Так называемое Переходное административное право (TAL), или "временная конституция" Ирака, составленная более года назад отобранными иракскими лидерами под надзором оккупационных властей, послужила источником ожесточенных споров между соперничающими религиозными и политическими силами в иракской Национальной ассамблее о новой системе управления страной. Адвокаты нового "демократического аппарата" уверяют, что это единственный способ обеспечить консенсус и компромисс между политическими группами. Их оппоненты указывают, что США таким образом насаждают в Ираке неоколониальную модель, посредством которой собираются осуществлять над ним контроль.

Как сообщило BBC, временная конституция, или TAL, содержит требование, чтобы новое руководство - президентский совет, состоящий из президента и двоих вице-президентов - был одобрен двумя третями из 275 законодателей новой Национальной ассамблеи Ирака. Совет затем должен утвердить премьер-министра и кабинет. Объединенный иракский альянс, в котором доминируют шииты, победил на выборах и держит 51% мест в новом парламенте. Но победа на выборах ничего не дала шиитам: положение TAL о двух третях означает, что альянс должен был уступить президентство сопернику - Курдскому лидеру Джалалу Талабани - чтобы получить поддержку курдов и удовлетворить требование TAL. Место спикера отдали арабу-сунниту, а шиитский политик Ибрагим Джаафари, похоже, станет премьер-министром.

Очень резко о положении TAL о двух третях голосов высказался профессор Хуан Коул (Juan Cole), автор широко известного и уважаемого сетевого дневника о событиях в Ираке. Он называет его "неоколониальным мошенничеством", о котором иракское общество "никогда не спросили". Коул напоминает, что в мировой практике - в странах от Соединенного Королевства до Франции и Индии - для формирования правительства достаточно простого большинства. Похоже, что это нововведение призвано "подавить волю большинства иракцев, которые пошли на большую опасность, чтобы придти и проголосовать", - опасается Коул. Вопросы к TAL, однако, вызывает не только положение о двух третях голосов.

Повседневное законодательство в новом Ираке может быть принято парламентом через простое большинство, но на эти решения может быть наложено вето президентского совета. Протолкнуть какой-либо закон парламент может только, собрав две трети голосов, что дает значительную власть партиям меньшинств. Две трети голосов необходимо набрать и для внесения поправок в саму временную конституцию. А когда Национальная ассамблея выполнит свою основную задачу и представит на рассмотрение общества проект новой, постоянной конституции для одобрения на референдуме, законодателей могут отослать обратно "к чертежной доске", если две трети избирателей в 18 провинциях Ирака проголосуют против.

Левый комментатор и специалист по Ираку Наоми Кляйн (Naomi Klein) критикует эти меры как дающие иракским меньшинствам непропорциональную власть. Ответственность за них она возлагает на Вашингтон. США, в которых "вселяет ужас перспектива Ирака, управляемого большинством иракцев", - говорится в статье Кляйн, опубликованной The Guardian, пытаются повлиять на расстановку сил в системе иракского государственного управления, чтобы дать проамериканским курдским партиям возможность срывать принятие парламентских решений, которые придутся им не по вкусу.

Проповедники нациeстроительства (nation-building), напротив, усердно пропагандируют парламентский "принцип двух третей голосов" для Ирака. Они утверждают, что он призван защитить интересы меньшинств, которые никогда не должны доверять большинству, "которое всегда правило для себя". Джеффри Джоуэлл (Jeffrey Jowell), профессор публичного права и "конституционный эксперт", называет такое искусственное придание веса меньшинствам "общепринятым инструментом строительства государств". Он указывает, что сходные положения существуют в конституциях Боснии-Герцеговины, Сербии и Черногории, а также многих восточноевропейских стран.

Другой эксперт, Энн Александер (Ann Alexander) из Бристольского университета, считает, что принцип двух третей частично полезен, поскольку даст курдам возможность реально участвовать в политике. С другой стороны, она указывает, что "курдские партии, вероятно, будут использовать власть, оговоренную для них во временной конституции, для продвижения интересов, во многом совпадающие с интересами Соединенных Штатов". Например, курды, совсем как США, протестуют против установления какого бы то ни было графика вывода иностранных оккупационных войск из Ирака, и, как следует ожидать, используют соответствующим образом свое представительство в парламенте. В целом, считает Александер, система иракского государственного правления скорее институционализирует разногласия в иракском обществе, чем преодолевает их.

"При системе такого типа выборы становятся отражением относительного размера различных этнических и религиозных групп, а разработка законов - исключительным манипулированием альянсами и трениями между фракционными блоками", - говорит Александер. - "Я не думаю, что Ираку вообще свойствен конфликт между различными (религиозными и политическими) группами, но думаю, что система, предусмотренная TAL, больше способствует его провоцированию, чем предотвращению".