В Эстонии хотят переписать историю церковного раскола

Таллин, 5 апреля 2005, 16:04 — REGNUM  Изложенная на проведенном в таллинском Доме Братства черноголовых Дне культуры Причудья, организованном при поддержке Министерства по делам народонаселения и Министерства по делам регионов, версия этнической истории русского населения эстонского Причудья вызвала недоумение среди староверов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

День Культуры Причудья, значительную часть населения которого составляет исторически сформировавшаяся община русских старообрядцев, был организован по инициативе общества "Причудье", созданного в Таллине выходцами из этого региона Эстонии, представителями разных народностей и конфессий. В мероприятии приняли участие руководители органов самоуправлений городов Причудья: Колкья, Муствеэ, Калласте и других. С докладом о православии Причудья выступил депутат Таллинского городского собрания Леонид Михайлов.

На мероприятии был заслушан и доклад исследователя истории Причудья Федора Савихина, который и вызвал негативную оценку старообрядцев. Глава старообрядческих общин Эстонии Павел Варунин сообщил, что не был приглашен на данное мероприятие, хотя представляет одну из самых массовых общин региона. Оценивая сам факт проведения "Дня Причудья", П. Варунин высказал мнение, что "приятно, что в Таллине проводят подобные мероприятия, такое внимание можно только приветствовать. Но как показывает мой опыт, на реальную жизнь причудцев подобные "Дни культуры" никак не влияют". Он рекомендовал организаторам Дней культуры Причудья " больше контактировать с местными жителями".

Касаясь доклада Ф. Савихина П. Варунин отметил что знаком с исторической концепцией, по его выражению, "самозваного" историка и его участие в Днях культуры Причудья вызывает протест. П. Варунина возмущает, что, согласно теории Ф. Савихина, все русскоязычное местное население Причудья - нерусское: "Какие-то дворняжки, помесь - наполовину водь, наполовину кривичи". (Большую часть русского населения Причудъя составляют староверы, принадлежащие к "поморскому согласию", то есть еще допетровской общине сформировавшейся на Беломорье). П. Варунин охарактеризовал савихинскую трактовку истории края как "сырую" и "альтернативный взгляд на историю". Он уверен, что пример многих староверов Причудья доказывает обратное, и сообщил, что в ближайшее время в газете "Северное побережье" будет опубликован полемический ответ теории Ф. Савихина.

Присутствовавший на Днях культуры Причудья мэр города Муствеэ Геннадий Кульков, так же происходящий из старообрядцев, не согласился в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM данной П. Варуниным оценке факта проведения Дней Причудья в Таллине. Мэр Муствеэ мотивировал свое мнение тем, что "главная цель проведения Дней культуры - обратить внимание на таланты, живущие в нашем крае. Много одаренных поэтов, художников. С уходом старшего поколения исчезают многовековые традиции. Поэтому нужно изучать вещи, передавать из поколения в поколение. Нужно возобновлять культурные ценности Причудья. Без таких мероприятий сделать это будет сложнее".

Однако, говоря об "истории Причудья от Федора Савихина", Г. Кульков хотя и не был столь же категоричен в оценках, как П. Варунин, допуская, что если "есть мнение, пусть оно будет", вступил в невольную полемику с ученым, заявив корреспонденту ИА REGNUM, что ведет свою родословную в Причудье с 14-15 веков, и "все люди по этой родословной - глубоко русские". Г. Кульков подчеркнул, что и сегодня в Причудье продолжается развиваться русская культура и язык. В качестве примера он привел тот факт, что в мае-июне 2005 года в Муствеэ пройдет съезд поэтов Причудья, на котором состоится презентация сборника стихов местных поэтов, также готовятся к изданию и две книги по истории культуры края.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail