"К сожалению, приходится констатировать, что большинство людей, находящихся у власти, в том числе в руководстве администрации и Законодательном Собрании Приморского края, являются крупными бизнесменами - собственниками. В нарушение закона они одновременно являются и высокопоставленными чиновниками и фактическими бизнесменами, поэтому подавляющая часть властной элиты коррумпирована и не заинтересована в изменении сложившейся ситуации", - заявил на конференции "Роль государства и гражданского общества в противодействии коррупции" 14 апреля депутат Законодательного Собрания Приморья Николай Марковцев. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В своем докладе депутат подверг критике некоторые законодательные акты Приморского края. "К примеру, в связи с исследуемой проблемой интерес представляет Постановление губернатора Приморского края от 05.09.2001г. № 674 "О порядке обращения в доход краевой казны предметов, полученных в качестве подарков от российских и иностранных организаций, учреждений и фирм и их представителей во владение сотрудниками Администрации края", которым утвержден "Порядок обращения в доход краевой казны предметов, полученных в качестве подарков от российских и иностранных организаций, учреждений и фирм и их представителей во владение сотрудниками Администрации края", - прокомментировал Николай Марковцев. - В п. 2, названного нормативного акта указано, что к подаркам, подлежащим обращению в доход краевой казны, относятся предметы стоимостью свыше 1000 рублей. Не обращаются в доход краевой казны пищевые продукты независимо от их стоимости. В тоже время, в ст.10 закона Приморского края "О государственной службе Приморского края" от 04.04.1996г. № 34-КЗ указано, что государственный служащий не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с использованием должностных обязанностей, в том числе после выхода на пенсию. Однако, это не мешает отдельным депутатам Законодательного Собрания оформлять получение беспроцентных ссуд в банках под гарантии администрации края. А также получать за "правильное поведение" различные преференции от администрации (льготные энерготарифы, размещение заказов и услуг и др.) для "своих" предприятий. Следует, однако, обратить внимание, что новый федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ разрешает гражданским служащим, в плане получения подарков, руководствоваться Гражданским кодексом РФ. Налицо правовая коллизия, которая требует своего разрешения".

В своем докладе депутат отмечает несостоятельность еще нескольких приморских законов: "Далее, обратимся к закону Приморского края от 21.01.2003г. № 38-КЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Приморского края" (далее закон "О конкурсах").

Ст. 17 закона "О конкурсах" определяет основания проведения закрытого конкурса:... если товары (работы, услуги) в силу уровня технической сложности или специального характера могут быть закуплены только у ограниченного круга поставщиков (исполнителей). В указанной статье нет четкого определения понятия "технической сложности или специального характера", а также "ограниченного круга поставщиков", что дает возможность нерадивым чиновникам собственной трактовки и выбора между закрытым и открытым конкурсом. Характерным примером является проведение закрытых конкурсов администрацией края при размещении заказов на строительство в ходе реализации в 2004 году краевой целевой программы "Квартира молодой семье".

Ст. 18 (двухэтапный конкурс) дает право по результатам первого этапа организатору конкурса вносить изменения и дополнения в первоначально установленные в конкурсной документации положения. В результате закон не запрещает организатору конкурса изменить и дополнить первоначальные документы таким образом, чтобы они подходили для "своей" фирмы. Двухэтапный конкурс выступает как еще одно средство ограничения конкуренции и создание условий для коррупции.

Следует обратить внимание на "основной закон" Приморского края - Устав Приморского края. В ст. 47 "Компетенция Законодательного Собрания Приморского края" п.31 установлено, что к полномочиям Законодательного Собрания относится осуществление контроля за исполнением принятых Собранием законов и иных нормативных правовых актов в пределах и формах, установленных законом Приморского края".

В данном случае это закон "О Законодательном Собрании Приморского края" от 05.05.1995г. № 5-КЗ, который ст. 22 ("Контрольные полномочия Законодательного Собрания") предписывает Законодательному Собранию самостоятельно, а также через контрольно - счетную палату и иные создаваемые его органы осуществляют контроль за: исполнением принятых Законодательным Собранием законов и иных нормативных правовых актов; выполнением программ и планов социально-экономического развития Приморского края; исполнением краевого бюджета.

Однако усилиями депутатов комитета Законодательного Собрания по регламенту, депутатской этике и организации работы "протаскивается" изменение в ст.22, где слова "осуществляет контроль" заменяются словами "может осуществлять контроль", то есть норма закона, имеющая обязывающий характер, подменяется управомочивающей нормой. Тем самым чиновнику предоставляется возможность выбора между двумя вариантами поведения - либо осуществлять контроль, либо обойтись без него. В тоже время закон не содержит оснований выбора того или иного варианта поведения. Это позволяет на вполне легальных основаниях игнорировать контроль, тем самым способствовать распространению коррупции в органах власти Приморского края".

Заканчивая свое выступления, депутат Морковцев предложил ряд мер, которые по его мнению способтвуют искоренению коррупции во властных структурах:

Осуществлять комплексную экспертизу действующего и проектируемого законодательства на предмет выявления неопределенностей и пробелов, могущих способствовать росту коррупции.

Провести анализ правоприменительной практики Устава, законов и иных нормативных актов Приморского края на предмет их коррупциогенности.

На первом этапе социально значимых законов, в том числе нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, в первую очередь в части, касающейся повышения ответственности за неисполнение законов, обуздания произвола чиновников.