерживает наши возможности в повышении уровня жизни горожан. И все же, если говорить о средней зарплате, то она у нас в последние два года существенно выросла. В январе 2001 года она составляла 2200 рублей. А через год ее реальное содержание, без учета (за минусом) инфляции, выросло на 24 процента. Сегодня, в июле 2002 года, средняя зарплата в Краснодаре составляет 4079 рублей. И это означает, что в нынешнем году она реально выросла еще на 31 процент. То есть тут мы можем сказать, что правильность выбранного нами экономического курса ощущало большинство краснодарцев. Я полагаю, что в пользу более благоприятных социальных условий жизни в Краснодаре говорят и следующие цифры. У нас в краевом центре проживает 15 процентов всего населения края, а оборот розничной торговли в нем от краевого составляет 40,4 процента, объем общественного питания 44,1 процента, объем платных услуг - 27,2 процента от краевых, жилья у нас в городе строится 32,6 процента от того, что строит весь край, а многоквартирных домов - 57,7 процента от краевого уровня. У нас в городе последовательно осуществляется также ряд социальных программ, направленных на оказание помощи ветеранам, детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей, инвалидам и другим социально слабозащищенным категориям населения. Строятся муниципальные рынки, создаются и работают ветеранские магазины, компьютеризированы все школы, заканчивается установка телефонов для ветеранов. У нас одни из самых низких в стране тарифы на проезд в трамвае и троллейбусе и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Их недавнее вынужденное повышение связано исключительно с ростом тарифов на энергоносители. Но даже после этого оплата за жилье у нас не превышает 50 процентов фактических затрат. Согласно программе "Жилье - городу" мы в этом году выделяем через муниципальный банк 10 миллионов рублей на строительство квартир с их оплатой в рассрочку.

Конечно, самой главной оценкой уровня жизни краснодарцев может быть только их собственное ощущение реальных перемен в городе. Ведь главным ориентиром для нас являются наказы горожан. Мы скрупулезно учитываем их при разработке приоритетов внутригородской политики. Эти приоритеты - усиление социальной защиты населения, повышение уровня благоустройства, своевременная выплата зарплаты работникам бюджетной сферы, развитие материальной базы здравоохранения, образования, спорта. Только реализовав их в совокупности, мы сможем улучшить условия жизни горожан. Однако это станет возможным при стабильно развивающейся экономике и широком вовлечении граждан, предприятий, организаций, учреждений в решение местных задач.

В последнее время некоторый едкий, саркастический оттенок приобрело выражение "слуги народа". Но ведь работники администрации города - муниципальные служащие, т. е. мы действительно находимся на службе у краснодарцев. Горожане отдали за нас свои голоса, и это доверие нужно оправдывать каждодневно. И отчитываться за сделанное. У нас уже стало традицией ежемесячно проводить встречи руководителей департаментов и управлений с трудовыми коллективами Краснодара, на этих встречах мы рассказываем о том, что сделано в последнее время в столице Кубани, принимаем предложения и замечания. Нам есть, чем поделиться с горожанами, и поверьте, не стыдно смотреть краснодарцам в глаза. Однако останавливаться на достигнутом нельзя, надо постоянно двигаться вперед, находя оптимальные решения огромного количества проблем, связанных с развитием города.

- Насколько, на Ваш взгляд, социально-экономическая ситуация в городе зависит от аналогичной ситуации в крае и стране? Есть ли сегодня у муниципального образования, даже такого крупного, как Краснодар, способы и рычаги для того, чтобы ускорить экономическое развитие на своей территории вопреки общим тенденциям в регионах и России в целом?

- Наш город - не анклав. Он - частица страны. А значит, трудности у нас общие. Задача администрации как раз и заключается в том, чтобы максимально защитить наших горожан от наиболее острых и тяжелых последствий экономической трансформации и социальных потрясений. Сегодня мы делаем все, что в наших силах, для расширения производства, для того чтобы те, кто хочет работать, такую возможность получили. И проблему безработицы мы практически решили. Сегодня она составляет всего 0,2 процента. На 1 июля в городе было зарегистрировано 854 безработных и в то же время имелось более 10 тысяч вакансий. К этому следует еще добавить и то, что в наших предприятиях и организациях трудятся более 30 тысяч жителей окрестных сел и станиц. Таким образом, краевой центр помогает решать проблему безработицы и в них.

Как известно, экономические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, полностью разрушили управляемость экономикой. Это, а также целый ряд объективных и субъективных факторов привели к падению объемов производства, сокращению уровня использования производственных мощностей, ликвидации целых производств, и как следствие, к резкому снижению уровня жизни населения. Выход из сложившейся ситуации для Краснодара мне виделся в максимальном объединении интересов товаропроизводителей и администрации города для достижения общей цели - повышения благосостояния краснодарцев. Именно ради этого и работает созданный в Краснодаре Совет директоров с широким привлечением прогрессивно мыслящих и радеющих за общее дело руководителей. На заседаниях Совета рассматриваются самые разнообразные вопросы, имеющие прямое отношение к восстановлению и развитию экономики города. Во многом благодаря работе Совета директоров нам удалось выйти на ее динамичное развитие.

- Весьма положительная роль деятельности Совета директоров, таким образом, очевидна. А какие новые задачи стоят перед ним сегодня?

- Главным, на мой взгляд, является дальнейшая реализация разработанной при непосредственном участии Совета и принятой городской Думой "Программы первоочередных мероприятий по поддержке и развитию реального сектора экономики города Краснодара на 2001-2002 годы". Коренным отличием данной программы от других подобного рода документов является то, что в основу ее легли не умозаключения "кабинетных чиновников", а реальные пожелания руководства промышленных предприятий города, прозвучавшие во время проведения отраслевых секций.

Структурные подразделения администрации города проводят постоянную работу по реализации принятой программы и контролю за выполнением намеченных в ней мероприятий. Уже сейчас можно говорить о значительном продвижении в выполнении поставленных в программе задач. В частности, на срочной, возвратной и платной основе на поддержку и развитие малого предпринимательства из бюджета города выделено 7 миллионов рублей. Региональная энергетическая комиссия ввела льготный тариф на электрическую энергию, отпускаемую на производственные нужды сельскохозяйственным потребителям и предприятиям, работающим в ночное время.

Подготовлено положение о порядке разработки, представления и защиты инвестиционных проектов, сформирована информационная база данных для инвестиционных проектов по созданию и модернизации предприятий реального сектора экономики города. Кроме того промышленные предприятия города привлекаются к конкурсному размещению муниципального заказа с целью наиболее полного использования интеллектуального потенциала предприятий и их технологической базы. В Краснодаре действует программа энергосбережения на 2002 год, начал свою работу Муниципальный маркетинговый центр (ММЦ), деятельность которого направлена на помощь производствам в рекламно-маркетинговой деятельности, содействие кооперации производственных организаций, оптимизацию производственно-транспортной инфраструктуры. Создана сеть муниципальных плодоовощных магазинов, реализовываются мероприятия по повышению почвенного плодородия и внедрению современных технологий и многое, многое другое.

Действует Совет директоров по специальному плану. Плановое начало сейчас распространяется и на работу департаментов и округов по сбору средств в доходную часть бюджета. Им с этой целью доводятся специальные задания и если раньше отдельные предприятия были как бы "безхозными", то сейчас у каждого из них два куратора - администрации округа и соответствующий отраслевой департамент. Мы все это рассматриваем как реализацию нашей концепции государственного регулирования в экономике. Специальный центр управления промышленностью занимается маркетинговыми исследованиями, держит связь с другими городами, краями и областями. И на основе проведенных исследований продвигает нашу продукцию на другие региональные рынки. С этой целью мы также намерены активно участвовать в работе различных выставок, в частности в Санкт-Петербурге, на Урале и в средней полосе России.

Совет директоров как важная составляющая экономики города, призван решать не только глобальные проблемы, общие для всех отраслей экономики. Важно и то, что через него голос каждого отдельно взятого предприятия будет услышан администрацией. Через Совет директоров сами руководители предприятий и организаций в непосредственном взаимодействии с администрацией города и городской Думой решают возникающие проблемы, а также разрабатывают и осуществляют долгосрочные программы развития экономики Краснодара. Что в конечном итоге позволит добиться благополучия и повышения уровня жизни.

- Нынешняя городская администрация в самом начале своей деятельности приняла специальное постановление по совершенствованию отношений между администрацией Краснодара и предприятиями города. Зачем это было нужно и что это дало?

- Мы строим свои отношения с товаропроизводителями исключительно на партнерских отношениях. Постановление, о котором идет речь, определило критерии отнесения хозяйствующих субъектов к числу перспективных, а также возможные меры по созданию для таких предприятий условий экономического благоприятствования. Организованы рабочие группы для обследования предприятий с целью выявления резервов роста, повышения эффективности их работы. Сформирован перечень перспективных предприятий. Сегодня их числится в нем около семидесяти. С отдельными из них уже заключены соглашения о сотрудничестве. В первом квартале они справились с принятыми на себя плановыми обязательствами и в действующих ценах обеспечили прирост выпуска продукции на 48 процентов, в том числе перспективными предприятиями Центрального округа - в 2 раза, Прикубанского - в 1,5 раза, Карасунского - в 1,2 раза. Итоги работы за первое полугодие будут подведены на ближайшем заседании Совета директоров.

- Помогать надо тем, кто сам себе помогает - таков в последнее время принцип взаимоотношений государства и реального сектора экономики у нас в стране. Он, судя по всему, исповедуется и Вашей администрацией, ориентирующейся на "точки роста" в каждой отрасли. Насколько себя уже оправдал этот принцип?

- Этот принцип как раз и лег в основу постановления по совершенствованию отношений между администрацией Краснодара и предприятиями города. Успешная реализация этого постановления свидетельствует о положительном влиянии такого подхода на состояние дел в экономике.

- Сегодня нередки умышленные банкротства, применяемые с целью передела собственности или устранения конкурентов. Есть ли у городской власти возможности для пресечения подобных негативных процессов?

- Администрация города уделяет большое внимание этому важному вопросу. Мы находимся в постоянном контакте с предприятиями, налоговыми инспекциями, краевыми властями, другими структурами. Анализируя получаемую информацию о тех или иных негативных тенденциях на предприятиях, мы уже на ранней стадии начинаем принимать конкретные меры. При необходимости вызываем руководителей на заседания комиссий, где жестко спрашиваем, в чем причины невыплаты заработной платы, образования задолженности по платежам в бюджет или почему так возросла кредиторская задолженность. После чего намечаются мероприятия по погашению этих долгов, составляется график. И мы внимательно отслеживаем, чтобы предприятие этот график соблюдало. Мною подписано постановление, в рамках которого созданы рабочие группы из представителей различных управлений администрации города, которые выезжают на предприятия, встречаются с их руководителями и вместе разбираются в проблемах, стоящих перед этими предприятиями, после чего делаются соответствующие выводы, выясняется, чем можно помочь конкретному предприятию, а в чем его руководство должно само предпринять определенные шаги. Все это делается, опять-таки, при поддержке Совета директоров, именно он помогает предприятиям идентифицировать свое место в отрасли - от первого до последнего. Мы очень тесно сотрудничаем и с предприятиями, которые уже находятся в состоянии банкротства, это тоже наша прямая обязанность. Взять хотя бы "Югтекс". Комбинат уже с марта нынешнего года работает и постоянно наращивает объемы выпуска ткани, увеличивается число работающих. Он приступил к погашению задолженности прошлых лет. Администрация города всячески старается не допускать возникновения процедуры банкротства на наших предприятиях. Мы будем и в дальнейшем придерживаться этой позиции. Городу нужны работающие заводы и фабрики, которые платят налоги, заработную плату и создают материальные ценности для краснодарцев.

