ИА REGNUM публикует доклад заместителя полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любови Совершаевой на форуме "ТЭК России: Региональные аспекты".

Округ располагает значительными извлекаемыми запасами минеральных топливно-энергетических ресурсов - нефти, газа, угля, горючих сланцев и торфа. Месторождения угля расположены в восточной части округа, горючих сланцев - в западной, практически во всех субъектах федерации государственным балансом учтены запасы торфа. Основные запасы нефти расположены в Тимано-Печорской провинции, газа - на шельфе Баренцева моря.

В пересчете на угольный эквивалент основную часть ТЭР составляют уголь (около 40%) и газ (около 30%), далее следует торф и нефть. Запасы горючих сланцев, попутного газа и конденсата не превышают 2%. Остановимся на сравнении состояния ресурсной базы нефти и газа федеральных округов.

По величине текущих извлекаемых запасов нефти СЗФО находится на третьем месте в Российской Федерации, уступая Уральскому и Приволжскому ФО. Его доля в извлекаемых запасах промышленных категорий составляет 9%, в предварительно оцененных - 13%. За время разработки месторождений нефти суммарная добыча составила 3% от общероссийской; доля округа в текущей добыче (2003 года) - 4,4%. Несмотря на долгую, с тридцатых годов прошлого века, историю освоения нефти округа, он обладает значительным потенциалом роста добычи. Степень выработанности запасов (27%) значительно ниже, чем в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах, что сближает округ с так называемыми "новыми" регионами нефтедобычи - Сибирским и Дальневосточным. На территории и акватории округа лицензировано 83% запасов промышленных категорий. В распределенном фонде (на лицензионных участках вида НЭ, НР и НП с правом добычи) находится 75% общих запасов; в нераспределенном фонде (лицензии вида НП) находится 7,7% запасов. По степени лицензированности запасов округ находится на предпоследнем месте, только в Дальневосточном она ниже. Доля вовлечения запасов распределенного фонда недр в разработку - 63%, что ниже, чем в Приволжском, Уральском и Южном, но выше, чем в Сибирском и Дальневосточном ФО. Таким образом, на территории округа в настоящее время в разработку вовлечено менее половины (47%) запасов промышленных категорий. По величине текущих извлекаемых запасов свободного газа СЗФО, вместе с Южным, находится на втором месте в Российской Федерации, уступая Уральскому ФО. Его доля в извлекаемых запасах промышленных категорий составляет 7%, в предварительно оцененных - 8%. За время разработки месторождений газа суммарная добыча составила 3% от общероссийской; в текущей добыче газа доля округа (2003 года) - 0,5 %. К настоящему времени запасы газа на разрабатываемых объектах сухопутной части Тимано-Печорской провинции в значительной степени выработаны. При этом выработанность основного газового месторождения - Вуктыльского, составляет 83%. С учетом шельфовых месторождений, степень выработанности запасов газа округа в целом (10%) значительно ниже, чем в Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах, и выше, чем в Дальневосточном и Сибирском.

Особенностью округа является то, что 80% всех запасов сосредоточено на трех шельфовых месторождениях, находящихся в центральной части Баренцева моря: Штокмановском, Ледовом и Лудловском. При этом на долю Штокмановского месторождения приходится три четверти всех запасов промышленных категорий округа и половина предварительно оцененных, т.е. две трети всех запасов газа округа.

На территории и акватории округа лицензировано 85% запасов газа промышленных категорий, которые полностью расположены на участках распределенного фонда недр. По степени лицензированности запасов, округ находится на четвертом месте, ниже степень лицензирования в Уральском и Дальневосточном округах. Доля вовлечения запасов распределенного фонда недр в разработку - 3% - самая низкая в России. Из вышеизложенного очевидно, что округ обладает значительным природно-ресурсным потенциалом.

Успешность освоения минерального сырья Северо-Западного федерального округа, раскрытие его ресурсного потенциала, заключается не столько в росте добычи минеральных ресурсов, сколько в рациональном и комплексном их освоении и эффективном использовании для удовлетворения нужд страны, для обеспечения ее энергетической и экономической безопасности.

В соответствии с принятой правительством в 2003 году Энергетической стратегией России на период до 2020 года одной из основных задач топливно-энергетического комплекса округа являются развитие нефтегазодобычи, в первую очередь - на побережье и шельфе Печорского и Баренцева морей. Это имеет системообразующее значение для всего округа, инициируя, в частности, развитие высокотехнологических отраслей экономики.

