Кому выгодно нарушение перемирия? Переговоры. Готова ли Армения освободить территории вокруг Карабаха? Социологический опрос. Степанакерт.

Кому выгодно нарушение перемирия?

По сообщению азербайджанского агентства Day.az, 6 апреля, с 23.15 до 23.40 часов, из автоматов и пулеметов были обстреляны позиции вооруженных сил Азербайджана, находящиеся в селе Чырахлы, а 7 апреля, с 02.20 до 02.25 часов и с 03.30 до 04.30 часов, позиции вооруженных сил Азербайджана в селе Гапанлы Тертерского района и позиции в селах Ахмедагалы, Ортагервенд и к западу от села Башгервенд этого же района, соответственно. Согласно агентству, обстрел был подавлен ответным огнем. Потерь нет.

Бакинская "525-я газета" сообщает, что 8 апреля, с 00.05 до 00.45, армянские формирования подвергали обстрелу азербайджанские позиции у села Шыхлар Агдамского района. Огонь был открыт с позиций в полутора километрах от этого села. В тот же день, пишет газета, с 01.10 до 01.20 обстрелу подверглись азербайджанские позиции у села Махризли Агдамского района. "Обстрел велся армянами со стороны села Сарычалы того же района. В обоих случаях противник использовал автоматы и пулеметы. Азербайджанская сторона открывала ответный огонь, жертв нет".

Как сообщает информационный портал министерства иностранных дел Нагорного Карабаха (НК), 11 апреля миссия ОБСЕ провела западнее "оккупированного" Азербайджаном населенного пункта Верин Чайлу Нагорного Карабаха плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С позиций Армии обороны НК наблюдение осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия) и Олександр Самарский (Украина). Мониторинговую группу с азербайджанской стороны возглавлял личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. В ходе мониторинга представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК, сопровождавшие миссию наблюдения ОБСЕ, зафиксировали выстрелы с азербайджанской стороны, которые прозвучали севернее Верин Чайлу. Мониторинг был продолжен после повторного получения сторонами гарантий безопасности и прошел согласно намеченному графику.

Агентство Day.Az, анализируя сложившуюся ситуацию, когда режим перемирия на линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил в течение только последнего месяца нарушался более пятидесяти раз и ежедневным перестрелками не могут помешать ни поспешный мониторинг со стороны Минской группы ОБСЕ (МГ), ни резкие высказывания влиятельных европейцев, пишет, что "долгожданный шанс по восстановлению территориальной целостности, наконец, обретает реальные военные очертания" и называет происходящее "кризисом мирных переговоров и полным исчерпанием лимита мирных средств". Вместе с тем, агентство с очевидным огорчением отмечает, что ожидаемое в связи с этим "общенародное воодушевление совершенно парадоксально потонуло в аномальной общенародной пассивности". При этом отмечаются "уклончивые рассуждения министра иностранных дел" и "риторика первого лица", которые, по мнению агентства, не могут восприниматься как необходимая реакция в данной ситуации. Добавляя к вышеперечисленному заявление председателя ОБСЕ о скором привлечении карабахских армян к переговорному процессу, неожиданную поддержку данной инициативы со стороны МИД Азербайджана и сообщение сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова о готовом пакете с предложениями по решению карабахского конфликта, агентство связывает ситуацию в первую очередь с предстоящими парламентскими выборами в Азербайджане и кадровыми перестановками в высших эшелонах власти. "...Можно предположить, что именно начатые президентом реформы в высших эшелонах власти и затронувшие в первую очередь силовые ведомства, а также людей, занимающих серьезные посты в данной сфере, и являются причиной напряженности на границе. Возможно, в республике существует группа людей (высокопоставленных), недовольных действиями первого лица и имеющих достаточные возможности для дестабилизации ситуации на границе". Не исключает агентство и то, что первое лицо, "обеспокоенное нездоровой тенденцией частых и внезапных смен власти в близлежащих государствах, само заинтересовано в дестабилизации ситуации на границе". "Пытаясь отвлечь внимание масс напряженностью в прифронтовой зоне, он пойдет на небольшой вооруженный конфликт".

Day.Az также не исключает возможность влияния внешних причин: "Американская политика "постоянного прицела" в отношении Ближнего Востока, идущие разговоры о скорых атаках на Иран в контексте окончательного вытеснения России с Южного Кавказа и кажущейся незыблемости тандема Россия-Армения создают постоянное ощущение нестабильности". В частности, Россия, по мнению агентства, дабы не допустить окончательного своего вытеснения из региона, в очередной раз разыгрывает "карабахскую карту" - нагнетает ситуацию на границе, надеясь заранее дестабилизировать обстановку. "Если разговоры об июньских планах Пентагона хоть в какой-то мере отражают возможные реалии, беспорядочная стрельба на армяно-азербайджанской границе аккуратно укладывается в формат нынешних противостояний между Россией и США". Рассматривая фактор возможной заинтересованности в нарушении перемирия армянской стороны, агентство аргументирует ее "существующей нестабильностью в политической и экономической жизни Армении, отстраненностью государства от важных региональных проектов, блокадой со стороны Азербайджана и Турции и серией дипломатических побед Азербайджана". "Сорвать ход неблагоприятных мирных переговоров можно лишь новой угрозой войны". Однако, отмечает агентство, этот вариант имеет некоторые спорные нюансы: "За все 15 лет, в течение которых на наших глазах разворачивался бесплодный процесс мирных переговоров, маятник международного мнения склонялся попеременно в одну из двух сторон". Второе - нынешнее статус-кво выгодно армянской стороне, и испытывать его новой войной в настоящих экономико-политических, а также социальных условиях весьма чревато.

Агентство приводит также версию властей Нагорного Карабах, "которая практически созвучна с официальной позицией РА", - азербайджанская сторона целенаправленно перемещает свои огневые позиции к передовым рубежам Армии обороны НК, сокращая глубину так называемой "нейтральной полосы", что является прямым нарушением Бишкекского протокола, а потому моментально пресекается со стороны карабахских властей.

Исключительно любопытна следующая, выдвигаемая Day.Az, версия, которую иначе как "сговор властей" не назовешь: "Азербайджан готовится к парламентским выборам, которые в контексте "цветных" революций несут в себе элементы непредсказуемости, отнюдь не благоприятные для правящей власти. С другой стороны, в Армении, по оценкам армянских же экспертов, политическую ситуацию также нельзя назвать стабильной. Взаимная провокация является отвлекающим маневром для обществ, нацеленных на "революционные" перемены".

Не исключает агентство и того, что подоплека частых перестрелок может быть связана с планами третьих сторон, которые преследуют цель введения миротворческих сил в нагорно-карабахский регион. "Разговоры об этом раздавались совсем недавно. Провоцируя и подогревая ситуацию, создается возможность для осуществления этих планов".

Переговоры

Газета "Чоррорд Ишханутюн" продолжает цитировать первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. 1992 год: "Для нас было совершенно очевидно, что первым шагом на пути решения проблемы должно стать прекращение огня, которому последуют серьезные переговоры: между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, с целью определения статуса последнего с необходимыми международными гарантиями - с одной стороны, и между Азербайджаном и Арменией, с целью разрешения возникших в ходе конфликта проблем - с другой".

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", на состоявшейся 13 апреля пресс-конференции министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что намеченный на 15 апреля визит в Лондон министров иностранных дел Армении и Азербайджана не предполагает их встречи. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ встретятся с Варданом Осканяном и его азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедьяровым по отдельности. По словам Осканяна, это решение сопредседателей, по мнению которых в настоящее время подобный формат встреч может быть более эффективным. "Свобода" напоминает, что ранее представители Азербайджана и сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков заявляли, что Осканян и Мамедьяров встретятся в присутствии сопредседателей. Мерзляков сообщил также "Свободе", что министрам в Лондоне будет представлен разработанный сопредседателями новый пакет предложений. По словам Осканяна, термин "пакет" преувеличен. "Попросту говоря, мы не на том этапе, чтобы исходя из наших переговоров можно было бы подготовить пакет. Но то, что есть некоторые вопросы, по которым сопредседателям необходимо знать мнения президентов - это однозначно". Осканян не стал уточнять, что это за вопросы, но сообщил о своем несогласии с заявлениями о том, что стороны настолько близки к разрешению конфликта, что необходимо "политическое решение" президентов. По поводу возможной встречи президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в мае в Москве, министр сказал, что официальной договоренности по этому вопросу еще нет.

Вместе с тем, замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в беседе с журналистами сказал, что возможны спекуляции относительно того, пакетным или поэтапным будет урегулирование конфликта, однако азербайджанская сторона не обращает на это внимания, поскольку без достижения договоренности по всем вопросам о разрешении проблемы не может идти речь. Согласно бакинской "525-й газете", Азимов сказал также, что на очередной встрече все будет зависеть от сопредседателей. По его словам, значение встречи в Лондоне между министрами иностранных дел с участием сопредседателей может быть очень велико.

Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Роберт Кочарян, скорее всего, проведут очередной раунд переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта 8 мая в Москве, сообщает "Кавказский узел" со ссылкой на дипломатические источники. Алиев и Кочарян намерены принять участие в очередном неформальном саммите стран СНГ, намеченном на 8 мая. Решение провести встречу руководителей стран СНГ в Москве принято в связи с празднованием 60-летия Победы. Для участия в этом юбилее в Москве ожидаются главы более чем 50 государств, в том числе США, Китая, Индии и стран ЕС. Предполагается, что вопросы организации встречи лидеров двух государств будут обсуждены во время встречи глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна в Лондоне, которая состоится 15 апреля при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Согласно публикациям в азербайджанской прессе, пишет газета "Азг", заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов сказал, что в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта есть "основные элементы", решение которых является неотъемлемой частью процесса урегулирования. По словам Азимова, "основными элементами" являются устранение последствий конфликта - вывод армянских сил с территорий, находящихся под контролем карабахских сил, восстановление инфраструктуры, возвращение беженцев, установление связей и урегулирование политических вопросов. ("Зеркало"). Азимов сказал также, что Баку продолжает настаивать на возвращении 7 районов, с другой стороны, учитывая проблему "одновременного освобождения территорий", Азербайджан считает приемлемым и поэтапный вариант. Вернее, Баку не против, если Армения поэтапно уйдет из зоны безопасности. А вот на какие уступки взамен готов пойти Азербайджан, азербайджанская пресса молчит. Газета сообщает также, что уточнены вопросы повестки очередной встречи президентов Армении и Азербайджана. Согласно информации, полученной "Азг", их четыре, и относятся они к статусу Карабаха, устранению последствий конфликта: зона безопасности, гарантии, возвращение беженцев.

Сообщение азербайджанского агентства Day.Az о повестке встречи президентов Армении и Азербайджана несколько отличается от информации, приведенной в газете "Азг". Так, Day.Az со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что в первую очередь будут обсуждаться вопросы, касающиеся ликвидации последствий войны. А основными темами обсуждений будут создание зоны безопасности, взаимные гарантии и возвращение беженцев на свои земли. Если по этим вопросам будет достигнут компромисс, уточняет агентство, тогда стороны будут обсуждать вопрос статуса Нагорного Карабаха. По сообщению источника, повестка дня встречи будет еще раз уточнена на встрече министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Лондоне 15 апреля.

Бакинская газета "Зеркало", обращаясь к недавнему заявлению российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова о том, что сторонам предложена "короткая формула", относительно которой "необходимо принципиальное политическое решение со стороны президентов" и после этого "можно будет двигаться вперед, по пути согласования отдельных деталей будущего мирного соглашения", пишет, что поведение сторон свидетельствует о том, что предложенный сопредседателями компромисс не выгоден ни той, ни другой стороне. "Нельзя не обратить внимания на то, что, например, азербайджанская сторона упорно пытается обойти публичное обсуждение вопроса будущего статуса Нагорного Карабаха, хотя даже дураку ясно, что в предложенной сопредседателями формуле вряд ли удалось обойти этот вопрос. Иначе армяне вообще отказались бы его обсуждать". При этом газета предполагает, что формулировки, определяющие будущий статус Нагорного Карабаха, скорее всего, настолько расплывчаты, что дают Азербайджану некоторый ресурс времени и официальный Баку готов принять условия сопредседателей. Газета отмечает, что официальный Баку готов на ускоренный вариант развития событий. "Ведь если подписывать соглашение, то сейчас, в течение ближайших двух, максимум трех месяцев, то есть до начала парламентской предвыборной кампании. В этом случае противостояние между оппозицией и властями перейдет в иную плоскость, в ходе которой симпатии ведущих стран Запада, прежде всего США, будут на стороне правящей элиты. А вопросы демократизации предвыборной обстановки на время отойдут на второй план. Одним словом, властям удастся по времени развести разрешение двух этих острых вопросов, притом с определенной выгодой для себя". В противном случае, утверждает "Зеркало", после середины лета внутриполитическая ситуация в стране в связи с парламентскими выборами настолько обострится, что, скорее всего, будет не до Карабаха. Что касается Армении, то она, по мнению газеты, избрала тактику затягивания переговоров, поскольку не исключено, что после выборов позиции Азербайджана на международной арене несколько ослабнут. "Поэтому Ереван, официально не отказываясь от продолжения переговоров, использует любой повод для того, чтобы затянуть начало его очередного этапа. То Армении нужен тайм-аут, чтобы обдумать договоренности, достигнутые в ходе "пражского процесса", то она выступает с угрозой выхода из мирных переговоров, если Азербайджан переведет обсуждения карабахского конфликта в иные международные организации, то Вардан Осканян неожиданно подхватывает пневмонию..."

Готова ли Армения освободить территории вокруг Карабаха?

Армянская сторона никогда не отрицала, что нагорно-карабахский конфликт может быть урегулирован только на основе взаимных компромиссов, поскольку альтернативой компромиссному варианту решения проблемы может стать лишь капитуляция одной из сторон, а стороны капитулировать не собираются. Об этом заявил президент Армении Роберт Кочарян в ходе встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом Ереванского государственного университета (ЕГУ), сообщает PanARMENIAN.Net со ссылкой на ИА REGNUM. По словам Кочаряна, компромиссы армянской стороны напрямую связаны с внутриполитической и экономической стабильностью Армении, а также зависят от позиции международного сообщества. "Тот, кто непосредственно ведет переговоры, чувствует себя гораздо увереннее, когда за его спиной стоит сильная и стабильная страна". При этом Кочарян категорически отверг опасения относительно того, что международная общественность, какие-либо организации или страны-посредники вынуждают стороны к тем или иным уступкам, стремясь достичь решения конфликта. "Никто никого ни к чему не вынуждает. Наоборот, посредники однозначно заявляют, что готовы приложить все свои политические и экономические ресурсы для того, чтобы помочь сторонам прийти к решению проблемы. Армянская сторона готова пойти на компромиссы не под влиянием какой-либо силы, а совершенно добровольно". По словам Кочаряна, вариант принуждения к миру, примененный на Балканах, в случае с нагорно-карабахском конфликтом неприменим, поскольку этот механизм был применен там в период активных боевых действий и во избежание обострения гуманитарного кризиса. "В Карабахе уже целое десятилетие царит мир и развитие - так что ситуация здесь иная".

Обращаясь в беседе с журналистами к вопросу уступок армянской стороны за счет окружающих Нагорный Карабах территорий, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян напомнил, что еще в ходе парламентских слушаний он говорил, что территории эти сохраняются из соображений безопасности, и добавил: "Если эти территории надо удерживать для обеспечения безопасности Карабаха и дальнейшего решения проблемы статуса, значит, надо их удерживать, а если для обеспечения безопасности и будущего Карабаха надо территории отдать - значит, надо отдавать". (Радио "Свобода").

"Невозможно уступить территории, на которых еще не засохла кровь погибших армянских бойцов", - заявила вдова погибшего азатамартика Славика Айрапетяна Шушаник Абрамян на пресс-конференции 14 апреля. Она отметила, что семьи погибших азатамартиков (освободителей, так называют в Армении участников военных действий в Нагорном Карабахе - прим. ИА REGNUM) озабочены последними заявлениями о том, что решение проблемы Нагорного Карабаха возможно только путем взаимных уступок. По ее словам, это невозможно, "так как мы не знаем, что мы получим взамен". Мать погибшего азатамартика Артура Казаряна Гоар Карапетян отметила, что "не нужно возвращать те земли, за которые пролилась кровь наших сыновей, в противном случае, пусть вернут наших сыновей". "Если невозможно вернуть наших сыновей, то невозможно и уступить эти территории", - подчеркнула она. Как сообщает "Ноян Тапан", представители семей погибших азатамартиков, участвовавшие в пресс-конференции, потребовали, чтобы государственные органы конкретизировали вопросы, связанные с решением проблемы Нагорного Карабаха, и сказали, "какую территорию они собираются возвращать и под какие гарантии".

"От своего имени, от имени группы военнослужащих, которые сегодня находятся в армии, от имени тысяч участников войны, а также - я оставляю за собой это право - от имени павших я обращаюсь к Сержу Саркисяну и стоящим у руля власти другим деятелям: господа, сегодняшние ваши действия - предательство. Призываю вас остановиться, иначе вас ждет строгое наказание". Этот призыв, обращенный к министру обороны и другим представителям властей Армении, пишет газета "Аравот", обнародовал на пресс-конференции член общественной инициативы "В защиту освобожденных территорий" Жирайр Сефилян. Он и другие члены организации были возмущены выступлениями в ходе слушаний по карабахской проблеме, организованных 29-30 марта в Национальном Собрании Армении, и в особенности позицией главы оборонного ведомства С. Саркисяна. "Обидно, что об уступках говорит министр обороны. Если бы такое выступление имел министр иностранных дел, это еще можно было понять - он мог использовать дипломатический маневр. Но для министра обороны это недопустимо. Это серьезный удар по нашей армии. Если Серж хочет стать президентом, он должен уйти со своего поста и стать политическим деятелем", - отметил Сефилян. Сефилян считает, что международное сообщество усилило давление не на армянский народ, а на некоторых руководителей, которые "своими бездарными действиями завели переговорный процесс в тупик и создали эту безвыходную ситуацию". "К властям нашей страны они относятся как к шпане, потому что на протяжении всех этих лет у них была только одна цель - сохранить власть, свои кресла. Они на все пойдут ради сохранения власти. Сегодняшнее руководство - министр обороны, президент и другие - отошли от всего армянского, от армянства, от своей сути. У освобожденных территорий есть хозяева. Это не только я, это весь армянский народ. Если должна быть война - пожалуйста, нас войной не запугать". "А если бы наши войска дошли до Кировабада или Баку, эти территории тоже считались бы освобожденными?" - спросили его журналисты. "Вся территория до Куры подлежит освобождению". "Как и Нахиджеван", - дополнил Сефиляна другой представитель организации "В защиту освобожденных территорий".

"Когда кто-то говорит, что армянская сторона не должна идти на компромисс в вопросе карабахского урегулирования, это, конечно, звучит очень хорошо, но не серьезно", - отметил министр обороны РА Серж Саркисян, комментируя заявление инициативы "Защита освобожденных территорий". По его словам, "сохранение состояния войны также возможно и все зависит от того, чего мы хотим". По словам министра, каждый армянин имеет право в связи с карабахским вопросом высказать свое мнение, но никто не имеет права навязывать свое мнение другим. "Считаю, что от имени армии могут говорить только военные. Заверяю всех, что сегодня армянская армия более чем когда-либо сплочена, управляема и боеспособна", - заявил Серж Саркисян. ("Ноян Тапан").

"Парламентские слушания по вопросу Карабаха показали, что проармянское решение проблемы предполагает наличие демократии в Армении". С таким заявлением в парламенте выступил 12 апреля член фракции "Справедливость" Степан Закарян. Он отметил, что, придя к власти в 1998 году, нынешнее руководство Армении заявляло о первоочередности вопроса статуса Нагорного Карабаха, в то время как на прошедших недавно парламентских слушаниях министр обороны Серж Саркисян заявил, что в обмен на гарантии безопасности можно уступить и территории. С другой стороны руководитель парламентской фракции партии "Дашнакцутюн" Левон Мкртчян в своем выступлении призвал коллег воздержаться от "политических комментариев" по вопросу Карабаха. "Не будем забывать, что президент РА является тем человеком, который в самые тяжелые годы, оставив свою семью в Арцахе (историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), под бомбежками, возглавил оборону Арцаха", - подчеркнул депутат. "Это лучшая гарантия того, что сегодня и президент, и поддерживающие его политические силы продолжат свою решительную и упорную борьбу за пакетный вариант решения Арцахского вопроса: нет решения без утверждения статуса", - заявил руководитель фракции "Дашнакцутюн". ("Ноян Тапан").

Газета "Аравот" обращается к вновь ставшей актуальной статье первого президента Армении Левона Тер-Петросяна "Война или Мир? Момент истины", отмечая при этом, что "момент истины наступил и для нынешних властей". Газета напоминает основные положения, по которым экс-президент занимал четкую и однозначную позицию: "Война должна быть исключена, а следовательно, вопрос Карабаха может быть решен только и только путем мирных переговоров", "Долго сохранять статус-кво невозможно - этого не позволит ни международное сообщество, ни экономические возможности Армении", "Единственный вариант решения карабахского вопроса - компромисс, который означает не победу одной стороны и поражение другой, а возможное согласие, достигнутое в состоянии насыщенности конфликта". Л. Тер-Петросян также пояснял, что "альтернативой компромиссу может быть только война" и что "речь не идет о сдаче Карабаха, а о том, чтобы сохранить Карабах армянским". Тогда, пишет газета, попытка первого главы государства провести публичные дебаты провалилась и была расценена как "пораженческая", что дало повод для осуществления в 1998 году дворцового переворота. И вот спустя 8 лет министр обороны Серж Саркисян, сыгравший ключевую роль в осуществлении смены власти, предложил уступить территории, составляющие зону безопасности Нагорного Карабаха, в обмен на гарантии невозобновления войны. При этом он отметил: "...Не согласен с мнением о том, что мы выступаем с пораженческими речами, говорим об уступках и т.д. Хвастаться легче всего, при этом кто-то призывает "ничего не уступать, идти только вперед", на что 8 из 10 человек могут сказать: молодец, какой мужчина. Но в то же время в обществе найдутся такие, которые подумают: да ты просто хвастливый петух. Куда мы ведем свой народ? Чего мы хотим - новой войны? А разве мало погибло наших ребят, наших товарищей? Как нам поступить - заявить, что будем постоянно воевать?" По мнению члена правления Армянского общенационального движения (АОД) Арама Манукяна, это заявление - еще одно свидетельство того, что в свое время карабахская проблема послужила поводом для прихода к власти, теперь же проявляется стремление предстать перед внешними силами миротворцем. Сегодняшние власти пришли к выводу, что наиболее результативным путем урегулирования нагорно-карабахского конфликта все же является поэтапный вариант. "Просто сегодня, по сравнению с 1997 годом, предлагаются худшие условия", - сказал А. Манукян, добавив, что после всего этого власти, и в частности Серж Саркисян, "должны иметь порядочность попросить прощения и подать в отставку". Один из сторонников отставки Тер-Петросяна в 1998 году, заместитель председателя Союза ополченцев "Еркрапа" (СОЕ), бывший депутат парламента Мясник Малхасян отметил, что те, кто сегодня выступает в защиту компромиссов, доказывают правоту позиции Тер-Петросяна. "У меня нет достаточной информации, поэтому я не могу сказать, в какой стадии находится сегодня переговорный процесс, но я думаю, что на данный момент нет таких гарантий безопасности, против которых можно было бы уступить зону безопасности", - отметил зампредседателя СОЕ. В то же время, касаясь высказываний Сержа Саркисяна о том, что для невозобновления войны необходимо идти на уступки, Малхасян заметил: "Об этом надо было думать в 98-м".

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил экс-спикер парламента Армении Бабкен Араркцян. Ниже приведена часть беседы, относящаяся к карабахской проблеме.

В 1998 году АОД отошло от власти, и вопроса возвращения в тот момент ставить не могло. Может ли ваша команда сегодня претендовать на власть?

В 1998 году смена власти произошла благодаря спекуляции вокруг плана, разработанного для переговоров по урегулированию карабахской проблемы. Нашей команде было приписано "пораженчество" и этому были противопоставлены "победные" программы, сопровождавшиеся лживыми, квазипатриотическими и милитаристическими лозунгами. Организаторам переворота удалось временно расколоть общество. Наша команда сама подала в отставку, поскольку могла разразиться очень острая, чреватая тяжелыми последствиями борьба. "Победным" мы сказали - давайте, осуществляйте свою программу. Однако, движимые иступленной жаждой власти, они на самом деле предали и Карабах, и идеалы Движения. На восьмом году своей власти они уже отказались от своих "победных" программ и, не имея собственных реалистических программ, вернулись к нашей концепции решения проблемы - при этом без зазрения совести повторяя те же обоснования, аргументы и даже интонации. Все это народ видит, и народ вынесет свой вердикт.

