"Будущее СМИ за интернетом, радио, кабельным телевидением и региональными изданиями": интервью Михаила Кожокина ИА REGNUM

Москва, 10 апреля 2005, 13:47 — REGNUM  

В Суздале (Владимирская область) состоялся очередной семинар Владимирской школы публичной политики (проект РОО "Открытая Россия"). Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с одним их экспертов школы публичной политики, бывшим главным редактором газеты "Известия", первым вице-президентом "Компании развития общественных связей" Михаилом Кожокиным.

ИА REGNUM: Михаил Михайлович, как, по вашему мнению, будут развиваться средства массовой информации в ближайшие пять лет?

На мой взгляд, картина будет примерно такой же, как сейчас. Количество СМИ немного увеличится, причем, как и сейчас, примерно треть из них будет существовать только на бумаге, в виде регистрации. Уверен, что успешно и динамично будут развиваться интернет, радио, кабельное телевидение. Печатные СМИ будут активно развиваться в регионах. Убежден, что будут сформированы общероссийские медийные холдинги, стоит ожидать активного прихода зарубежного, в основном западного, капитала.

ИА REGNUM: Влиятельность СМИ повысится?

Это будет зависеть от настроения в обществе. Если будет нарастать погруженность в свои проблемы, проблемы семьи (что, кстати, абсолютно нормально), то влиятельность СМИ на умы не будет нарастать. Если же мы быстро пройдем эту стадию и осознаем, что личное благополучие зависит от ситуации в стране, тогда возникнет нарастающий интерес у общероссийским проблемам, к пониманию своей роли в мире.

ИА REGNUM: Возьмем проблему взаимоотношения власти и региональных СМИ. Как известно между оппозиционными средствами массовой информации и администрациями различных уровней очень часто бывают конфликты. Ваш прогноз на дальнейшее развитие этих взаимоотношений.

Число конфликтов будет возрастать. Региональные СМИ будут стараться задавить, задушить, приструнить, построить, журналисты будут отбиваться и отвечать. Это постоянный процесс. Но учитывая, что СМИ более изобретательны, они выживут.

ИА REGNUM: Что будет, если в регионе закроется последнее оппозиционное СМИ?

Неизбежно появится другое. В российском обществе есть потребность в альтернативной точке зрения, потому оппозиционные СМИ будут обязательно.

ИА REGNUM: Выборы в заксобрание Владимирской области, состоявшиеся 20 марта, показали, что подавляющее большинство населения апатично. В связи с этим возникает вопрос о роли СМИ.

СМИ должны информировать. Вопрос - о чем и для кого. Правильный ответ на эти два вопроса - ключ к успеху любого издания. Если у тебя есть целевая аудитория, то тебя будут читать.

ИА REGNUM: Во Владимирской области, где проживает более миллиона человек, самый большой тираж общественно-политической газеты - около 10 тысяч. Следовательно, народ аполитичен.

А что в этом плохого. Ситуация отражает действительность.

ИА REGNUM: Существует мнение, что народ не участвующий в политике, это народ без будущего и без истории. Вы согласны с этим?

Нет, не согласен. Человек стремится к некой стабильности. Известный принцип Чан Кайши: "В юности почти каждый коммунист, в старости почти каждый консерватор". В молодости человек хочет изменить весь мир и Че Гевара по-прежнему популярен. Потом идут заботы о семье, затем - о вечном. Аналогичная ситуация и в обществе: мы хотели все изменить, сломали систему, сейчас идет процесс освоения завоеванного, приспособления. Ломка тяжелейшая. Многие не смогли приспособиться. В настоящее время повышено внимание к своим личным проблемам, где политика оказывается на периферии. Это объективный процесс. И в этом не власть виновата. В 1991 году мы раскрепостили индивидуальное "я", то, что коммунисты из нас 70 лет истребляли. Мы с ужасом обнаружили, что "я" направлено не на созидание, а на воровство, грабеж, бандитизм, махинации. Сейчас каждый стал задумываться, что делать с индивидуальным "я". Каждый выбирает: торговать или вернуться в НИИ, уехать в Европу или остаться в России, поменять Москву на деревеньку под Суздалем. Политика - удел тех, кто смотрит на несколько шагов вперед. И это тоже нормально.

ИА REGNUM: Рынок СМИ, по Вашему мнению, ждет жесткая сегментация. Это будет связано с формированием гражданского общества?

В том числе. Но это не значит, что "зеленые" будут читать только о животных, а политически активные только о политике. Они будут читать об огороде, и об изобретениях, о здоровье. Перекрещивание аудиторий неизбежно. Главное, чтобы потребителю было интересно. СМИ, как и любой бизнес, нуждается в постоянном развитии. Иначе - гибель. Пример - конструкторы "Лего": ряд стратегических ошибок, застой, затяжной кризис.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.