В Иркутской области на региональном уровне было разработано 35 законов, устанавливающих статус и границы 392 муниципальных образований. Теперь в области 27 муниципальных районов, 9 городских округов, 67 городских и 289 сельских поселений. 9 октября состоятся выборы в 379 муниципалитетах Иркутской области. Это все городские округа и 14 районов, а также 356 новообразованных городских и сельских поселений. Об этом 5 апреля на третьем Координационном совете при Законодательном собрании Иркутской области по проблемам формирования органов местной власти, имущественного, налогового и выборного законодательства в связи со вступающей в силу муниципальной реформой рассказала заместитель начальника главного территориального управления губернатора области Анна Хецева.

По ее словам, сейчас предстоит решить вопрос о разграничении имущества в соответствии с предметами ведения муниципалитетов. Как пояснила Анна Хецева, специалисты областной администрации и органы муниципального образования подготовили списки имущества, однако правительством РФ пока не принят порядок его передачи.

Анна Хецева сообщила, что на совещании в Министерстве регионального развития РФ, прошедшем 31 марта, несколько регионов РФ высказались за приостановление реформы и перенесение сроков ее реализации на более поздний срок (новая система вступает в силу с 1 января 2006 года). Так, ряд территорий России уже отстают по первому этапу реализации реформы - установлению статуса и границ МО. Однако федеральная власть вынесла отрицательное заключение на эти предложения.

Мнения насчет управляющего звена в регионах также разделились. Так, часть субъектов РФ высказывается за введение на территориях "сити-менеджеров" (наемных назначенцев, исполняющих обязанности на основе конкурса), другая часть - за выборную должность главы муниципалитета. Так, Ассоциация городов Сибири и Дальнего Востока высказалась против усиления участия федеральной власти в процессе назначения глав МО. Ряд регионов внес предложения по формированию налоговой базы муниципалитетов. В частности, предлагалось вернуть на муниципальный уровень транспортный налог, а также снизить сумму так называемого "отрицательного трансферта" (перераспределение средств между муниципалитетами по степени доходности).

Мэры городов и районов, участвовавших в Координационном совете, высказывали озабоченность тем, что бюджеты территорий не наполняются, в результате чего дополнительный груз в виде содержания муниципальных чиновников в переходный период (со для выборов 9 октября 2005 года и до 1 января 2006), а также формирования новой казны на 2006 год ляжет на муниципалитеты непосильным бременем.

"В этом весь цинизм нашей ситуации, - прокомментировал спикер Законодательного собрания Виктор Круглов. - Нам предстоят большие дела, а с пустыми карманами их осуществить трудно. Но впереди у нас несколько месяцев, мы должны подготовиться к предстоящим изменениям".