Создается впечатление, что в вопросе Карабаха мы достигли кульминации. Сопредседатели говорят о конкретных предложениях и конкретных договоренностях. Однако странно то, что с обеих сторон власти пытаются заявлять, что их позиции в вопросе Карабаха крепки. Означает ли это, что стороны сегодня не готовы к компромиссам? Считаете ли Вы в подобных условиях возможным урегулирование вопроса?

Подписав в 1999 году Стамбульскую хартию, где ясно сказано, что подобные конфликты решаются на основе принципа территориальной целостности, Армения вернулась к тому, что мы отвергли в 1996 году. Следовательно, принципиальное решение вопроса было дано еще в 99-м. После этого, как знаете, многочисленные международные организации и руководители стран заявляли, что вопрос должен быть решен на основе территориальной целостности Азербайджана. Я более чем уверен, что все имеющиеся сегодня проекты содержат в себе пункт, в котором Карабах рассматривается как часть Азербайджана. Все остальное - пустословие.

Однако разве Вам не ясно, что Кочарян, несмотря на все свои возможные обещания, не подпишет подобный документ?

Для этого режима власть - бизнес, а Армения (в том числе и Карабах) - предмет бизнеса. Создание системы коррумпированной иерархии, откровенный грабеж народа путем валютных махинаций, сдача всей системы энергетики чужим, варварское разорение нашего города, государственный рэкет, цинизм и чванливость правящей элиты, вседозволенность дошли до такой степени, что вынуждены думать, что не только Агдам не их родина (намек на высказывание Сержа Саркисяна: "Агдам - не наша родина" - прим. ИА REGNUM), но и сама Армения.

И тем не менее, считаете ли Вы, что после 1998 года может найтись удовлетворяющее нас решение карабахского вопроса? В конце концов, независимость Карабаха это что - политический миф или есть возможности ее достижения?

Статус Карабаха имеет три возможных варианта: независимость, присоединение к Армении или часть Азербайджана. Первые два варианта, сторонниками которых являются власти, неприемлемы для Азербайджана, третий - для Армении. Все эти три варианта, по крайней мере до 1998 года, не были приемлемы также для международного сообщества. Благодаря ведущейся последние годы бездарной политике властей РА ситуация изменилась, и выгодный Азербайджану вариант стал достаточно приемлем. Конечно, очень трудно будет повернуть колесо вспять, однако Армения должна добиться того, чтобы все эти три варианта были отложены в сторону. Единственным реальным решением вопроса является поэтапный вариант, в котором не указывается статус Карабаха, обеспечивается мир, безопасность населения Карабаха, сухопутная граница с Арменией. Только дальнейшие процессы могут позволить уточнение статуса. Важнейшим условием сохранения перспективы статуса Карабаха является установление устойчивого мира, нормальных отношений с соседями, стимулирование международного и регионального сотрудничества и демократии. Для современного мира неприемлемо превращение границ с соседями во фронт, раздувание милитаристского психоза и ненависти. Мир показал свое отношение к Саддаму Хусейну, Милошевичу и им подобным.

Как Вы расцениваете мнение, согласно которому сменой власти, то есть уходом Кочаряна, будет возможно нейтрализовать весь негатив, который имеется в вопросе Нагорного Карабаха?

Считаю, что это единственный выход. ("Айкакан жаманак").

По мнению члена общественной организации "Армат" Тиграна Седракяна, власти Армении оказались сегодня в ситуации, когда будут вынуждены пойти на уступки. "Но сделано это будет в одном случае - когда действующие власти получат от мирового сообщества твердые гарантии сохранения власти. Сегодня они работают по следующей формуле: "Оккупированные территории - взамен власти". ("Аравот").

Социологический опрос

Армянский центр стратегических и национальных исследований провел соцопрос среди 60 экспертов и 1900 граждан Армении из всех областей на тему "Карабахская проблема: неоконченная семнадцатилетняя история".

На вопрос, насколько удовлетворяет официальная информация о процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, 68,3% экспертов ответили, что информация не удовлетворительная, и они сами пытаются добывать информацию из разных источников, 23,3% экспертов также не удовлетворены официальной информацией, но не обладают альтернативными источниками, 6,7% из 60 экспертов полностью удовлетворены поступающей информацией. Не удовлетворены официальными сообщениями и 35,1% из 1900 граждан страны, у которых нет других источников, 29,6% пытаются сами добывать какую-либо информацию, и 11,6% полностью удовлетворены.

По мнению 83,3% экспертов, вопрос Нагорного Карабаха (НК) должен стоять на первом месте во внутренней и внешней политике Армении. Подобную точку зрения выразили и 67,7% граждан. Большинство опрошенных считает, что этот вопрос стоит на первом месте и в проводимой ныне политике властей - 40% экспертов и 35,5% граждан.

60% экспертов (34,9% граждан) считают, что у армянской стороны нет программы урегулирования, которая обеспечила бы благоприятные для Армении и Нагорного Карабаха результаты. Противоположного мнения придерживаются 16,7% экспертов и 22,3% граждан.

Переговорным процессом по урегулированию проблемы недовольны 46,7% экспертов и 50,6% граждан. При этом 5% экспертов и 11,9% граждан выразили полное удовлетворение ходом переговоров между армянской и азербайджанской сторонами. 83,3% экспертов и 51,5% граждан видят причины своего недовольства в политике властей Армении, 3,3% (12,8%) - властей Нагорного Карабаха.