Хотелось бы отметить также и то, что мы жесточайшим образом контролируем заключение коллективных договоров на предприятиях. Моя позиция здесь такая: в отношениях между трудом и капиталом власть должна быть на стороне труда, защищать интересы наемных работников. Мы ежемесячно проверяем выполнение коллективных договоров и наличие задолженности по заработной плате. Благодаря таким мерам сумма задолженности по зарплате в прошлом году в Краснодаре снизилась на 27 процентов, при том, что в целом по краю она выросла на 12 процентов. Такая позиция, я считаю, тоже способствует предупреждению банкротств.

- Николай Васильевич, каково Ваше отношение к вступлению России во Всемирную торговую организацию и какими, на ваш взгляд, могут быть его последствия для экономики Краснодара?

- В последнее время проблема вступления России в ВТО стала крайне актуальной. Ведутся жаркие дискуссии, осуществляется практическая работа по подготовке соглашений и документов по этому вопросу. Но скажу прямо: я категорический противник вступления нашей страны в ВТО сегодня, в нынешних условиях.

Хотя в целом - это закономерное явление в условиях глобализации всемирной экономики. Мировая система, хорошо это или плохо, поощряет специализацию, разделение труда, применение капиталов с наибольшим эффектом. Администрация города внимательно следит за этим процессом, выносила эту проблему на обсуждение отраслевых заседаний Совета директоров. Руководители предприятий относятся к этому шагу негативно. Отечественный производитель не готов еще к экспансии на внутренний рынок импортных товаров. На рынке появятся сильные европейские предприятия-конкуренты, способные подорвать поступательное развитие нашей экономики. Об этом особенно резко высказались руководители предприятий пищевой отрасли, в частности Б. М. Антонян - генеральный директор ЗАО "Анит ЛТД". Вступив сегодня в эту организацию, мы можем остаться однобоко развивающейся страной, специализирующейся на производстве сырьевых ресурсов. В этом случае появляется колоссальная угроза для экономической самостоятельности и безопасности страны.

Мы пришли к выводу, что от вступления в ВТО выигрывают прежде всего развитые страны, которые достигли высокой степени технической оснащенности предприятий и высокого качества продукции. Эти страны нуждаются в рынках сбыта, и чем свободнее проникновение их товаров на рынки развивающихся стран, тем для них выгоднее. Те страны, которые не готовы в полной мере конкурировать на рынке, связывают себя настолько, что структурно изменить экономику они уже не смогут. Высокотехнологические отрасли, как правило, им уже развивать трудно, а осваивать новые технологии почти невозможно. Так что надо все взвесить и оценить. А свои позиции отразить в готовящихся договорах и соглашениях. Если здесь поспешить,то можно нанести большой урон экономике страны. Потом уже отступать будет крайне сложно. Я считаю, что вступление в это международное объединение требует от директоров предприятий и власти принятия соответствующих мер. Ни для кого не секрет, что иностранные производители уже сейчас находятся в более привилегированном положении, чем российские. Взять хотя бы сельское хозяйство. В Европе оно дотируется на 30 процентов, в Японии на 60. А наш аграрный сектор почти никакой поддержки от государства сейчас не имеет. Разве мы сможем в таких условиях на равных конкурировать с "ножками Буша", с мясными и колбасными изделиями иностранного производства?

Представители большинства отраслей промышленности делают вывод, что к вступлению в ВТО необходимо тщательно готовиться. Иначе многие зарубежные конкуренты подавят их в короткие сроки и не дадут никакой надежды на восстановление. Сначала предприятия надо технически переоснастить и только потом включаться в борьбу с иностранными конкурентами.

- Достаточна ли сегодня на Ваш взгляд, доля малого бизнеса в общем объеме производства города? Как можно было бы ее увеличить?