Реализация проектов вносит существенные изменения в уровень развития региона, они способны осуществить качественный скачок в темпах развития округа, усилить геополитическое значение страны, оказать существенное влияние на развитие каждого отдельного региона при условии развития приоритетных для всего округа отраслей, изменить структуру отраслей региона. Несмотря на благоприятные перспективы роста добычи нефти и газа на территории округа, эффективное их вовлечение в хозяйственное освоения может быть осуществлено с учетом необходимости преодоления ряда дисбалансов освоения ресурсной базы.

Основной задачей в области использования минеральной базы топливно-энергетических ресурсов Северо-Западного федерального округа является гармонизация вовлечения в разработку запасов различных видов минеральных топлив и увеличение доли местных видов энергоносителей в топливно-энергетическом балансе округа.

СЗФО обладает огромными извлекаемыми запасами промышленных категорий минеральных энергоносителей, т. е. теми запасами, которые могут быть экономически рентабельно вовлечены в освоение, - 14 млрд тонн условного топлива по угольному эквиваленту. Дисбаланс ресурсных возможностей и эксплуатации природных ресурсов заключается в том, что структура добычи значительно отличается от структуры запасов, в частности, доля нефти в добыче превышает ее долю в запасах в 5 раз, в то время как доля торфа в добыче в 50 раз меньше его доли в запасах. Значительный дисбаланс отмечается и в потреблении на территории округа местных видов топлив - горючих сланцев и торфа, доля которых в топливно-энергетическом балансе пренебрежимо мала. Причина экстенсивной разработки запасов нефти и природного газа (на суше) заключается в их острой востребованности на рынке, сложившихся технологиях потребления и дисбалансе ценовой политики на различные виды энергоресурсов. Вместе с тем, в связи с ростом цен на традиционное топливо, рентабельность и инвестиционная привлекательность освоения местных ресурсов существенно увеличится.

Основными целями использования местных видов топлива являются снижение расходов на дальнепривозное топливо, создание местных рабочих мест, а также обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива. Преимущество использование торфа как местного источника энерго- и теплообеспечения заключается также в том, что он является возобновляемым в соответствующих условиях ресурсом - ежегодный естественный прирост торфа составляет 0,2%. Необходимо создание новых тепловых электростанций мощностью 20-30 МВт и котельных в богатых торфом и энергодефицитных регионах - Калининградская, Вологодская, Псковская, Новгородская, Архангельская области; расширение использования кускового и брикетированного торфа в качестве местного топлива на основе экономически эффективного использования местных источников. Помимо торфа, малые котельные могут быть ориентированы на использование возобновляемых источников энергии, являющихся отходами производства - опилки, щепа, биогранулы.

Перспективным направлением увеличения доли местных источников в обеспечении потребностей округа является строительство энерготехнологического комплекса по переработке горючих сланцев на синтетическую нефть и газ на единственном разрабатываемом Ленинградском месторождении.

Очевидный дисбаланс освоения минерально-сырьевой базы углеводородного сырья округа заключается в несоответствии долей различных видов углеводородного сырья в запасах и добыче. Если в общей структуре запасов на долю свободного газа приходится около 70%, то его доля в добыче не превышает 15%, в то время как основная добыча приходится на нефть (78%), при том, что ее доля в запасах - менее 30%.

Таким образом, коэффициент освоения запасов (определяемый как соотношение величины текущей добычи к извлекаемым запасам промышленных категорий) нефти в 2,8 раза выше оптимального и по мере увеличения добычи и в условиях отсутствия реального роста ресурсной базы нефти за счет геологоразведочных работ и переоценки, как это наблюдается в последнее время, асимметрия будет возрастать, что будет приводить к экстенсивному использованию ресурсного потенциала.

Коэффициент освоения запасов свободного газа, в свою очередь, угрожающе мал (0,2), что связано с практически полным отсутствием работ по вводу в разработку месторождений шельфа Баренцева моря, в первую очередь - Штокмановского. Лицензия на промышленное освоение Штокмановского месторождения была выдана в марте 1993 года и за двенадцать лет не добыто ни одного кубического метра газа, что сказалось на снижении как энергетической, так и экономической безопасности страны. При самом оптимистичном сценарии разработка месторождения начнется после 2010 года. Не менее важна диспропорция в обеспечении потребностей округа добываемыми на его территории нефтью и газом. Весь добываемый газ может обеспечить не более 10% потребностей округа и только ввод в разработку шельфовых газовых месторождений (при направлении части газа на удовлетворение нужд округа) сможет исправить это положение.

