С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Второй год в Дагестане идет работа над законодательством по местному самоуправлению. Сегодня наиболее важным представляется принятие республиканского "бюджетного кодекса", так как к моменту принятия бюджета -2006 должна появиться полная ясность совершенно новых механизмов финансирования муниципальных образований. В республиканском парламенте Закон о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях рассматривался уже дважды. Депутаты призывают представителей местных властей активнее включаться в законотворческую работу, вносить предложения и поправки, пока закон еще не принят. Собиравшийся на прошлой неделе Союз местных властей продемонстрировал пока еще сохраняющуюся неготовность глав администраций включиться в новую систему.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя комитета Народного собрания РД по бюджету, финансам и налогам Юрий Гладков, проект закона о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях впервые разрабатывается и принимается в республике Дагестан.

- Такого пока еще нигде в России нет. В качестве эксперимента такая форма применяется только в Ставропольском крае. Проект им разработали два московских НИИ за 380 тыс. евро. Мы в Дагестане принимаем такой закон первыми, - говорит Ю. Гладков. - Закон первоначально планировали принять в конце апреля. Но оказалось, что нужно больше времени, чтобы учесть замечания Союза местных властей. Главы администраций пока не представили парламенту своего видения бюджетных отношений, нормативов и механизмов. В конце мая, по всей видимости, он будет принят в окончательном варианте.

Конечно, закон сложный. Главы хотят решить все более простыми путями. Что-то доказывают Минфину, но Минфин не враг, если все делать по закону. Посчитать свою налоговую базу и потенциал, обсудить и принять на районном собрании и с этим документом отправляться в Минфин. Но ведь каждый глава старается доказать, что ему не хватает по статье "матзатраты", это самая интересная для них статья. Не секрет, что не заинтересованы они в сборе налогов. В любом муниципальном образовани возможности гораздо выше, чем фактическая собираемость.

ИА REGNUM: Все же какие-то образования дотироваться будут, а какие-то нет? Как будет определяться, в каком случае муниципальное образование будет получать эти дотации? Есть уже какой-то механизм?

Безусловно, будут дотации, и есть механизм, иначе бы уже все развалилось. Но механизм этот субъективен. 95% муниципальных образований не могут себя содержать и на половину. Их подтягивают за счет всевозможных субвенций, субсидий, дотаций. А теперь им будет передана часть государственных полномочий (услуги образования, здравоохранения и т. д.), в виде дотации, но уже с деньгами. Главное, чтобы было желание работать. Все эти вопросы определит бюджетный кодекс. Ежегодно правительство будет определять цифры в законе о бюджете. Народное собрание республики сейчас будет готовить документы о том, как будут образовываться эти фонды, как расходоваться, какими вообще они будут. Главная цель всего этого - прозрачность. Но пока готовых нормативов еще нет.

ИА REGNUM: Через какие фонды будут финансироваться муниципальные образования?

Фондов, имеющих специальное назначение, цель которых в итоге - нормальное функционирование местного самоуправления, развитие социально значимой структуры муниципального уровня и т. д. в республике, возможно, будет пять. Точно могу сказать об обязательном создании двух республиканских фондов - компенсаций (когда органам местного самоуправления отдаются отдельные государственные полномочия) и финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Могут быть созданы республиканские фонды софинансирования социальных расходов; муниципального развития; сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Летом Дагестану предстоит начать формирования бюджета на следующий год уже по новому бюджетному законодательству.