- Сегодня в малом бизнесе Краснодара занято около 100 тысяч горожан. Это более 30 процентов от общей численности работников, занятых в городском хозяйстве. Доля промышленного сектора малого бизнеса в общих объемах производимой в городе продукции составляет около 17 процентов. В прошлом году малые предприятия произвели в Краснодаре промышленной продукции более чем на 1 млрд. 830 млн. рублей, сельскохозяйственной - почти на 120 млн. рублей, оказали платных услуг на 337 млн. рублей. В городской бюджет за 2001 год от предпринимателей поступило единого налога на вмененный доход на сумму 158 млн. руб. Это почти вдвое превысило аналогичные поступления за 1999 и 2000 годы вместе взятые. Одним из показателей, характеризующих то, насколько у нас благоприятен экономический микроклимат для малого бизнеса, может служить рост инициативы граждан. Так вот за 2001 год у нас зарегистрировались 7,8 тысячи предпринимателей без образования юридического лица, что на 38 процентов больше, чем в предшествующем году.

В первом квартале нынешнего года эта динамика проявилась еще более четко: количество зарегистрированных предпринимателей, в 1,8 раза превысило количество предпринимателей аннулирующих свои свидетельства о предпринимательской деятельности. По состоянию на 1 апреля 2002 года от данной категории налогоплательщиков в городскую казну поступило единого налога на вмененный доход на сумму 48,6 млн. рублей. Это в 2,7 раза превышает аналогичные поступления за первый квартал 2001 года. За первый квартал 2002 года малыми промышленными предприятиями произведено продукции на сумму около 800 млн. рублей. В действующих ценах это почти в 2,9 раза больше объемов соответствующего периода 2001 года. Изучив опыт Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Красноярска, мы стремимся с учетом местных условий создать свою модель поддержки малого предпринимательства. Прежде всего мы стараемся обеспечить бизнесменов льготным кредитованием. Для этого в прошлом году в городском бюджете было предусмотрено 3,7 млн. руб., в текущем году - 7 млн. руб. Причем выделение средств происходит в демократичной форме - на заседаниях Совета по инвестициям с участием предпринимателей. При Совете директоров создана секция малого предпринимательства. Она и вырабатывает долгосрочную стратегию развития малого предпринимательства.

- Однако конфликт "малый бизнес - бюрократия" реально существует и он характерен для многих регионов страны. Что делается в городе для того, чтобы ослабить это противостояние, создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса без ущерба для бюджета?

- Владельцы малых предприятий жалуются на бюрократическое давление, непродуманное, неэффективное налогообложение. В Краснодаре число всевозможных инспектирующих инстанций, тем или иным образом контролирующих малый бизнес, превышает 35. При этом практически половина из них имеет дублирующие функции.p>

К сожалению, отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля теневой экономики. По разным оценкам она составляет от 30 до 50 процентов реального оборота в сфере малого бизнеса. Значительная часть потенциальных ресурсов этих предприятий не задействована в решении общегосударственных задач. В то же время, по различным оценкам, примерно половина малых предприятий - "мертвые", то есть не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо фактически прекратили свою деятельность, но не ликвидированы в юридическом смысле.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата для субъектов малого бизнеса. Необходимо также расширить возможности и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности предприятий, отнесенных к категории малых. Надо способствовать установлению отношений кооперации между крупными и малыми предприятиями.

- Достаточно ли эффективно, на Ваш взгляд, для популяризации краснодарских товаров используются возможности выставочного центра, расположенного на ул. Зиповской, 5?

- Краевая администрация поставила перед нами задачу - закрепить за Краснодаром статус Южнороссийского центра выставочной деятельности. Это позволяет привлекать на рынок города максимальное количество продавцов и покупателей. А успех этой работы зависит от того, насколько качественно организуются и проводятся выставочно-ярмарочные мероприятия. На современном этапе развития экономических отношений они характеризуют уровень развития как промышленных предприятий, так и состояние экономики региона в целом. Я уверен, что сегодня Выставочный центр "Краснодар",расположенный по адресу: ул. Зиповская, 5, занял достойное место среди подобного рода центров как Южного федерального округа, так и России в целом. Интерес к проводимым на территории Выставочного центра "Краснодар" мероприятиям, как со стороны посетителей, так и организаций-экспонентов, подкрепляется гибкой системой скидок для краснодарских товаропроизводителей, предусмотренной выставочными компаниями. В связи с этим краснодарские предприятия имеют возможность демонстрировать свои последние достижения на гораздо более выгодных условиях, нежели иногородние фирмы. За 2001 год в выставках, организованных на территории ВЦ "Краснодар", приняло участие 2079 предприятий, в том числе 333 краснодарских крупных и малых предприятий, занятых в сфере производства. Выставочные мероприятия посетило в общей сложности более 130 тысяч человек.