5% экспертов и 22,7% граждан-респондентов считают, что карабахская проблема - территориальный спор между Арменией и Азербайджаном; часть Армянского вопроса - 33,3% (35,6%), вопрос самоопределения населения Нагорного Карабаха - 58,3% (33,2%). Следует отметить, что 7,6% из 1900 граждан считают, что карабахская проблема - результат действий "внешних сил".

Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана, поскольку в прошлом не состоял в его составе, а в советские годы был насильно присоединен к этой стране - так считают 26,7% экспертов и 44,4% граждан. 41,7% экспертов (15,1%) считают, что НК обрел свою независимость путем всенародного референдума после распада СССР. 11,7% экспертов (26,2%) отрицают возможность присоединения НК к Азербайджану, поскольку на протяжении веков на этой территории проживали армяне.

По мнению 20% экспертов и 14,8% граждан, в переговорном процессе должны участвовать Нагорный Карабах и Азербайджан. За участие в переговорах Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха выступили 75% экспертов (72,4%).

33,4% экспертов (46,3%) считают, что Нагорный Карабах должен стать независимым и суверенным государством. Дальнейший статус НК, по мнению 30% экспертов (38%), - включение в состав Армении, автономия в составе Азербайджана - 3,4% (2,6%), единое с Азербайджаном государство - 6,7% (0,7%).

73,3% экспертов (50% граждан) считают, что уступки армянской стороны за счет пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха (Лачин, Кельбаджар, Агдам, Физули, Зангелан, Кубатлы, Джебраил) вполне приемлемы. 16,7% (37,7%) от общего числа респондентов не приемлют подобного варианта. Уступки, по мнению 66,7% экспертов (50,4% граждан), должны предполагать независимость НК или его включение в состав Армении; прекращение Азербайджаном блокады Армении и НК - 4,4% (12,9%); подписание соглашения о мире и исключение возобновления войны - 17,8% (25%).

40% экспертов (37,2%) считают, что решению карабахской проблемы препятствует слабая армянская дипломатия и агитация, политика России - 13,4% (15,4%), политика США - 3,4% (19,1%), политика Турции - 6,6% (11,9%), бескомпромиссная позиция Азербайджана - 36,7% (23,8%), реальная сложность вопроса - 53,3% (25,5%).

По мнению 45% экспертов (29,1%), в предстоящие пять лет решить карабахскую проблему путем мирных переговоров не удастся. Противоположной точки зрения придерживаются 18,3% (24,6%). 43,3% (34,5%) считают, что Азербайджан не возобновит войну против Армении и Нагорного Карабаха. В случае возобновления войны 81,7% экспертов (71,9%) готовы по мере своих возможностей принять участие в обороне Нагорного Карабаха.

43,3% экспертов (34%) не согласны с мнением о замораживании конфликта и сохранении статус-кво. Напротив, 41,7% (39,8%) согласны с возможностью сохранения статус-кво. По мнению 45% экспертов (42,1%), в предстоящие пять лет позиции Армении во внутренней политике будут сильнее, чем у Азербайджана. В сфере пропаганды Армению опередит Баку, считают 40% экспертов и 22,9% граждан. 58,3% (29,5%) думают, что позиции Азербайджана в сфере экономики также будут сильнее Армении. В военной сфере лидером окажется Армения - считают 46,7% экспертов (41,6%).

По мнению 73,3% экспертов (60%), главенствующую роль в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта играет Россия, США - 60% (40,2%), Франция - 1,7% (7,1%), ЕС - 13,4% (19,1%), ОБСЕ - 38,4% (18,8%).

96,7% респондентов среди экспертов (56,4%) интересуются другими региональными конфликтами на территории Южного Кавказа (грузино-абхазский и грузино-осетинский). 30% экспертов (23,6%) считают, что они схожи с карабахским конфликтом, напротив, 61,7% (31,2%), считают, что эти конфликты не имеют ничего общего с карабахским. (ИА REGNUM).

Комментируя пункт, согласно которому для 50% опрошенных граждан Армении приемлемо уступить районы, составляющие пояс безопасности Нагорного Карабаха, в обмен на независимость или воссоединение НК с Арменией, эксперт Центра Степан Сафарян в беседе с радио "Свобода" сказал: "Это есть результат пропаганды. Не думаю, что это связано с развитием событий". Сафарян отметил, что в последнее время было принято довольно много связанных с карабахской проблемой докладов, которые превратились в предпринимаемые в отношении Армении меры. "Общественность сама поняла, что неприятие компромиссов может повлечь за собой еще более серьезные проблемы. С другой стороны, люди желают мира, окончательную урегулированность проблемы". Обращаясь к пункту о высказанном опрошенными недовольстве переговорным процессом, Сафарян сказал, что недовольство это обусловлено недостатком информации, а также с отсутствием гарантий невозобновления войны. А на согласие 40% с замороженностью конфликта эксперт предложил посмотреть с точки зрения возможности возобновления военных действий: "Большинство людей считает, что лучше все оставить как есть, чем заново начать воевать".

Степанакерт

Как сообщает газета "Азат Арцах", 7 апреля президент НК Аркадий Гукасян принял женщин-ветеранов Великой Отечественной и Арцахской войн. Среди них были также представители Армении. Президент поздравил ветеранов с Днем материнства и красоты и подчеркнул их роль в деле победы в этих двух значимых для армянского народа войнах. От имени женщин и матерей председатель фонда "Материнство" Асмик Микаелян выразила признательность за теплый прием и отметила, что женщины всегда готовы встать на защиту Родины как в военное, так и в мирное время. Газета пишет, что всех растрогало проявленное президентом особое отношение к ветерану Арцахской войны Шушаник, которая лишена обеих ног и ныне воспитывает трех несовершеннолетних детей. Гости из Армении подарили президенту работы одного из ветеранов - художницы Лусине Григорян. Особенно, пишет газета, были взволнованы участницы Великой Отечественной войны: "Мы признательны, что в этот прекрасный день нас удостоили внимания. За все эти годы мы пережили и хорошие, и плохие дни, были и минуты уныния. И сегодня, в этот прекрасный день, мы возвращаемся домой с цветами. Спасибо".

Заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял новоназначенного главу представительства Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Нагорном Карабахе Мориса Грундбахера, который заменил на этом посту Мирей Бенар. В ходе беседы Масис Маилян отметил высокий уровень сотрудничества между властями НК и представительством МККК в Степанакерте. Как сообщает ИА "Де-Факто", были обсуждены гуманитарные вопросы, касающиеся, в частности, возможности взаимного освобождения сторонами конфликта военнослужащих, находящихся на данный момент в плену.

Газета "Азат Арцах" с целью освещения социально-экономической ситуации в Шушинском районе НК опубликовала интервью с руководителем районной администрации Владимиром Касьяном. Описывая ситуацию в районе, Касьян предложил окинуть беглым взглядом прошлое: "Кто не помнит, в каком разрушенном состоянии находился Шуши сразу после освобождения? В расположенном близ Шуши селе Карин не было почти ни одного целого здания. Такая же картина царила и в других населенных пунктах района". По словам руководителя администрации, теперь на пальцах руки можно пересчитать дома, нуждающиеся в ремонте. За счет средств госбюджета и благодаря содействию благотворительных организаций армянской зарубежной диаспоры осуществлено крупномасштабное капитальное строительство, проведены высоковольтные линии электропередачи. Почти все общины (кроме Кирсавана) пользуются природным газом, газифицированы густонаселенные кварталы райцентра, в полном объеме идут и другие работы. В районе в первоочередном порядке уделяется внимание улучшению жилищных условий семей погибших азатамартиков, инвалидов, ветеранов войны и многодетных семей: для семей указанных категорий, а также для переселенцев построены и продолжают строиться новые дома.

Тема "цветных революций" не оставила равнодушной и Нагорный Карабах. Степанакертская газета "Демо", опубликовав статью журналистки Кавказского института СМИ Лилит Асрян "Будет ли в Армении революция?", в редакционном примечании отмечает, что, судя по статье, революции в Армении не будет. "Думаем, что такая же ситуация в НКР. И хорошо, что так, поскольку, по нашему глубокому убеждению, революция не только не единственный, но и не лучший способ развития. Более предпочтителен путь эволюционного развития, когда степень политической зрелости общественности постепенно достигает такого уровня, когда шаг за шагом берет в свои руки контроль над рычагами управления. В молодом независимом Арцахе, к нашей радости, избран именно этот путь. После успехов в выборах в органы местного самоуправления общественность готовится к парламентским выборам. Если удастся сформировать парламент, который не будет придатком исполнительной власти, более того, сумеет контролировать исполнительную власть и стать политическим органом, отражающим общественные интересы (что не удалось нынешнему парламенту), то можно будет однозначно заявить, что общественность сделала огромный шаг в направлении укрепления демократии и развития страны. Конечно, здесь многое зависит от властей, поскольку обычно они препятствуют всему этому, волей-неволей искусственно создавая революционную ситуацию. Но если человек, общественность, народ готовы защищать свои права везде и в каждый миг, то разрушительная деятельность властей ограничивается".

"Арменпресс" сообщает, что 19 июня состоятся четвертые выборы в Национальное Собрание Нагорного Карабаха (НС). Согласно Избирательному кодексу НК, передает агентство, впервые парламентские выборы будут проведены по пропорциональной и мажоритарной системе, что свидетельствует об активизации демократических процессов в республике. Вместо прежних 33 избирательных округов, согласно решению ЦИК НК, сформированы 22, из них 8 - в столице Степанакерте. 11 депутатов НС будут избраны по пропорциональной системе, 22 - по мажоритарной.

Как сообщает ИА REGNUM, по неофициальным данным, кандидатами по мажоритарной системе в 22 округах выдвинулось около 200 человек. Регистрация избирательных списков партий, участвующих в выборах по пропорциональной системе, и кандидатов, выдвигаемых по мажоритарной системе, пройдет с 10 по 15 мая текущего года, а предвыборная агитация кандидатов будет проходить с 16 мая по 17 июня.