27 июня Государственная Дума Астраханской области приняла закон Астраханской области "Об установлении цены земли в поселениях, а также за пределами черты поселений Астраханской области". Однако губернатор отклонил его по следующим основаниям.

Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки единого земельного налога за один квадратный метр земельного участка (на начало текущего года).

В варианте закона, представленном в областную Государственную Думу администрацией области, предлагалась цена указанных выше земельных участков в размере десятикратной ставки земельного налога. Для крупных и средних собственников эта сумма не такая уж и большая. Приведем примеры. Административное здание одной солидной организации, расположенное по улице Кирова, занимает площадь 2786 квадратных метров. В данной территориальной экономической зоне земельный налог за 1 кв.м составил бы по этому варианту закона 17,5 руб. Стало быть, данный участок земли в центре Астрахани стоил бы 146 тыс. рублей. Покупка земельного участка под один известный богатый магазин в центре города (площадь 3400 кв.м) обойдется собственнику в 421 тыс. рублей. Земля под гостиницу одного из астраханских предприятий, расположенного в районе Нариманово (площадь 2815 кв.м), оценивается в каких-нибудь 41,7 тыс. рублей.

Заметим, приведенные для примера собственники - далеко не бедствующая часть населения. К тому же законодательство никого не обязывает в спешном порядке выкупать земельные участки. Федеральным законом собственникам недвижимости предоставлено право до 1 января 2004 года определиться в своих действиях: выкупать или арендовать земельные участки. Тем более что процесс выкупа можно, не нарушая законов, растянуть на годы.

Не мудрствуя лукаво любой мало-мальски сведущий скажет, что земля в центре города давно уже негласно оценивается тысячами долларов за одну сотку. По крайней мере, это недалеко от истины. Ни для кого не является секретом, что цены на землю на "черном" рынке колоссально выше, чем официально утверждаемые. Особенно в таких престижных районах, как Белый город, рыбокомбинат, набережная Волги, так называемая долина нищих и т.д. И если сравнить с установленными ценами на землю в других регионах России, то у нас предлагаемая администрацией области десятикратная ставка земельного налога такая же, как в Ставрополе, Новгороде, Рязани, Саратове, Белгороде, Тамбове, Липецке, Иванове, Вологде, Чувашии и т.д. То есть и в других субъектах Российской Федерации ставку земельного налога установили по допустимому высшему пределу.

При реализации вышеназванного законопроекта, представленного администрацией области, планировалось, что в консолидированный бюджет поступит 1 млрд. 272 млн. рублей. Согласимся, что при нынешнем остром бюджетном дефиците эти деньги были бы нелишними. Однако в принятом депутатами областной Госдумы варианте закона определена трехкратная ставка земельного налога. Из-за этого консолидированный бюджет недополучит 890 млн. рублей.

Опять-таки обратимся к примерам. При установлении выкупной цены, равной (на чем настаивают депутаты ГД АО) трехкратной ставке земельного налога, участок земли под объектом 1000 кв.м в сельской местности будет стоить 420 рублей. А в среднем по городу Астрахани под объектом такой же площадью - 19 600 рублей. Земельный участок базы отдыха на реке Кривая Болда общей площадью 49 500 кв.м можно будет купить за 706 тыс. рублей, а участок земли под административным зданием одного солидного предприятия по ул. Кирова (площадь 2786 кв.м) при таком раскладе будет оценен в 146 422 рубля.

Таким образом, финансово-экономическое значение этого областного закона существенно изменилось. Если приступить к его реализации в таком виде, то областной и муниципальные бюджеты не смогут рассчитывать на достаточные финансовые поступления. Кроме того, такое явное обесценивание земли будет тормозить развитие рынка земли и создаст оптимальные условия для спекуляции.

В ходе обсуждения законопроекта некоторые депутаты областной Госдумы приводили, по их мнению, веские доводы: дескать, в варианте, предлагаемом администрацией области, ущемляются интересы "бабушек и дедушек", которые когда-то на свои невысокие заработки построили дачные домики или "мазанки". А теперь, мол, до принятия Земельного кодекса не успели оформить в собственность землю под свои "хибары" и вынуждены будут платить баснословные деньги. Эти политиканствующие рассуждения далеки от истины. Ведь законодательство устанавливает право однократного бесплатного предоставления в собственность участков под строениями гражданам, которые не оформили право собственности на свои земельные участки. Так что областной закон не ставит целью запустить руку в кошельки "бабушек и дедушек".

Ситуация, когда губернатор накладывает вето на закон, принятый депутатами областной Госдумы, крайне редкая. Начиная с 1991 года это третий или четвертый случай нестыковки позиций законодательной и исполнительной власти в нашем регионе. В соответствии с действующим законодательством депутаты могут преодолеть вето губернатора, если сумеют набрать за свой вариант закона 2/3 голосов (в нашем случае их должно быть 20). Данный вопрос будет рассматриваться на ближайшем заседании Госдумы. Если вето не будет преодолено и закон не будет принят, то в таком случае губернатор имеет право вновь внести свой вариант на рассмотрение законодателей. На всякого рода согласования уйдет несколько месяцев, закон в лучшем случае будет принят к концу года. В связи с этим сократятся временные рамки для тех, кто намерен приобрести землю, так как федеральный закон ограничивает данные операции 1 январем 2004 года.

Следует отметить, что депутаты ГД АО оказались довольно в щекотливой ситуации, так как отсрочка принятия закона приведет к потере бюджетом средств, часть которых могла бы быть направлена на финансирование социальных программ для малообеспеченных слоев населения. А таких среди избирателей наших законодателей немало.

Кроме того, по мнению губернатора, дополнительные доходы в бюджет должны в обязательном порядке направляться на решение проблемы ветхого и аварийного жилья, наиболее остро сейчас стоящей перед астраханцами. Реализация этой программы находится под личным контролем Анатолия Гужвина. И, по его мнению, затягивать ее решение также не в интересах и представителей законодательной власти.