Несмотря на угрозу терроризма, транспортировки плутония продолжаются в США, Японии, Великобритании и планируются в России.

На Западе, как и в России, много говорят о проблеме ядерного терроризма, однако никто не хочет отказываться от деятельности, повышающей шансы ядерных краж и диверсий. США, Россия, Япония и Великобритания по прежнему транспортируют ядерные материалы и принимают решения, продолжающие и расширяющие эту практику.

"Ядерные материалы особенно уязвимы во время их транспортировки. Несмотря на это, атомная индустрия продолжает перевозить плутоний, который можно использовать как для производства "грязной бомбы", так и для изготовления настоящего ядерного оружия", - считает сопредседатель группы "Экозащита!" Владимир Сливяк.

В России, благодаря американскому финансированию, почти завершено строительство хранилища для оружейного плутония возле печально известного челябинского "Маяка", перерабатывающего ядерные отходы. По версии ООН, это самое радиоактивно загрязненное место на планете. Именно сюда Минатом направит плутоний со всех своих объектов.

Согласно российско-американскому соглашению о разоружении, каждая сторона обязана утилизировать по 34 тонны оружейного плутония. Он должен быть переработан в МОКС-топливо (уран-плутониевая оксидная смесь) для атомных станций. После того, как на "Маяке" будет готов завод по производству плутониевого топлива, специальные эшелоны снова отправятся в разные регионы России, чтобы доставить МОКС на российские АЭС. Благодаря решениям о финансировании этой программы, принятым на последнем саммите Большой Восьмерки, наша страна будет подвергаться опасности хищений ядерных материалов много лет подряд.

Для России плутониевые перевозки все еще в будущем, а вот для тихоокеанских государств они уже реальность. На прошлой неделе премьер-министр Фиджи призвал африканские, карибские и тихоокеанские страны присоединиться к протесту против транспортировок плутония в регионе Тихого океана. В настоящий момент корабли, перевозящие плутониевое топливо из Японии в Великобританию, находятся в Тасманском море. Накануне представители нескольких тихоокеанских государств заявили, что корабли британской компании BNFL, перевозящие топливо, нарушили их 200-мильную зону.

Сложно представить менее подходящее время для транспортировки плутония по территории США. Из Роки Флэтс (Rocky Flats), расположенного в штате Колорадо, контейнеры с плутонием планируется перевозить в Саванна Ривер (Savannah River), Южная Каролина. Губернатор Южной Каролины Джим Ходжес (Jim Hodges) заявил, что подобные транспортировки будут остановлены с применением войск штата, однако его планы были объявлены антиконституционными решением федерального суда. Путь для грузовиков с плутонием открыт.