По согласованию с админстрацией края и лично с губернатором Александром Николаевичем Ткачевым принято решение о создании нового выставочного центра в Краснодаре. Проект его я бы назвал грандиозным. И, безусловно, это сооружение украсит собой микрорайон Юбилейный.

- Инвестиции в экономику Краснодара в последнее время растут. Но, как говорится, хорошего всегда мало. Что необходимо для того, чтобы город привлекал как можно больше инвесторов?

- Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из основных направлений деятельности администрации города Краснодара. И мы, безусловно, стараемся для этого задействовать все имеющиеся возможности. Мы уже говорили о значении выставочно-ярмарочной деятельности. Разработан также проект концепции долгосрочной внешнеэкономической деятельности. Администрация города Краснодара объявила политику "открытых дверей" для предприятий с иностранным капиталом и выражает готовность активно участвовать в реализации перспективных инвестиционных проектов. При поддержке администрации города Краснодара создано некоммерческое партнерство "Совет содействия иностранным фирмам, предприятиям с иностранным капиталом и инвесторам". Главной его целью является содействие созданию в регионе экономически благоприятных условий работы предприятий с иностранными инвестициями. Эта организация способна объединить все работающие в городе иностранные фирмы, как действующие самостоятельно, так и в рамках совместных предприятий, а также иностранных инвесторов для обеспечения совместной работы с городскими властями, привлечения инвестиционных капиталов и "ноу-хау" в экономику города.

Одним из основополагающих принципов работы администрации города Краснодара является "пилотное" сопровождение инвестиционного проекта с самого начала и до конца конкретным сотрудником, в результате чего существенно сокращается время на согласование размещения и регистрацию совместных предприятий на территории города. Ярким примером результата инвестиционной политики, проводимой администрацией города Краснодара, является высокоэффективная деятельность таких компаний, как ОАО "Филип Моррис Кубань" и филиал № 1 АО "Очаково Лтд". С целью повышения инвестиционной привлекательности краевого центра и привлечения дополнительных инвестиций в экономику города в этом году проведены переговоры с информационным агентством "Саммит Коммьюникейшнз" (США) об участии Краснодара в проекте "10 городов России - лидеров бизнеса и инвестиций". Успешно развиваются внешнеэкономические связи кубанской столицы с предприятиями и организациями из США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Швеции, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии и Кипра.

- Как профессиональный строитель Вы много внимания уделяете развитию этой отрасли экономики и совершенствованию архитектурного облика города. Как осуществляются намеченные здесь планы и что нового можно ожидать краснодарцам в ближайшие годы?

- Краснодар меняется на глазах. Сегодня мы "вместе строим настоящее". Продолжается строительство набережной реки Кубани, появилась новая сеть рынков, продумана система многоуровневых автостоянок, будут построены спорткомплекс, аквапарк, возведен большой торговый комплекс в поселке имени Жукова. Объем выполненных подрядных работ за 6 месяцев этого года составил около 3,9 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах к уровню прошлого года равно 117 процентам.

Продолжается осуществление программы жилищного строительства. Введено в эксплуатацию 250,9 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов. Это - 58,3 процента от поставленной нами задачи на 2002 год. В районах индивидуальной застройки проложено 2,4 километра водопроводов, 4,4 километра газопроводов, ведутся работы на двух газораспределительных комплексах в хуторе Ленина. Ведется проектирование парка 30-летия Победы и пешеходного моста на Затоне, троллейбусных линий в поселке Жукова и на улицах Северная - Мира. Многие из этих проектов я взял под личный контроль. И, думаю, завершение ряда из них к празднику Дня города станет хорошим подарком для всех краснодарцев. Идея создания концепции внешнеэкономической деятельности, о которой мы уже говорили, тесно связана с Генеральным планом развития кубанской столицы. К слову, такой план имеют всего шесть городов нашей страны.

