"Никакого решения о переводе подследственного Алика Пухаева из камеры временного содержания Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта на встрече в Москве принято не было", - заявили ИА REGNUM в Аппарате государственного министра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов. Согласно сообщению аппарата, командующему ССПМ генерал-майору Марату Кулахметову "было разъяснено, что без соответствующего решения Смешанной контрольной комиссии (СКК) предпринимать какие-либо действия по отношению к гражданину Пухаеву не дозволительно".

Напомним, что 2 апреля Марат Кулахметов заявил ИА REGNUM, что слова госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиоргия Хаиндрава о том, что грузинская сторона не была информирована о переводе обвиняемого в двойном убийстве Алика Пухаева из изолятора миротворческих сил в следственный изолятор непризнанной республики Южная Осетия, и что действия российских миротворцев неправомерны, являются "провокационными и несоответствующими действительности". Российский генерал выступил с утверждением, что "командование ССПМ действовало строго в рамках достигнутых договоренностей" и что "на основании протокола №42 СКК от 17 марта с.г., подписанного в т.ч. и господином Хаиндрава, было вынесено решение о переводе подследственного Алика Пухаева из камеры временного содержания ССПМ после передачи уголовного дела судебным органам", на основании чего, после завершения следствия по делу Пухаева и передачи следователем горийской прокуратуры Гиоргием Хачидзе соответствующих материалов в Верховный суд Грузии, обвиняемый был передан властям Южной Осетии, "о чем официальным письмом были проинформированы все сопредседатели СКК".

В аппарате госминистра Грузии также отметили, что "это заявление, также как и действия господина Кулахметова в отношении подследственного А. Пухаева, безответственно. Остается только сожалеть о том, что командующий ССПМ вместо осознания неправомерности своего шага старается ввести общественность в заблуждение, манипулируя вырванными из общего контекста выписками протокола встречи Сопредседателей СКК от 16-17 марта в Москве", - говорится в сообщении.

"Что касается протокола №42 от 17 марта с.г., то в пункте №9 слово в слово сказано следующее: "Принять к сведению просьбу Командующего ССПМ о переводе подследственного А. Ш. Пухаева из камеры временного содержания ССПМ после передачи уголовного дела судебным органам", - подчеркивает также аппарат госминистра Грузии. - Как видно из документа, ни о каких решениях здесь речи не идёт, тем более не указывается место перевода. Хотим напомнить генерал-майору Кулахметову, что в Грузии он является представителем того государства, официальные лица которого своими подписями гарантировали выполнение наших договоренностей, в том числе по поводу гражданина А. Пухаева".

Напомним, что по данным следствия, 21 февраля 2004 года на территории расположенного близ села Тамарашени (граничащее с Цхинвали грузинское село) дома-музея Иванэ Мачабели Алик Пухаев расстрелял из автомата двух местных жителей - Тамаза Кавлашвили и Элгуджу Вахтангашвили, после чего скрылся с места происшествия на своем автомобиле. Убийство произошло на глазах несовершеннолетнего сына Вахтангашвили и других свидетелей. Грузинская сторона неоднократно требовала от властей непризнанной республики выдачи убийцы, скрывавшегося на территории Цхинвали, однако югоосетинская сторона на эти требования не реагировала. 18 января 2005 года Алик Пухаев был задержан правоохранительными органами Грузии при попытке выезда из Цхинвали. На следующий день после ареста Алика Пухаева в нейтральной полосе за эредвским блокпостом (последний со стороны Тбилиси пост грузинских силовиков в конфликтной зоне, за которым находится въезд в Цхинвали) осетинская сторона задержала начальника отделения полиции в селе Эредви Ладо Чалаури и его сотрудника Гочу Гвимрадзе - последний был освобожден на второй день в результате переговоров. На протяжении последующих дней югоосетинские власти предлагали грузинской стороне обменять Чалаури на Пухаева и также ранее задержанных Шоту Кумаритова, обвиняющегося в убийстве трех односельчан в 1991 году, и Гиви Тедеева, арестованного за торговлю оружием и боеприпасами.

В результате обострившейся в результате всех этих процессов обстановки в зоне конфликта состоялось заседание СКК, на котором грузинская сторона настояла на немедленном освобождении Чалаури, а также согласилась на содержании задержанного Пухаева в изоляторе миротворческих сил в Цхинвали на время следствия. В официально подписанном сопредседателями СКК от грузинской, российской, североосетинской и югоосетинской сторон, а также представителями российских миротворцев соглашении содержалось обязательство обеспечить содержание Пухаева в изоляторе миротворческих сил, согласовывать все действия по этому вопросу с грузинской стороной и по первому ее требованию обеспечить доставку обвиняемого в суд. 17 марта занимающаяся этим делом Горийская прокуратура завершила следствие и передала в Верховный суд Грузии материалы по делу Алика Пухаева. Инкриминируемое Пухаеву преступление в грузинском законодательстве предусматривает наказание в виде пожизненного заключения.

После произошедшего 28 марта передачи обвиняемого из изолятора российских миротворцев югоосетинским властям аппарат государственного министра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов выступил с заявлением о том, что "руководство Смешанных миротворческих сил своим самовольным поступком нарушило все достигнутые в результате четырехсторонних переговоров и совместной работы соглашения", и подчеркнул, что "кроме того, совершенное действие содержит элементы уголовного преступления".