Похоже, жалостливые песни в адрес Владимира Нападова начинают приобретать все признаки неудачной традиции.

Понятно, что одни их заводят во сне или мечтах, другие в узких кругах, а в итоге все это выплескивается на страницы газет, муссируется в теле- и радиоэфирах. И сия музыка для кое-кого наверняка сродни бальзаму на сердце. Но, увы, дорогие мои, вынужден внести полный диссонанс в столь стройный звуковой ряд. Руководитель Управления министерства по налогам и сборам по Республике Хакасия Владимир Геннадьевич НАПАДОВ вопреки злопыханиям находится в прекрасной форме, бодром настроении и весь в работе.

Вообще его профессиональная и человеческая позиция "не обращать внимания на глупости" хорошо известна. Но, по всей видимости, и ему наскучили досужие домыслы: то о его снятии, то о привлечении к какой-то там ответственности, то еще о чем-то. Ну, мечтать, конечно, не вредно, вредно, наоборот, не мечтать. Да только всяк и во всем знай меру.

- Может, всему виной лето,- пошутил Нападов в первые минуты нашей встречи. - Вся жизнь в республике замерла, политики ушли на отдых, а мы вот, наоборот, в самый "сенокос" вошли.

- И тем не менее, Владимир Геннадьевич, дыма без огня не бывает. Поэтому давайте ближе к делу, тем более что в его успешности сильно сомневаются.

- И, смею заметить, совершенно напрасно. Да, в целом по России министерство по налогам и сборам не выполнило план полугодия, второго квартала и последнего месяца. И тем отраднее заметить, что Хакасия составила исключение, поскольку мы, напротив, выполнили план и полугодия, и второго квартала, и последнего месяца. Мало того, на фоне увеличения недоимок по налогам, допущенных в большинстве российских регионов, мы опять же единственные в Сибирском округе свою недоимку за 2001 год сократили почти до 95 процентов по сравнению с началом года. Вот у меня в руках аналитическая записка, отражающая работу налоговых органов регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, в 2001 году. И в ней Республика Хакасия отмечена с положительной стороны по многим позициям. Можете лично удостовериться. Ну а в целом по уровню собираемости налогов наша республика, по данным ФАПСИ, занимает 25-е место по России. И это, как вы понимаете, весьма приличный результат.

- А как насчет последнего места по объемам перечислений налогов в федеральный бюджет?

- Есть такое место, но только данный факт относится к числу запланированных неприятностей. Не наша вина в том, что российские законодатели постановили возмещать налог на добавленную стоимость отечественным экспортерам цветного металла. И опять же не наша вина в том, что те 900 млн рублей, которые мы собрали в Хакасии для федерального бюджета и затем отдали Объединенной компании "Сибирский алюминий" (OКCA) в качестве возмещения НДС, в зачет Хакасии не пошли. К сожалению, таким образом построена отчетность и с этим ничего не поделаешь. Но в то же время специалисты данную ситуацию прекрасно понимают и наши минусовые показатели их в заблуждение не вводят.

Да, объем НДС накопился приличный, и мы были вынуждены в прошлом году отдавать алюминщикам по 130 - 140 млн рублей в месяц. Нам этих денег еще не хватало, и мы просили подкрепление из Москвы. В текущем же году обстановка резко переменилась. Ведь 70 процентов возвращаемого НДС приходилось на входящий в ОКСА Самарский алюминиевый завод. Однако теперь он из состава компании вышел. И объемы возврата сразу же сократились до 40 - 50 млн рублей в месяц. Думаю, в этом году весь объем долга мы выплатим и вернемся к нормальным показателям сбора налогов, которые станут отражать реальную картину.

Сразу отвечаю на зреющий вопрос относительно того - зачем вообще надо взимать НДС с производителей цветного металла, если его потом все равно приходится возвращать? Так решили наши российские законодатели, и мы в данном случае всего лишь исполняем их волю. Решат они завтра это дело переиграть - и налоговые органы снова подчинятся закону.

- Выходит, к вам никаких претензий?

- Ну, такого в принципе быть не может. Какие-то нарекания, конечно, есть, но они носят больше рабочий характер. А вот каких-либо основополагающих серьезных претензий действительно нет. Давно известно: без ошибок живет только тот, кто ничего не делает. Но для нас уровень ошибок строго регламентирован. К тому же в налоговой сфере есть и очень сильный стимулирующий фактор. К примеру, если ты допустил недоимку в этом квартале и не выполнил план, то ее тебе приплюсуют к плану на следующий квартал. Так что хочешь не хочешь, а работать следует хорошо, старательно и творчески. И мы работаем.

Наше управление не допустило роста недоимок в 2001 году ни в местный, ни в федеральный бюджеты. И, кстати, как показатель перелома ситуации приведу вам оперативные данные сбора налогов по Хакасии. Так, если за весь 2001 год без учета возврата НДС мы перечислили в федеральный бюджет 106 млн рублей, то на 1 июля 2002 года эта сумма уже составила 302 млн рублей.

- И как в свете всего вышесказанного вы бы оценили работу своего налогового управления?

- Если говорить в целом по России, то мы крепкие середнячки. И у нас есть твердое желание данную позицию удержать. Только бы не мешали, только бы не втягивали нас во всевозможные политические интриги. Уж помогать никто и не просит, дали бы спокойно работать. Тем более что сегодня упрекнуть налоговые органы по-большому счету не в чем.

Да, в 2000 году мы сломали зачетные схемы. В 2001 их вообще искоренили и добились стопроцентных денежных расчетов. Сразу стало и легче, и одновременно сложнее, ведь многие уже разучились расставаться с "живыми" деньгами. Достаточно успешно мы смогли провести реструктуризацию долгов. И в результате всех названных мер по Хакасии уровень собираемости налогов в тот же федеральный бюджет стабилизировался на уровне 120 - 150 млн рублей в месяц.

Конечно, есть и нюансы. Нынешний бюджет Хакасии оказался принятым только в мае. А в связи с тем, что ставки налоговых отчислений территориям в 2002 году существенно изменились, причем в сторону увеличения, республиканский бюджет оказался в долгах перед бюджетами муниципальных образований. В результате денежные потоки резко изменили свое направление, и в республиканской казне денег стало не хватать. Но это опять же явление временное и скоро все войдет в норму.

Так что все имеющие место выпады в нашу сторону не только несправедливы, но и просто мешают работать.

- И тем не менее интерес к вашей фигуре в последнее время только возрастает.

- Что же это за печаль такая - усидит Нападов в кресле или не усидит? Да какая по большому счету разница? Ведь дело-то вовсе не в этом.

А все разговоры, что я зверь, что с налогоплательщиков чуть ли не живьем шкуру сдираю, иначе как детским лепетом и не назовешь. Потому что Нападов не в чужом огороде хозяйничает, а исполняет закон. Сказано собрать налоги с таких-то, столько-то и к тому-то времени - будь любезен. И не суть важно, кто сидит в кресле руководителя налогового управления - я или кто-то другой. Наше дело - набить государственный карман. И если мы не будем это делать как следует, тогда нас действительно надо снимать. А если мы начнем перегибать палку, то на данный случай в государстве имеется прокуратура.

Конечно, трения с налогоплательщиками у нас периодически возникают, поскольку не все еще привыкли платить ровно столько, сколько начислено. И дело бывает доходит и до вмешательства налоговой полиции. Только ведь это и есть наша работа, и не мешайте нам ее исполнять.

Что же касается вдруг закачавшегося под кем-то кресла, это его личное дело. Я же на свой счет обвинений в плохой работе не принимаю. У меня в подчинении грамотный, высокопрофессиональный коллектив, способный овладеть любой ситуацией и выполнить любую задачу. Поэтому очень бы хотелось, чтобы нашу работу как минимум оценивали специалисты, а не ангажированные кем-то люди. Вот если первые скажут, что Нападов работал плохо, и приведут тому убедительные аргументы, тогда совсем другое дело. Ведь критика должна быть не только злой, но и конструктивной.