Процесс приватизации - одна из важных составляющих экономических реформ, которые начались в Грузии с приходом новой власти. Приватизация в Грузии, как таковая, началась еще в 1992 году, однако, по мнению ведущих грузинских экономистов, процесс не дал ожидаемого эффекта. По словам начальника департамента инвестиционных программ Илии Гоцеридзе, ежегодно в бюджет поступало лишь несколько миллионов лари - сумма, в принципе, незначительная по масштабам государства. Поэтому большую приватизацию связывают с приходом к власти в Грузии нового президента Михаила Саакашвили, и назначением на пост министра экономики, а затем и госминистра по координации реформ, известного российского бизнесмена Кахи Бендукидзе.

Стоит ли связывать начало глобальной приватизации в Грузии исключительно с личностью Бендукидзе?

Как полагает экс-замминистра экономического развития, а ныне замсекретаря совбеза Грузии Натия Турнава, это была не политика Бендукидзе, а общенациональная политика. Однако, сказать, что реформы нашли понимание у абсолютного большинства грузинского населения было бы неверным. У приватизации в стране нашлись свои противники, среди которых были, в часности, и преподаватели Тбилисского госуниверситета. Возмущение основывалось, в основном, на том, что "страна выставлена на распродажу", а большая часть прибыли от продажи жизненноважных промышленных и энергетических объектов Грузии уходит за рубеж.

Что же сегодня ждут в Грузии от приватизации?

Вот что говорит на этот счет Натия Турнава: "Приватизация должна приводить не просто к каким-то формальным результатам, а именно к таким результатам, которые мы от нее ожидаем. В краткосрочной перспективе - это бюджетные поступления, в среднесрочной -создание рабочих мест, в среденсрочной и долгосрочной - новый экономический рост".

И сегодня, как полагают грузинские экономисты, созданы наиболее благоприятные условия для процесса приватизации. В соответствии с положениями нового Налогового Кодекса предпологась сделать Грузию одной из наиболее привлектальных стран как для местных, так и иностранных инвесторов, и похоже сделать это удалось. "Сегодня Грузия популярна как никогда, и мы должны воспользоваться этим. Ведь не следует забывать, что в мире идет большая конкуренция за каждый доллар инвестиции. Сегодня мы должны доказать мировому инвестору, что мы интереснее Азербайджана, Армении или Молдовы. Интерес, как известно, дело весьма капризное, сегодня он есть, а завтра его нет, и мы стараемся адекватно на него отвечать",- говорит Турнава. "Начиная с весны 2004 года у нас нет отбоя от эмиссаров различных компаний и представителей различных фирм, наше министерство одно из самых часто посещаемых, и по сравнению с предыдущими годами - контраст огромен",- подчеркивает она.

К настоящему времени в Грузии приватизированы более 15 000 предприятий. Объем мощностей, а также движимого и недвижимого имущества, на сегодняшний день находящихся в собственности государства, значителен. Достаточно отметить, что на данный момент существует приблизительно 1 800 объектов с долевым участием государства, на которых заняты около 180 000 человек. Среди них есть малые, средние, а также объекты особой важности. Туризм, курорты, недвижимость - к этим сферам инвесторы проявляют наибольший интерес. Причем, по утверждению грузинских экономистов, суммы, которые они вкладывают, весьма значительны.

"Тбилавиастрои", Руставский металлургический комбинат, Чиатурмарганец, "Азот", Электросвязь Грузии, аэропорты Тбилиси, Батуми и Поти, и отдельные мелкие энергообъекты - это часть тех объектов, которые были приватизированы на первом этапе. Уже приватизированы и такие крупные объекты как "Тбилавиашени" ($67 млн), "Вагоностроительный завод", 51% акций которого принадлежали государству ($3,15 млн). Проданы и Чиатурмарганец, и грузинское морское параходство, однако, деньги за покупку этих объектов пока не перечислены.

По словам начальника департамента по приватизации Илии Гоцеридзе, стартовая цена определяется индивидуально для каждого объекта после проведенного предварительно финансового анализа объекта. "Цена приватизационных объектов бывает несколько ниже реальной. Это делается с целью привлечения инвесторов и создания конкурентоспособной среды. Главное, убедить инвесторов, что вложение капитала в Грузии принесет в будущем большую выгоду", - отмечает, в свою очередь, Каха Бендукидзе.

В список предприятий, подлежащих приватизации пока не попали Батумский и Потийский порты, а также Грузинская железная дорога. "Закон "О приватизации государственного имущества" напрямую запрещает приватизацию природных ресурсов, водных ресурсов, пристаней портов, имеющих общегосударственное значение, ЖД государственного значение, магистральных газопроводов, автодорог, взлетных полос на аэродромах, спектра волн, государственной почтовой связи, теле-радио вещания, телефонной связи и т.д., и тех объектов, которые имеют знаки национальной идентификации, приватизация не коснется", - заявляет Каха Бендукидзе.