Отвечая на этот вопрос я бы хотел также отметить то понимание,с каким относится к проблемам краевого центра глава администрации Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев. Мы находим с его стороны полную поддержку строительства многих объектов, которые украсят Краснодар. А в сооружении спорткомплекса на 3000 мест краевая администрация принимает и непосредственное финансовое участие.

- Немало делается в Краснодаре и для наведения порядка на рынках. Удовлетворены ли Вы уже сделанным и каким бы Вы хотели видеть наши рынки в будущем?

- Сделано, конечно много, но и впереди тут работы не меньше. Проведена работа по ликвидации мелкорозничной лоточной торговли на центральных и магистральных улицах города. Полностью ликвидирована мелкорозничная торговля по улице Калинина, где открыто движение транспорта. И по ул. Рашпилевской от Буденного до Калинина. Все предприниматели отсюда размещены на других рынках города. Введена в эксплуатацию первая очередь Крытого рынка. Проведена реконструкция рыбных павильонов на Сенном и Кооперативном рынках. В апреле этого года проведена реконструкция торгового ряда "Кайрос". Продавцы переведены на специально отведенную площадку на ул. Калинина. Открыт четвертый муниципальный рынок по торговле сельхозпродукцией - Прикубанский. На всех городских рынках и территориях, прилегающих к ним, произведен демонтаж самовольно установленных объектов мелкорозничной торговли без капитального фундамента.

Велась планомерная работа по пресечению несанкционированной торговли (где, кстати, сбывается львиная доля поддельной продукции) и развитию цивилизованного розничного бизнеса. Практически ежедневно работают мобильные рабочие группы в составе представителей правоохранительных органов, контролирующих служб города, лицензионной палаты. Они контролируют оборот и реализацию алкогольной продукции. За январь - апрель 2002 года проведено более 1600 проверок предприятий розничной торговли. Выявлены нарушения в 1306 предприятиях, приостановлено действие 167 лицензий. Но в Краснодаре есть немало предпринимателей, которые искренне поддерживают городские власти в стремлении сделать торговый бизнес цивилизованным: они не только добросовестно платят налоги, но и занимаются озеленением и ремонтом прилегающих территорий, выделяют средства на проведение городских праздников. Да и сами краснодарцы стали более разборчивыми - постепенно осознают преимущества приобретения качественной продукции в магазинах. И это (приобретение товаров чуть дороже, но качественнее), к слову сказать, тоже показатель повышения уровня жизни горожан. Большое внимание уделяется и будет уделяться поддержанию должного санитарного порядка на городских рынках и прилегающих территориях. Организована работа по приведению мест уличной торговли в соответствие с требованием правил и культуры обслуживания.

- Сможет ли Ваша администрация добиться безубыточной работы муниципальных унитарных предприятий? Что для этого нужно?

- Работа по повышению доходности МУПов ведется систематически и она уже позволила в 2001 году в 3,8 раза увеличить их прибыль в сравнении с 2000 годом. План по поступлению в бюджет отчислений от чистой прибыли МУПов за 1 полугодие 2002 года выполнен в сумме 1162,4 тысячи рублей или на 114 процентов выше намеченного.

В комплекс мероприятий по экономическому оздоровлению МУПов входили проверки их финансово-хозяйственной деятельности и использования ими бюджетных средств, заседания балансовых комиссий. В результате внесен ряд предложений о реорганизации и ликвидации отдельных предприятий, а также замене руководителей, не справившихся с поставленными задачами. Проводится финансовый мониторинг этих предприятий.

- Николай Васильевич, после недавнего катастрофического, можно сказать, наводнения Краснодар оказывает шефскую помощь Армавиру. Что уже в этом направлении сделано и предстоит еще сделать?

