9 апреля в администрации Красноярска в рамках II инвестиционного форума прошел круглый стол "Экономика укрупнения регионов. Общероссийская доктрина и опыт объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии".

Ведущими выступили заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов и директор регионального направления "Эксперт РА" Григорий Марченко - автор ряда исследований по инвестиционной привлекательности Красноярского края.

Марченко отметил, что вопросы целесообразности объединения регионов возникли из того, не все из 89 субъектов могут выполнять свои функции и являются самодостаточными. Если брать в качестве примера политическое объединение в федеральные округа, то при привлечении туда инвестиций субъекты округа начинают конкурировать между собой. "Процесс политического объединения должен быть подкреплен экономически", - подчеркнул он.

Заместитель директора института экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеслав Селиверстов заметил, что пока не существует серьезных механизмов распространения экономического потенциала "локомотивов" на более слабые территории, и смысл объединения он видит в освоении данных механизмов.

Заместитель губернатора Александр Новак доложил об основных проблемах межбюджетных отношений и путях их решения при объединении субъектов федерации. "Если раньше в автономные округа поступало 3 млрд. рублей федеральных дотаций, то в случае несостоявшегося объединения с начала 2006 года Красноярский край будет рассчитывать бюджетную обеспеченность с учетом Таймыра и Эвенкии", - отметил он и добавил, что федерации предлагается сохранить трансферты на ближайшие три года - за это время край планирует увеличить доходную часть бюджета.

По мнению представителя "Росбанка" Петра Гришина, нет четкой связи между размерами края и его кредитоспособностью, однако Красноярский край имеет в этом отношении очень хорошую оценку.

Григорий Марченко дал прогноз относительно кредитоспособности края: "Объединение регионов практически не повлияет на кредитный рейтинг края при условии сохранения трансфертов Таймыру и Эвенкии в первые три года". И.о. начальника Управления перспективных проектов ОАО "ГМК "Норильский никель" Зинаида Жукова среди факторов повышения инвестиционной привлекательности арктических территорий особо отметила развитие транспортной инфраструктуры, в частности - дальнейшее освоение Северного морского пути. "Северный морской путь - это перспективный международный транспортный коридор", - подчеркнула она.

Подводя итоги, Марченко отметил, что Красноярский край совместными усилиями администрации, бизнеса и его жителей имеет стабильный экономический рост, высокую инвестиционную привлекательность, и, впервые за последние 15 лет, создает прецедент эффективного крупномасштабного использования ресурсов для повышения своего социально-экономического потенциала.