В связи с этим Илия Гоцеридзе говорит, что не будут выставлены на продажу Кобулетская и Боржомская правительственные резиденции. Однако тбилисские реформаторы все-таки сделали исключение для Крцанисской резиденции, которая ушла с молотка.

Следует отметить, что средства от приватизации поступают в бюджет, и контролирует эти суммы исключительно государство. Кроме того, грузинская сторона развернула довольно активную информационную программу по приватизации. Помимо официального сайта, выпускается газета "Месакутре"("Собственник"), а для того, чтобы в процесс приватизации были втянуты иностранные компании, планируется проведение специальных выездных конференций в Великобритании, Израиле, России и Турции. " Мы понимаем всю важность правильного, достоверного и своевременного информирования того, чем мы занимаемся. Например, когда была объявлена приватизация таких крупных объектов как "Азот", Руставский металлургический комбинат и "Чиатурмарганец", рекламное объявление мы поместили в британскую газету "Financial Times". Сумма, которую мы внесли за объявление, была огромной", - рассказывает Илия Гоцеридзе.

Процесс приватизации происходит достаточно активно. Гоцеридзе отмечает, что продажа объектов в Грузии происходит каждую неделю как минимум на сумму от полумиллиона до 600 тыс. лари. "Бывают случаи, когда суммы от приватизации на неделю достигают 7 млн. лари",- констатирует Гоцеридзе. Всего же за последние 4 месяца общая сумма от приватизации объектов составила 31 млн. лари и 20 млн долларов.

Весьма интересно представлена схема, по которой заинтересованные лица могут принять участие в аукционе по продажи объекта. "Чтобы принять участие в аукционе, необходимо внести 10% от суммы, которая назначена в качестве стартовой цены того или иного объекта, и приобрести за 50 лари билет", - рассказывает Гоцеридзе. "При этом мы проводим разницу между лицами, которые не принимают участия в торгах на аукционе и которые принимают, но не выигрывают",- говорит он. "Если заинтересованное лицо не побеждает на аукционе, 10% той суммы, которую он внес для принятия участия в аукционе, ему возвращается. Если же лицо было лишь сторонним наблюдателем и вообще не принимало участия в торгах, то эти 10% не возвращаются", - говорит Гоцеридзе.

Число участников аукциона очень различно и варьируется в зависимости от объекта, выставленного на аукцион. Их может быть 9, как например, было на прошлой неделе, а может и значительно больше. Победитель аукциона выплачивает полную сумму в течение 1 месяца со дня подтверждения результатов аукциона, а свидетельство о собственности выдается в 30-дневный срок после подтверждения полной уплаты суммы.

Среди промышленных объектов, которые подлежат приватизации находятся, в частности, завод "Электромеханик" (производство электродвигателей - стартовая покупная цена -$1,3 млн), "Металконструкция" ( производство металлических конструкций - стартовая покупная цена - $40 тыс), ожидающие своего часа "Электровагонноремнтный завод", "Ткибуголь", "Кутаисский автозавод"," Кутаисский литоронский завод", и уже выставленный по цене $280 тыс "Шулаверский нерудный комбинат".

Среди энергетических объектов: "Гидроэнергомонтаж" (строительно-монтажные работы гидроэнергообъектов - стартовая цена $77 тыс), "Сачхерегази" за $180 тыс, "Дианд ГЭС" (диагностика и мониторинг гидроэнергетических и мелиоративных конструкций - $280 тыс), а также подлежащие приватизации, но не выставленные пока на продажу "Грузэнерготехремонт", "Теласи", Аджара Газ, Аджарагазстрой, нефтепродукты Грузии, Нефтебаза Батуми, Кинкиша ГэС, Мачахела ГЭС, Аджи ГЭС.

Сельскохозяйственные объекты: Варкетильский винный завод, стартовая стомость которого составляет $1млн, невыставленные пока на продажу Кобулетский тунговый завод, Цнорская мельница-комбинат, "Грузинский субтропик", и даже подсобное хозяйство министерства обороны.

Строительные объекты: заводы "Бетонноконструкция", "Энергоремонтстрой", "Аджаркамстрой", "Мрамор", "Крцаниссии 200", "Бурджи", "Механомонтаж", и другие. Приватизации подлежат многочисленные магазины, рынки, рестораны по всей территории Грузии, санатории и дома отдыха, объекты здравоохранения, телекоммуникаций и транспорта, различные издательства и кинотеатры, спортивные комплексы и объекты водоснабжения, типографии, недвижимое имущество, среди которых, можно отметить и знаменитый тбилисский дом офицеров, когда- то в прошлом излюбленное место отдыха тбилиссцев старшего поколения.

Даст ли ожидаемые результаты проводимая экономичесакая реформа, и в частности массовая приватизация? В Тбилиси делают ставку на ближайшие год-полтора. Завершение же процесса основной приватизации, по словам грузинских экономистов, будет осуществлено до конца 2006 года. Пока же, как когда-то выразился "идеолог" грузинских экономических реформ Каха Бендукидзе - "в Грузии продается все, кроме совести".