"Требуются изменения в ФЗ № 131 в части налогообложения": интервью председателя комитета ГДСК по социальной политике В. Лозового

Ставрополь, 15 апреля 2005, 18:21 — REGNUM  

Об итогах первого квартала реформирования местного самоуправления в Ставропольском крае в эксклюзивном интервью ИА REGNUM рассказал председатель комитета ГДСК по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством Виктор Лозовой.

ИА REGNUM: Прошел уже квартал с момента, когда в крае была запущена реформа местного самоуправления. Как край справляется с реформой?

К нам приезжала на днях первый зам Госдумы Ивановской области. Она спросила, зачем мы заявляем о проведении реформы, если она и так в крае уже проходит. На Ставрополье давно сформировано местное самоуправление, и нам осталось только определить налогооблагаемую базу и собственность. Я считаю, что в определенных рамках реформа в крае началась давно, но в конце 2004 года мы определили ее законодательно: установили границы муниципальных образований и распределили собственность. Можно сказать, что ФЗ № 131 у нас реализуется достаточно успешно. Единственное, хотелось бы разделить полномочия между представителями законодательной и исполнительной власти в районах - кто из них главнее. Сейчас в разных районах - разная трактовка этого вопроса. И на данный момент до сих пор не утверждены положения о фонде сбалансированности в муниципальных образованиях. Потому что фонд сбалансированности находится как в доходной, так и в расходной части бюджета.

ИА REGNUM: А что такое фонд сбалансированности? Фонд поддержки муниципальных образований?

Да, это фактически фонд поддержки. Мы будем модернизировать положение о нем. Если муниципальные образования и районы исполняют собственные доходы на 95 %, то мы с ними работаем. Оказываем помощь из фонда поддержки. А если по объективным причинам они не могли выполнить, то они из фонда ничего не получат. Сейчас ситуация такова - 75% из фондов сбалансированности отдается в муниципальное образование при положенных 100%, остальные 25% пока остаются в резерве. Но депутаты считают, что это несправедливо. Если бюджет выполняется на 700 тысяч, то муниципалитет всю эту сумму и должен получить. А по истечению сроков провести выравнивание по всем параметрам. Для этого фонд сбалансированности должен быть сформирован и выведен из состава доходно-расходной части бюджета. Он должен быть сверх бюджета. А выводы о том, каким муниципалитетам в каком объеме оказывать финансовую поддержку должны делаться по итогам года.

ИА REGNUM: Сейчас этот фонд просчитан в рамках бюджета?

Он просчитан в бюджете, но районы еще не получали средств из этого фонда.

ИА REGNUM: В Ставропольском крае фонд сформирован к началу года?

Да. В мае-месяце мы будем его направлять в бюджеты. Сейчас в правительстве уже утвержден порядок, по которому средства будут направляться из фонда сбалансированности. В конце апреля комитет по бюджету будет рассматривать этот вопрос.

ИА REGNUM: В рамках реформы, муниципальные образования получили деньги и сейчас районы жалуются, что они не могут правильно пользоваться средствами по целевому распределению. Раньше в районах знали, что подразделения краевых ведомств просчитают и направят средства на ЖКХ, образование и т.д. Сейчас районы занимаются этим сами. Вы отслеживаете, как районы справляются сами с бюджетом?

Мы имеем информацию о том, в рамках какой доходной части плохо поступают налоги. Но традиционно, опасения, которые возникают в отношении исполнения бюджетов в начале года, не оправдываются в конце. В 3-4 квартале выравнивается. Так было в 2004 году, вначале темпы исполнения были достаточно низкими, то в конце года мы получили 103 - 112% исполнения.

ИА REGNUM: Но сейчас-то в связи с реформой всё поменялось?

Я думаю, сейчас ничего не поменялось.

ИА REGNUM: Уже есть какие-то цифры по итогам первого квартала? Насколько исполняется бюджеты?

В целом по краю бюджеты исполняются на уровне 87%. Потому что основная часть денежных средств приходится на краевой бюджет. Но, безусловно, есть доля риска по исполнению в связи с реализацией федерального закона № 131. Поэтому я хочу в первом полугодии составить точное представление о том, как будет исполняться бюджет.

ИА REGNUM: Это касательно бюджета. А другие проблемы есть с реализацией закона?

Есть проблемы с перенабором численности аппарата главами муниципального совета районов. Законодательно определено, что эта численность исчисляется в процентном соотношении от количества жителей. А сейчас в некоторых районах аппарат превышает эту норму даже втрое: где положено четыре человека - набирается 12-15. Я предполагаю, что по истечению 9-10 месяцев у глав муниципального совета районов не хватит денег на содержание аппарата, а расходовать больше средств им никто не даст право. Мы провели ряд встреч с главами поселений в районах, они задавали много интересных вопросов, на многие проблемы обратили внимание Министерства финансов.

ИА REGNUM: Какие проблемы они высвечивали?

Проблемы в том, что некоторые краевые полномочия, в частности вопросы здравоохранения, не передаются краевым структурам. Это неправильно. Потому что мы (край) свои обязательства выполнили, муниципальным образованиям в основном передали функции, а те функции, по которым возникает спор, уже готовы к передаче в муниципальные образования. В свою очередь некоторые муниципалитеты не хотят отдавать те функции, которые должны отдать согласно 131 закона. Имеется в виду оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи, непонятен вопрос по содержанию домов культуры, то есть муниципалитеты должны делегировать району функции по содержанию, финансированию и проведению культурных мероприятий. ИА REGNUM: Когда мы запускали проект раньше других регионов, на федеральном уровне говорилось, что возможны внесения изменений в законодательство о местном самоуправлении. Уже сейчас планируются такие изменения?

Такие изменения есть, и в первую очередь в части налогообложения, а также в вопросах, по ряду изменений, по которым мы уже обращались в федеральное правительство. Всего должно быть внесено около 200 поправок в 131 федеральный закон. Но сложная ситуация складывается в рамках налогообложения. Изменений требует порядок поступления и порядок распределения средств.

ИА REGNUM: Предусмотрена ли помощь из федерального бюджета? В каких случаях и размерах?

Во-первых, мы можем взять кредит. Пока мы его не берем, потому что хотим справиться своими силами. А право такое дано правительством России. Во-вторых, нам предоставляется дотация на исполнение Федерального закона № 122. Мы предоставляем льготу ветеранам по федеральному бюджету, а центр нам дотируют на ту сумму, на которую мы оказали помощь.

ИА REGNUM: Расскажите о договоре о разграничении полномочий между федеральным центром и нашим регионом? Будет подписываться новый такой договор?

Этот договор чисто номинальный и не несет никакой ни юридической, ни финансовой нагрузки. В договоре записано, что Центр нас наделяет федеральными полномочиями. Скажем, мы оплачиваем военный комиссариат, а Центр нам эти средства компенсирует. Вместе с тем, вступление в силу ФЗ № 131 не влияет ни на условия, ни на выполнение этого договора.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.