- Шефом Армавира Краснодар стал недавно. Но уже с 21 июня 4 специализированные бригады работают в Отрадненском районе, приводят в порядок объекты ЖКХ. В Новокубанск направлены 2 поливомоечные машины, 1 каналопромывная машина, 3 вакуумные машины для откачки воды. В Армавир 10 июля направлено 5 единиц техники для ликвидации последствий затопления. Управлением соцзащиты Краснодара направлена гуманитарная помощь. Краевой администрацией Краснодару поручено построить в Армавире 300 квартир. Перед нами поставлена задача дать жилье людям, потерявшим его, уже к нынешнему зимнему сезону и для этого делается все возможное.

- В летнюю пору обостряется проблема санитарного состояния города. Из чего, на Ваш взгляд, складывается успех в борьбе за его чистоту?

- Наверно, излишне говорить, какое значение уделяет городская власть поддержанию чистоты в Краснодаре. Город имеет статус столицы одного из самых красивых и богатых регионов России, и его санитарное состояние, конечно, должно соответствовать этому высокому положению. Мы занимаем жесткую позицию в борьбе за чистоту. Ведь чистота - это еще и экология города, это здоровье горожан. Поэтому мы регулярно проводим "санитарные пятницы", объезды улиц, анализируем санитарное состояние города. Ведется борьба с нарушителями санитарного порядка, в том числе с несознательными водителями, организующими стихийные свалки. В течение каждых выходных дней на уборке городских улиц занято почти 1400 человек и около 60 единиц техники. Перед дворниками поставлена задача производить уборку как можно раньше утром, чтобы к выходу краснодарцев из дома город был уже чистым. Однако очень многое зависит от горожан. Никаких усилий властей не будет достаточно, если люди не будут поддерживать чистоту вокруг своих жилищ. Что греха таить, сегодня многие рассуждают так: я плачу, а вы убирайте. Вряд ли это соответствует высокому уровню культуры. Поэтому большую роль здесь мы отводим органам территориального общественного самоуправления. Кому как не им знать, где в первую очередь следует приложить силы по наведению порядка. Всем нам хочется жить в чистом, уютном, зеленом городе. Поэтому я призываю горожан бережнее и ответственнее относиться к нашему общему дому, имя которому - Краснодар.

- Сейчас настала "макушка лета", продолжается сезон массовых отпусков и каникул.Какие условия созданы для летнего отдыха детей и взрослых?

- Организации летнего отдыха детей и подростков мы уделяем самое серьезное внимание. Разработана муниципальная программа "Лето-2002", предусматривающая выделение на эти цели из городского бюджета 6,5 миллиона рублей. В организации оздоровления детей и подростков в летний период будут участвовать пришкольные лагеря, детские площадки, лагеря для трудных подростков, военно-полевые сборы для допризывной молодежи, лагеря труда и отдыха. Всего в этот летний сезон планируется оздоровить более 30 тысяч детей.

Важная роль в обеспечении занятости детей на летних каникулах отводится комнатам школьников и клубам по месту жительства. Учреждения дополнительного образования детей города Краснодара разработали программы занятости детей и подростков летом 2002 г. Педагоги-организаторы по месту жительства отвечают за летний досуг детей и подростков на детских площадках города. А главные специалисты, введенные в штаты административных округов, - координируют эту работу. К открытию лагерей и оздоровительных площадок по месту жительства обновились спортивные базы. Согласно плану мероприятий по подготовке к лету силами коммунальных служб города отремонтированы 281 площадка.

Особое внимание в программе "Лето-2002" уделяется оздоровлению детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей и детей "группы риска". Учитывая желание подростков летом не только отдохнуть, но и заработать, пятый год на базе центра "Старт" работает подростковая биржа труда. Уже сегодня принято от подростков 1550 заявлений с просьбой о трудоустройстве на время летних каникул.

По программе "Старшее поколение", утвержденной в этом году, будут предоставлены путевки и для отдыха пенсионеров.

- Спасибо за беседу. Желаем вам и вашей администрации новых достижений во всех областях жизни одного из крупнейших городов Юга России - Краснодара. Надеемся, что вы и в дальнейшем будете рассказывать многочисленным читателям "Кубани сегодня" о благотворительных изменениях в жизни города и горожан.

- Благодарю и газету за внимание к краевому центру. Надеюсь, что такие беседы будут регулярными.