Существует ошибочное мнение, что округ самодостаточен по нефти и нефтепродуктам. К такому выводу приводит формальное сравнение объемов добычи нефти, производства нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах округа и поставок в субъекты федерации, входящих в его состав. Вместе с тем, анализ реальных транспортных потоков показывает, что только 14% добываемой на территории Северо-Западного федерального округа нефти поступает на местную переработку и обеспечивает около 15% потребности округа в нефтепродуктах.

Какие первоочередные меры необходимо предпринять для устранения отмеченных диспропорций? О необходимости привлечения газа Штокмановского месторождения к удовлетворению потребностей округа было сказано выше. Насущной необходимостью является создание региональных нефтеперерабатывающих мощностей в Калининградской области и северо-западной части округа с целью повышения их энергетической безопасности.

Важной государственной задачей является повышение степени энергетической независимости Калининградской области от поставок из сопредельных государств путем диверсификации ее топливоснабжения и развития местной энергетической базы. Созданный завод по переработке попутного нефтяного газа не оказывает значительного влияния по топливно-энергетический баланс области. Удовлетворение потребностей области в нефтепродуктах может обеспечить строительство нефтеперерабатывающего завода на основе местной нефти. В настоящее время соотношения цен реализации высококачественной нефти на мировом и нефтепродуктов на внутреннем рынке делает этот проект малопривлекательным, но обеспечение обороноспособности страны и энергетической безопасности ее эксклавной территории позволяет подойти к проблеме не только с экономической точки зрения.

Развитие нефтедобычи в арктических регионах России - на побережье и шельфе Печорского моря, в Обской губе, на месторождениях Ванкорской группы и т. п. обеспечит к 2015 году рост добычи нефти на 50 млн. тонн в год. Однако реализация существующей программы освоения арктических месторождений нефти не окажет никакого влияния на обеспечение энергетической безопасности страны, поскольку из развивающихся центров нефтедобычи нет возможности рентабельной транспортировки нефти на существующие нефтеперерабатывающие заводы России и они ориентированы исключительно на экспорт. Строительство нефтепровода Западная Сибирь - Баренцево море, независимо от его конкретной трассы, еще более усилит экспортную составляющую в балансе нефти округа. Предполагается, что более 20 млн. тонн придется на нефти, добываемые в СЗФО на побережье и шельфе Печорского моря - в большинстве своем, битуминозные, имеющие значительный выход более дешевого мазута при нефтепереработке. Низкое качество нефтей обусловливает также значительную скидку к цене их реализации по сравнению с маркерным сортом Urals (до 10% и более), что сказывается на рентабельности освоения шельфовых месторождений (Приразломное, Медынское-море, Варандей-море).

Вместе с тем, ежегодно по железной дороге в Мурманскую и Архангельскую области ввозится 4 млн тонн нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в центральной части страны. При этом в топливно-энергетическом балансе областей главную роль играет мазут (¾ от всех потребляемых нефтепродуктов).

Видимо, необходимо вернуться к проработке вариантов строительства ранее планировавшегося нефтеперерабатывающего завода в Печенегской губе на Кольском полуострове в первую очередь - для создания производства по переработке тяжелых шельфовых нефтей.

Это позволит, в частности:

- увеличить вклад местной сырьевой базы в развитие экономики региона. Обеспечить энергетическую безопасность Мурманской и Архангельской областей, в первую очередь, с позиций бесперебойного обеспечения ЖКХ мазутом и снижения транспортной составляющей в его цене. Направлять на экспорт легкие продукты перегонки с большей добавленной стоимостью и повысить рентабельность освоения шельфовых месторождений;

- создать дополнительные рабочие места на высокотехнологичных производствах;

- повысить рентабельность проекта транспортировки нефти через Архангельск на Мурманск за счет загрузки челночных танкеров на обратном пути мазутом. Снять нагрузку на Октябрьскую и Северную железные дороги, направив высвободившиеся мощности на экспорт иной продукции; тем самым портовые мощности Мурманска и Архангельска могут быть более эффективно использованы для перевалки других грузов.

В условиях высоких мировых цен на нефть, строительство новых нефтеперерабатывающих мощностей для обеспечения потребностей регионов округа, с точки зрения компаний, может быть невыгодно, но оно обеспечит общий эффект развития экономики Северо-запада. Как отмечал 26 мая 2004 года в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент В. В. Путин, на первом месте должна быть "реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний".