"Красноярский шанс".

(Эксперт, приложение "Красноярский край". 04.04.05 Григорий Марченко, Ольга Мачульская)

Объединение с ресурсно богатыми Эвенкией и Таймыром в перспективе способно сильно повысить инвестиционный потенциал Красноярского края. На первых порах, однако, поглощение дотационных регионов с недостаточно развитой инфраструктурой будет означать повышение инвестиционных рисков.

Красноярский край относится к числу регионов России с "нетипичным" инвестиционным климатом: при выдающемся потенциале здесь весьма велики риски инвестирования.

Тем не менее по характеру инвестиционного климата Красноярский край в 2004 году перешел из "трудных детей" в регион "полюс роста". Подобно компаниям, российские регионы ведут сегодня между собой острую конкурентную борьбу за привлечение дефицитных инвестиционных ресурсов - но в отличие от отдельных предприятий основным инструментом конкурентной борьбы региональных властей является создание привлекательных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на подведомственной им территории. С этой точки зрения конкурентные позиции Красноярского края по инвестиционному потенциалу достаточно высоки и устойчивы. Экономическая мощь и географическое положение края делают его потенциальным лидером всего региона Сибири и Дальнего Востока, от успешного развития которого зависит не только социально-экономическое развитие Востока России, но и геополитическое влияние нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Конкурентные позиции Красноярского края по инвестиционному потенциалу достаточно высоки и устойчивы. С 1999-го по 2003 год в рейтинге инвестиционной привлекательности "Эксперт РА" Красноярскому краю удалось подняться на 18 мест вверх (с 75-го на 57-е) по уровню инвестиционного риска среди субъектов федерации, потеряв при этом одно место в ранге инвестиционного потенциала. Наконец, в прошлом году произошел качественный сдвиг в инвестиционном климате края. Красноярский край перешел из рейтингового класса 2С (средний потенциал - высокий риск) в более привлекательный для инвесторов класс 2В (средний потенциал - умеренный риск), к которому относятся еще 15 регионов России.

В последние годы в крае существенно снизился законодательный риск. Принят ряд нормативных актов, обеспечивающих более благоприятные условия инвестиционной деятельности в крае, разработаны "Основные направления" и среднесрочная программа развития Красноярского края. В результате край поднялся по этому виду риска с 65-го на 19-е место.

Главной привлекательной чертой инвестиционного климата Красноярского края является стабильность его инвестиционного потенциала, которая обеспечивает постоянный и растущий интерес инвесторов. Особо следует отметить высокий природно-ресурсный, финансовый, производственный и трудовой потенциал региона.

Вторым позитивным моментом является законодательная база для инвестиционной деятельности на территории Красноярского края. Разработка и принятие "Основных направлений социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу", среднесрочной Программы социально-экономического развития в совокупности с пакетом законодательных актов края, предоставляющих льготы инвесторам, позволят еще больше снизить законодательный риск инвестирования. В уже принятых нормативных актах и готовящихся к рассмотрению проектах представлен полный перечень видов государственной поддержки инвесторов и предпринимателей, действующих в крае или стремящихся инвестировать в его экономику.

Наконец, новым фактором повышения инвестиционной привлекательности является выдвижение края в число лидеров в СФО по инновационному потенциалу, сохранение и развитие научно-технического комплекса.

В целом, однако, при сохранении существующих тенденций изменения совокупного инвестиционного потенциала можно прогнозировать, что Красноярский край уступит еще одну позицию (с 8-й на 9-ю) Краснодарскому краю. Поэтому улучшение ранга потенциала Красноярского края вряд ли возможно более чем на две-три позиции, то есть цель - максимум на ближайшие три-четыре года - вхождение Красноярского края в пятерку субъектов федерации с наиболее высоким инвестиционным потенциалом.

Если говорить об инвестиционных рисках Красноярского края, имеется целый ряд направлений, где концентрация усилий краевых властей позволит достаточно быстро улучшить инвестиционный климат. Для этого Красноярский край не только обладает большим запасом социально-экономической стабильности, но и имеет значительные возможности повышения инвестиционной привлекательности. Сохранение позитивных тенденций в этой области риска может позволить краю повысить ранг интегрального инвестиционного риска и подняться на три места (с 57-го на 54-е), обогнав Ульяновскую и Тюменскую области. При этом опередить край по месту в рейтинге риска могут Владимирская, Челябинская, Тульская области и Алтайский край. Поэтому стоящая перед краевой администрацией задача - войти в пятый десяток регионов по уровню интегрального инвестиционного риска - не из простых. Более реальным в этом случае представляется вхождение Красноярского края в ближайшие годы в десятку регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском, что позволит ему оставаться одним из полюсов экономического роста России.

Три в одном

Объединение края с Таймырским и Эвенкийским округами внесет определенные изменения в инвестиционный облик Красноярского края. Во-первых, объединение резко усилит инвестиционный потенциал края, что позволит выйти на шестое место в России, обогнав Нижегородскую область. Вместе с тем объединение края с округами, обладающими худшими социально-экономическими и финансовыми параметрами инвестиционной привлекательности, неизбежно приведет к росту инвестиционного риска региона, который мог бы, по данным последнего рейтинга, переместиться с 57-го на 62-е место, вновь возвратясь в рейтинговую категорию 2С (умеренный потенциал - высокий риск). Снижение инвестиционного риска и повышение инвестиционной привлекательности объединенного Красноярского края связано лишь с успешной конвертацией выдающегося природно-ресурсного потенциала в обеспечение социальной и политической стабильности.

В результате инвестиционная привлекательность Красноярского края довольно медленно эволюционирует в сторону относительного улучшения, что предопределяет "консервацию" края в рейтинговой категории 2В (средний потенциал - умеренный риск), которая отличается высокой конкуренцией за инвестиции входящих в нее регионов. Здесь край находится в менее выигрышной позиции по сравнению, например, с Татарстаном, Нижегородской, Ростовской областями, Краснодарским краем. Причина - недостаточное использование инвестиционного потенциала, ведь около 30% - слабоосвоенные природные ресурсы.

Более полное вовлечение природно-ресурсного потенциала в хозяйственную деятельность, диверсификация экономики, наращивание "верхних этажей" производства путем реализации крупномасштабных инвестпроектов - таков реальный путь повышения инвестиционного потенциала края и улучшения его позиций в рейтинге инвестиционной привлекательности. В случае запуска серии инвестиционных проектов, предусмотренных программой объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, новый субъект федерации уже через три-четыре года сможет перейти в рейтинговую категорию 1В (высокий потенциал - умеренный риск), составив компанию Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ханты-Мансийскому АО. Выявленный в данном исследовании опережающий рост инфраструктурного и инновационного потенциала края как раз свидетельствует о процессе накопления предпосылок для реализации таких проектов и переходе к новому этапу инвестиционного экономического роста Красноярского края.

* * *

Рейтинг кредитоспособности Красноярского края

Рейтинговый консорциум "Эксперт РА-АК&М" подтверждает присвоенный Красноярскому краю в апреле 2004 года рейтинг кредитоспособности по национальной рейтинговой шкале "А" - высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами.

Все параметры бюджета края на начало 2005 года с большим запасом отвечали требованиям Бюджетного кодекса РФ. Край по-прежнему является единственным субъектом федерации в Сибири и на Дальнем Востоке, не получающим трансферты из Федерального фонда поддержки регионов. В 2004 году соотношение доходов и расходов бюджета существенно улучшилось (доходная часть бюджета составила 101, 9% от расходной против 94, 3% в 2003 году]. Красноярский край никогда не имел и не имеет просроченных задолженностей по своим кредитным обязательствам.

Крайне благоприятным остается и финансовое положение действующих в крае предприятий: сальдо прибыли и убытков по отношению к ВРП в 2004 году в 2,4 раза превышало средний уровень по России (за год до того - в 1,6 раза). Уровень просроченной задолженности по заработной плате на одного занятого в крае также опустился до уровня ниже среднероссийского.

Объединение трех субъектов федерации практически не повлияет на кредитный рейтинг Красноярского края при условии сохранения в первые годы объединения трансфертов из федерального бюджета для Эвенкии и Таймыра. При этом консолидированный бюджет края способен взять на себя покрытие дефицита бюджетов округов без заметного ущерба для его кредитоспособности.

Рейтинговый консорциум полагает, что в текущем году все эти позитивные тенденции сохранятся.

"Снять напряжение".

(Эксперт, приложение "Красноярский край". 04.04.05 А.Виньков)

В обмен на поглощение Эвенкии и Таймыра Красноярский край хотел бы получить инвестиции в проекты - с мультипликативным экономическим эффектом. Такие вложения вероятны настолько, насколько удастся решить все внутренние противоречия в каждом из предлагаемых проектов.

Вслед за поглощением Эвенкии и Таймыра Красноярский край, как объединенный регион, будет рассчитывать на поддержку федеральных властей в ряде ключевых инвестиционных проектов. И эта поддержка там действительно необходима.

Краевая администрация совершенно справедливо решила сделать ставку на три проекта, из-за которых география и экономика края могут радикальным образом измениться. Два из них имеют непосредственное отношение к добывающим сегментам - достройка Богучанской ГЭС и освоение Ванкорского нефтяного месторождения. А третий - в сфере транспорта - предполагает создание транспортного хаба на базе аэропорта Емельяново (Красноярск). Проекты эти уникальны и значимы не только для края, но и для всей страны. Но как и все, что связано с большими деньгами, их осуществление сталкивается - и еще столкнется - с неминуемым противодействием.

Конечно, проволочки могут возникнуть по вине бюрократов, но на то амбиции и воля региональных властей, чтобы свести этот аспект жизни бизнеса к минимуму. А вот серьезные внутренние противоречия в тех начинаниях, на которые делает ставку краевая администрация, возможно, не в силах будет побороть даже команда Хлопонина. В этом случае администрация Красноярского края как раз и рассчитывает на федеральную власть, надеясь больше даже не на средства госбюджета, а на волевые решения со стороны федеральных чиновников.

Реализацию инвестиционной программы объединенного края и будут обсуждать 7-9 апреля участники II Красноярского инвестиционного форума.

По дороге на Таймыр

Красноярский край, по сути, всегда был сырьевым донором страны. Особенно в части горнометаллургического комплекса. И менять эту специализацию, пожалуй, не имеет смысла. Но вот то обстоятельство, что край может стать еще и нефтяным, осознали пока немногие.

По величине прогнозных ресурсов нефти и природного газа Красноярский край занимает второе место в России после Тюменской области. Они составляют: по нефти - 8,2 млрд тонн, а по газу - 23,6 трлн кубометров. По расчетам экспертов, здесь находится половина углеводородных ресурсов восточных районов страны. Сейчас региональные чиновники ждут мегапроектов, которые бы дали старт освоению территорий. Собственно, отдельные масштабные месторождения уже оконтурены - дело за трубой.

Значительными углеводородными зонами на территории края являются Ванкорское месторождение (на границе Красноярского края с Таймыром) и Юрубчено-Тохомская зона, расположенная в Эвенкии. Именно эти две углеводородные провинции могут вытянуть депрессивные и не имеющие промышленных активов Таймыр и Эвенкию и превратить их в полноценные территории-доноры в составе Красноярского края. Ванкорское месторождение расположено в Туруханском районе Красноярского края. Извлекаемые запасы нефти месторождения составляют 105,1 млн тонн по категории С1 и 20,2 млн тонн по категории С2, а запасы газа - 76,8 млрд кубометров. При этом считается, что разведанные запасы нефти составляют примерно 25% от общих прогнозных углеводородных ресурсов лицензионной территории. С недавнего времени владельцем лицензии на разработку Ванкорского блока стала государственная нефтяная компания "Роснефть".

Основные параметры проекта предполагают, что капитальные вложения в него составят 2,4 млрд долларов. Расчетный срок жизни проекта - 35 лет. Пиковый объем добычи планируется на двенадцатый год от начала реализации проекта. По планам "Роснефти", уже к концу этого года госкомпания будет добывать на Ванкоре 1,5 млн тонн жидких углеводородов, в 2007 году - 2,5 млн, а в 2006 году - 8 млн тонн. Пиковый объем добычи в рамках Ванкорского проекта ожидается на уровне 14 млн тонн. При этом дополнительные налоговые поступления в бюджет края от реализации одного только этого проекта должны составить к 2015 году 5940 млн рублей.

Однако освоение Ванкора интересно Красноярску еще и тем, что потенциальный эффект от него не ограничивается лишь ростом налоговых поступлений. Строительство нефтепровода по северному маршруту в порт Диксон через Таймыр даст импульс к изучению и освоению еще и этого полуострова. По мнению губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, "наличие готового трубопровода на Таймыре автоматически сделает рентабельным разработку нефти в этом регионе, что было бы рискованным в отсутствие трубы". Считается, что геологически эта территория может стать продолжением соседней нефтегазовой провинции в северной части Западной Сибири. Логичное продолжение этого проекта - освоение Северо-Ванкорского участка на территории Таймырского округа. Лишь по предварительным оценкам, запасы этого участка по категории СЗ составляют 37,9 млн тонн нефти и 28 млрд кубометров газа. Кроме Северо-Ванкорского участка в "Роснефти", к примеру, считают целесообразным присоединение к будущему трубопроводу и других месторождений региона: Сузунского, Тагульского и Лодочного. Лицензии на первые два принадлежат "Славнефти", и судьба разработки этих промыслов пока туманна. Тем не менее, по заявлениям главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, у компании имеются предварительные договоренности на покупку этих месторождений. Лодочное же находится в нераспределенном фонде недр. Его власти Красноярского края планировали выставить на аукцион еще в прошлом году. "Роснефть" уже заявляла о намерении участвовать в этом аукционе.

Для транспортировки нефти от нефтяного терминала в Диксоне планируется использовать танкеры ледового типа, осуществляющие доставку на плавучее нефтехранилище в районе Мурманска по Северному морскому пути. Замгубернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов считает, что "транспортировка до Диксона, а также строительство нефтяного терминала на территории Таймыра должны повысить интенсивность движения по Севморпути и создать условия для снижения ставок ледового сбора. Это позволит разблокировать движение грузов из Красноярского края по Северному морскому пути". Эксперты опасаются, что проводка танкеров по Севморпути окажется делом непростым и дорогостоящим, однако "Роснефть" уже планирует построить шесть двухкорпусных танкеров усиленного ледового класса.

По словам начальника отдела информации НК "Роснефть" Владимира Воеводы, северный маршрут сопряжен еще с серьезными техническими сложностями, поскольку прокладывать трубопровод придется в условиях вечной мерзлоты. Однако, говорит Воевода, окончательное решение уже принято: труба пойдет на Диксон.

Протяженность этого нефтепровода составит 710 км, а на строительство трубопровода потребуется около 1,2 млрд долларов инвестиций. Однако, несмотря на решительные заявления представителей госкомпании, некоторая неопределенность сохраняется: по словам близкого к компании источника, после предполагаемого слияния "Роснефти" с "Газпромом" руководство газового монополиста может изменить маршрут транспортировки нефти Ванкора и направить трубопровод на восток. В этом случае о реанимации Севморпути придется забыть.

Заместитель ЮКОСа

Еще одна крупная нефтяная провинция региона - это Юрубчено-Тохомская зона (ЮТЗ), расположенная на юге Эвенкии, на границе с Красноярским краем. Это одна из крупнейших по запасам нефти российских углеводородных провинций. Суммарные запасы этой зоны категорий С1+С2+СЗ составляют от 800 до 1200 млн тонн. Ежегодная добыча нефти на этой территории со временем может достичь 50 млн. Наиболее разведанным участком ЮТЗ является Юрубченское месторождение с извлекаемыми запасами категории С1 64,5 млн тонн, а категории С2 - 172,9 млн тонн и запасами газа категории С1+С2 - 387,3 млрд кубометров.

Здесь лишь на этапе опытно-промышленной эксплуатации (в 2009-2015 годах) планируется добывать ежегодно около 3,5 млн тонн нефти. На уровень промышленной эксплуатации планируется выйти к 2015-2016 годам и добывать около 20 млн тонн нефти. Для реализации такого сценария необходимо примерно 3-5 млрд долларов. Согласно планам того же ЮКОСа, к 2020 году добыча нефти на месторождениях ЮТЗ должна достигнуть 40 млн тонн в год. Это могло бы дать ежегодных налоговых поступлений в консолидированный бюджет объединенных регионов Красноярского края примерно 1 млрд долларов.

Однако капвложения в ЮТЗ приостановлены из-за неопределенности в связи с делом ЮКОСа. Дело в том, что до недавнего времени основным недропользователем здесь была ныне опальная компания. ЮКОС - единственная компания в регионе, которая вела здесь активную геологоразведку и осваивала эти ресурсы. Сейчас "империя ЮКОСа" практически разрушена. Непонятно, выживет ли компания в том виде, в котором могла бы дальше потянуть ЮТЗ. И нет достаточно весомых причин считать, что "правопреемникам" ЮКОСа хватит средств еще и на Юрубчено-Тохому. Хотя с точки зрения потенциальных налоговых поступлений в бюджет объединенного Красноярского региона этот проект имеет даже большее значение, чем освоение Ванкорского месторождения. Похоже, что у этого проекта больше шансов и на него сейчас и делают ставку краевые чиновники. ""Роснефть" там будет или нет - это неважно, - говорит Эдхам Акбулатов. - У Красноярского края нет в этом смысле выраженных предпочтений. Сбытовые "дочки" ЮКОСа формировали налогооблагаемую базу, и администрация Эвенкии взаимодействовала главным образом с ЮКОСом. Если смена инвестора по эвенкийской нефти положительно повлияет на темпы запуска проекта, мы возражать не станем".

Богучанский прорыв?

Вместе с освоением углеводородных богатств края красноярские чиновники очень рассчитывают на достройку и запуск Богучанской гидроэлектростанции. Достройка ГЭС - системообразующий проект. На "клеммах" этой электростанции уже есть планы строить алюминиевый завод, ряд горнообогатительных комбинатов и несколько крупных лесопромышленных предприятий. С энергией БоГЭС развитие нефтяной отрасли также станет наиболее вероятным. Для достройки станции нужны значительные инвестиции - однако до сих пор вопрос затягивался не из-за их отсутствия, а из-за спора между компанией "Базовый элемент" (контролируется Олегом Дерипаской) и РАО "ЕЭС России" за право довести ГЭС до ума.

Богучанскую ГЭС - четвертую ступень Ангарского каскада гидростанций - начали строить еще в 80-е годы. Ее проектная мощность должна составить 3000 МВт. Станция построена уже на 85%, но работы по пусковому комплексу выполнены пока не более чем на 72%. В настоящее время строительство БоГЭС ведет только РАО "ЕЭС России". Это основной акционер электростанции - РАО владеет 66% ее акций. Еще порядка 25% акций БоГЭС принадлежит "Базовому элементу".

До сих пор за счет средств инвестпрограммы, формируемой из абонентской платы, РАО ЕЭС тратило на строительство Богучанки ежегодно около 10-20 млн долларов - однако для завершения работ необходимо в общей сложности порядка полутора-двух миллиардов. С другой стороны, в запуске станции кровно заинтересован "Базэл": без ее мощностей возведение в регионе новых алюминиевых производств невозможно. В администрации края также считают, что запуск станции может дать толчок реализации целого ряда инвестиционных проектов. "Мое мнение, что надо строить именно алюминиевый завод. Без потребителя сама по себе достройка Богучанской ГЭС как бизнес-проект не нужна, - считает Денис Пашков, начальник управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций администрации края. - Это проект сугубо инфраструктурный: направлений экспорта для электроэнергии станции уже нет". "Богучанская ГЭС должна обеспечить энергоресурсами всю территорию Нижнего Приангарья, - говорит заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов. - Без нее расположенные на юге Эвенкии месторождения эффективно разработать нельзя". Мощности Богучанки требуются не только для запуска алюминиевого завода, но и, например, для развития золотодобычи (речь идет о "Полюсе", структурном подразделении "Норильского никеля") и разработки третьего в мире Горевского свинцового месторождения, которое работает сегодня на треть своей мощности.

"Базовый элемент" предлагал РАО ЕЭС продать ему часть акций Богучанской ГЭС. В компании Олега Дерипаски готовы были своими силами финансировать строительство и запустить ГЭС на полную мощность к 2011 году. "Базэл" был согласен выплатить 70 млн долларов за контроль над Богучанской ГЭС и еще 800 млн долларов инвестировать в ее достройку. На базе БоГЭС и Красноярской ГЭС, контролируемой компанией "Евросибэнерго" - дочерней структурой "Базэла", Олег Дерипаска хотел создать единую генерирующую компанию. Но РАО ЕЭС и чиновники МЭРТ, соглашаясь с тем, что в Богучанский проект необходимо привлечь частного инвестора, оказались категорически против передачи контроля над гидроэнергетикой в частные руки. Тем более что Дерипаска мог объединить две крупные ГЭС в Красноярском крае и тем самым "покорить" все энергозависимые компании региона. В итоге Минэкономразвития предложило отказаться от продажи Богучанской ГЭС частному инвестору и достраивать ее из средств инвест-программы РАО ЕЭС - из прибыли "Гидро-ОГК", специально учрежденной для этого стопроцентной "дочки" РАО ЕЭС.

Но в конце марта на совещании в МЭРТ Олег Дерипаска и Анатолий Чубайс неожиданно договорились строить и ГЭС, и алюминиевый завод на паритетных началах. Проекты, по словам представителей "Базэла", будут работать по принципу раздела продукции, то есть каждый из участников получит по 50% и вырабатываемой станцией электроэнергии, и произведенного на новом заводе алюминия. По данным СМИ, новый завод при этом будет потреблять три четверти вырабатываемой ГЭС электроэнергии и будет строиться двумя очередями, мощностью 500 тыс. тонн и 250 тыс. тонн алюминия в год. Строительство может обойтись, по предварительным подсчетам, в 2,5 млрд долларов, разработка проектной документации завершится к концу 2005 года, начало строительства намечено на I квартал 2006 года. Запустить и станцию, и завод планируется в 2010 году. "Пожалуй, это самый главный проект на сегодня не только для Красноярского края, но и для всей Сибири, - говорит начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. - Судя по предстоящим расходам, это, наверное, крупнейший по объемам финансирования проект за последнее десятилетие - у нас пока нет опыта привлечения таких огромных сумм в рамках проектных схем финансирования".

Хаб хабу рознь

Инвестиционная программа развития объединенного Красноярского края предполагает, что транспортные проекты региона (реконструкция аэропорта, развитие дорожной сети, речные пути, железная дорога) должны быть объединены в один транспортный узел (хаб), позволяющий эффективно осуществлять транзит пассажирских и грузовых перевозок с одного вида транспорта на другой. Ядром транспортного узла должен стать аэропорт Емельяново, оснащенный пассажирскими и грузовыми транзитными терминалами. По мысли администрации края, строительство грузового хаба на базе аэропорта в Красноярске позволит решить проблемы снабжения северных территорий края и активизирует модернизацию транспортной инфраструктуры региона и России в целом. Соединив ключевые транспортные магистрали (Транссиб, Енисей, Северный морской путь, автомагистрали и узловой аэропорт), данный проект позволит создать в Красноярске мощнейший центр логистики в Сибири. Кроме того, аэропорт в Красноярске лежит на пути сразу нескольких кроссполярных маршрутов из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию - ив крае считают, что обязаны воспользоваться этим обстоятельством, сделав Емельяново центром международных пассажирских авиаперевозок.

По оценке администрации, для реализации проекта в 2004-2010 годах потребуются инвестиции в объеме более полумиллиарда долларов. "Инвестиции для нас - самая большая проблема, потому что надо максимально быстро сделать хорошую инфраструктуру, говорит генеральный директор компании "КрасЭйр" Борис Абрамович. - Мы зарабатываем и вкладываем, но текущего финансирования не хватает. Только пассажирский терминал, который мы построили, оценивается в 200 миллионов долларов. Поэтому большая часть инвестиций - заемные средства. Мы защитили проект в администрации края и получили субсидирование процентной ставки. Мы рассчитываем, что срок окупаемости проекта составит около восьми лет".

По мнению главы консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, есть все признаки того, что Красноярск может стать реально действующим хабом, в первую очередь - грузовым. Красноярск может собирать грузопотоки со всего российского Юга и Зауралья и разгонять эти потоки на Корею, Сингапур и Китай - и наоборот. По словам Рыбака, никаких минусов у проекта нет: вполне четко оформлены отношения "КрасЭйр" и администрации края, есть реальные клиенты, в частности авиакомпания "Волга-Днепр", а главное, у участников этого проекта есть воля для его осуществления. Впрочем, существуют и более скептические оценки проекта. "Хабы появляются только в тех местах, где пассажиропоток превышает 20 миллионов человек ежегодно - но такого нет даже в Москве, - напоминает доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Владимир Горлов. - Кроме того, ввод в строй новых аэробусов, большей мощности и большей загрузки, уже приводит к тому, что самолеты летают из Юго-Восточной Азии в Америку кроссполярным маршрутом без посадки. Таким образом, на услуги хаба в Красноярске просто-напросто может не оказаться спроса, по крайней мере в части пассажирских перевозок".

В принципе, считает Горлов, Красноярск может стать хабом российского масштаба - точкой разворота на Норильск, Иркутск и другие города Сибири.

Однако на роль сибирского хаба претендуют и другие города - прежде всего Новосибирск с его только что реконструированным аэропортом Толмачево. Соперничество двух крупнейших сибирских городов в реализации проектов мультимодальных транспортных узлов уже не первый год подогревается федеральными властями и бизнес-структурами, и Новосибирск готовит ответ конкуренту, создавая на базе Толмачево фидерную компанию. Здесь, однако, на руку красноярцам играет затяжной конфликт руководства Толмачево и авиакомпании "Сибирь", которая в этом аэропорту базируется. В Емельяново же сложилась прямо противоположная ситуация: "КрасЭйр", авиакомпания, которой принадлежит аэропорт в Красноярске, фактически монополизировала этот региональный рынок, тормозя тем самым развитие хаба - сюда просто-напросто будет невыгодно летать независимым авиакомпаниям. Так, примерно три года назад зайти в край пыталась "Трансаэро", но "КрасЭйр" создала ей такие условия, что филиал "Трансаэро", по сути, стал убыточным, и компания, проработав чуть больше полугода, ушла с рынка. К примеру, "КрасЭйр", имея контроль над аэропортом, получает возможность формирования удобного для себя расписания полетов. С подобного рода препонами сталкивался в свое время и "Аэрофлот". Так зимой 2003 года "Аэрофлот" попытался получить разрешение на полеты из Москвы в Красноярск. Однако краевое управление воздушного транспорта отказало "Аэрофлоту" в выполнении этих рейсов. Чуть более удачно идут дела у "Домодедовских авиалиний", уже полгода летающих в Красноярск, но пока им разрешено выполнять в неделю только два рейса до Москвы и обратно - и это при том, что 49, 6% акций "Домодедовских авиалиний" были приобретены одним из собственников "КрасЭйра".

Впрочем, работа над проектом уже идет. Построен новый пассажирский терминал для транзитных пассажиров и международных полетов, строится современный грузовой терминал, идет оснащение аэропорта современной наземной техникой и серьезная модернизация топливозаправочного комплекса. До конца года "КрасЭйр" первая в России получит топливо джет, соответствующее международным стандартам. В 2005 году планируется организовать централизованные заправки воздушных судов, что особенно актуально для грузовых рейсов. "Два года назад авиакомпания стала формировать транспортную схему так, чтобы аэропорт Красноярска стал узловым. Удалось заложить основу настоящего хаба. Раньше мы перевозили 600 тысяч человек в год, в 2003 году - 1 миллион 200 тысяч, в 2004-м - 2 миллиона 200 тысяч. Из них транзитных пассажиров более 60 процентов", - говорит Борис Абрамович. На днях "КрасЭйр" подписала соглашение с группой компаний "Волга-Днепр" (AirBridgeCargo, ABC), согласно которому все регулярные грузовые рейсы ABC из Китая в Европу и несколько рейсов из Европы в Китай будут выполняться через Красноярск (первоначальная частота - девять посадок в неделю). Кроме того, принято решение о координации расписания регулярных грузовых рейсов ABC на маршрутах между Европой и Китаем и фидерными рейсами "КрасЭйр" в аэропорту Емельяново. Только за счет этого проекта, по словам Бориса Абрамовича, за два-три года объем грузоперевозок в крае вырастет на 25-30%, а количество пассажиров достигнет 3 млн человек в год. К проекту проявляют интерес и Swiss Port - один из крупнейших европейских аэропортовых операторов.

"Деньги в гости к нам?".

("Вечерний Красноярск", 05.04.05, Кирилл Лунин)

7 апреля стартует второй Красноярский инвестиционный форум

Главный организатор, как и год назад, - администрация Красноярского края. Соорганизаторы: аналитический центр "Эксперт" и рейтинговое агентство "Эксперт РА". Специальным гостем значится Американская торговая палата в России. Значимым выглядит и список конкретных персон.

В частности, ожидаются: вице-премьер А.Жуков, глава Экспертного управления Администрации Президента РФ А.Дворкович, главный редактор журнала "Эксперт" В. Фадеев, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольский, научный руководитель Высшей школы экономики Е. Ясин и т.д. Полдюжины федеральных агентств будут представлены их руководителями. Наконец, заедут и "олигархи": первые лица компаний "Русал", "Норникель", РАО "ЕЭС России", "Роснефть", "Газпром", "МДМ-групп" и т.п.

Форум разобьется на несколько семинаров и "круглых столов": "Экономика укрупнения регионов. Общероссийская доктрина и опыт объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии", "Региональные аспекты промышленной политики России", "Региональная социальная политика: модели эффективного взаимодействия власти и бизнеса".

В преддверии второго форума губернатор Хлопонин кратко означил, что дал его прошлогодний дебют: "Мы использовали форум, чтобы заявить инвестиционному сообществу о своей программе развития в ключевых отраслях. За прошедший год в экономике края произошел ряд значимых событий".

Губернатор отметил начало освоения "Роснефтью" одного из крупнейших месторождений России - Ванкора. В его развитие будет вложено более 2,7 млрд долларов. К успехам отнесено соглашение, по которому трубопровод будет протянут в Диксон. Инвестиций в нефтедобычу ожидают и от "Газпрома". Начнется достройка Богучанской ГЭС.

Впрочем, край силен не только гигантами. По словам Хлопонина, "кратно увеличились стратегические инвестиции в лесопромышленный комплекс региона, где созданы все необходимые условия для реализации по-настоящему крупных проектов. Хорошими темпами развиваются пищевая промышленность, потребительский сектор, малый бизнес". Итоги вроде бы подведены. Можно снова проектировать будущее.

"Политику заменили "Аншлагом".

("Красноярский рабочий", 05.04.05, Сергей Павленко)

...На вполне естественный вопрос журналистов о том, не прибыл ли лидер Российской демократической партии "Яблоко" Григорий Явлинский в Красноярск в связи с предстоящим референдумом по объединению края, столичный гость ответил шуткой: "Сначала мой визит, а потом - референдум".

И вообще Григорий Явлинский постоянно подчёркивал, что приехал он в наш город, чтобы повстречаться с избирателями, которые вот уже 12 лет постоянно за него, а значит, за его партию голосуют, что намерен пообщаться с членами красноярской организации и с её новым руководством.

- Главная проблема российской политики, - высказал Григорий Алексеевич парадоксальную, казалось бы, мысль по поводу нынешней политической ситуации в стране, - заключается в том, что её нет.

На самом деле публичная демократическая политика, по мнению Явлинского, заключается в сопоставлении различных точек зрения по определённой проблеме и дальнейшем голосовании по данной проблеме. Сегодня в России этого нет, даже на телевидении существует одна точка зрения и... прогноз погоды. Существуют "весёлые" газеты, которые в лучшем случае могут рассказать о том, как политик сделал себе пластическую операцию. И не более того. "Политику заменили "Аншлагом", - почти афористично высказался Григорий Явлинский.

Отвечая на вопрос о социал-демократических партиях России, лидер "Яблока" подчеркнул, что его партия - демократическая, а демократия от социал-демократии отличается тем, что если первые желают дать всем людям равные стартовые возможности для роста, то вторые настроены перераспределять накопления более богатых и отдавать их более бедным.

- Мы за особую жилищную политику, - сказал Григорий Явлинский, - за бесплатную медицину и образование, за то, чтобы существовали независимый суд и СМИ, а за правоохранительными органами был установлен общественный контроль. И главное - необходимо отделить власть от предпринимательства, т. е. демонтировать существующую в России олигархическую систему.

"Станешь избранным - получишь грант".

("Сегодняшняя газета", 05.04.05)

В ближайшее время в Красноярском крае появится новая грантовая программа специально для студентов-платников. Об этом на встрече со студентами Сибирского технологического университета заявил губернатор Александр Хлопонин.

Весть стремительно облетела все вузы города и подверглась детальному обсуждению тех, у кого в зачетках одни пятерки. Как водится, грядущие гранты надо заслужить, а значит - пробиться в число избранных. Блат в данном случае не поможет. Пропуском в число претендентов на получение гранта могут служить только отличные оценки и творческий подход к делу.

Губернатор уточнил, что специальная программа для талантливых студентов, обучающихся на платной основе, уже готовится. "Мы будем собирать сведения об отличниках у преподавательского состава вузов. Наиболее перспективные получат гранты на свое обучение и содержание", - сказал Александр Хлопонин.

"Подарок к Дню Победы от "Красэйр".

("Красноярский рабочий", 05.04.05)

Авиакомпании-партнёры по авиационному альянсу "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара" и "Омскавиа" объявили о начале праздничной акции к 60-летию Великой Победы, благодаря которой скидки при покупке авиабилетов на рейсы по городам России и СНГ ожидают не только участников и инвалидов Великой Отечественной войны, но и сопровождающих их в путешествии близких молодых людей.

Праздничная акция авиакомпаний "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Омскавиа" продлится с 3 по 20 мая, а авиакомпании "Самара" - с 1 по 15 мая. Пройдёт она под знаком преемственности поколений. В этот период участники и инвалиды Великой Отечественной войны смогут приобрести авиабилет со стопроцентной скидкой. Если ветеранов в их путешествии будут сопровождать и поддерживать близкие молодые люди от 12 до 18 лет, они получат пятидесятипроцентную скидку на билет.