"Эффект" рассказывает о ситуации, которая сложилась на одном из крупнейших предприятий Читинской области - станкостроительном заводе. Еще десять лет назад он считался богатым предприятием - "на полную мощность функционировали шесть цехов, девятьсот сотрудников работали в три смены". В середине 90-х станкозавод "встал", большая часть коллектива была уволена, на предприятии осталось 150 человек. В 2003 году предприятие сменило владельца, и некоторое время приносило прибыль. Продлилось это недолго - "практически весь 2004 год на предприятии не выплачивалась заработная плата, люди получали авансы в 500-1000 рублей". Сложившаяся ситуация заставила работников завода обратиться в прокуратуру и по факту предъявленного иска была проведена проверка, которая выявила "нерациональное использование средств, а перед проверкой со складов завода чудесным образом пропала и продукция на сумму шесть миллионов рублей". В ноябре 2004 года состоялся суд, и заводу было предписано погасить все долги по заработной плате, но вместо этого рабочие "перестали получать даже мизерную зарплату". Директор предприятия Александр Николаенко был "дисквалифицирован", однако он до сих пор выполняет свои обязанности, "только представляется консультантом". Николаенко прокомментировал ситуацию: "Продукция, которая традиционно выпускается на предприятии, в настоящее время не востребована. Для того, чтобы иметь прибыль, выплачивать заработную плату, необходимо в корне пересматривать организацию производства. В течение полутора лет шла подготовка нового производства. В условиях недостаточного финансирования, отсутствия специалистов, завод приступил к выпуску сушильных камер, лентопильных станков. Сейчас руководство оформляет кредит через банк. Как только все бумаги будут готовы, долги по заработной плате будут погашены".

"Эффект" вспоминает о поножовщине, которая случилась 20 апреля в Чите. В час ночи в центре города был обнаружен труп бомжа, а прибывшая бригада скорой помощи доставила в областную клиническую больницу еще пять человек с ножевыми ранениями. Все пострадавшие находились в состоянии алкогольного опьянения. Пятидесятилетняя женщина скончалась в больнице через 12 часов. Уже на следующий день следователи смогли прояснить картину произошедшего: "В одном из частных домов собралась компания из восьми человек. Шестеро были соседями, а двое оказались в Чите проездом из Ангарска в Биробиджан. Из-за чего вспыхнула ссора, неизвестно, но заезжие гастролеры схватились за ножи. В итоге, все читинцы получили ранения. Чтобы замести следы преступления, преступники подожгли дом. Соседи, заметив пламя, вызвали пожарных. Приехавший расчет, обнаружив труп и пятерых раненых, вызвал "скорую" и милицию. Поднятые по тревоге милиционеры одного из подозреваемых задержали сразу, а второго - немного позже".

В очередной раз газета поднимает тему Сретенского судостроительного завода. По словам директора завода Петра Похитонова, областная власть могла бы помочь предприятию, но дальше разговоров дело не идет: "На обсуждении наших проблем политики из года в год зарабатывают себе очки, а как доходит до дела, то ничего не меняется". В настоящее время ОАО "Сретенский судостроительный завод" пошло на добровольное банкротство, создав дочернее ООО с аналогичным названием и переведя туда все производственные фонды и работников. "В первой половине 2005 года процедура банкротства должна закончиться, имущество предприятия будет выставлена на торги, а главный актив - ООО "Сретенский судостроительный завод" будет продан новому собственнику неделимой единицей. На предприятии постараются сделать всё, чтобы сохранить бизнес. 550 специалистов просто удерживают в поселке Кокуй, чтобы при изменении экономической ситуации не испытывать проблем с кадрами". Кризис на предприятии возник в начале 90-х, после дефолта началось некоторое оживление - "рыболовецкие предприятия привыкли рассчитываться в долларах, и когда эта валюта укрепилась, а внутренние цены некоторое время удерживались, выручка выросла втрое". В 2001 году правительство "изобрело" постановление "Об аукционной продаже квот на рыбу", которое привело к банкротству множества мелких фирм, с которыми сотрудничал завод. Заказы прекратились. Завод пытался развивать другое производство, помогали бюджетные заказы, но осенью 2004 года прекратились и они. Множество заказов, которые может выполнять завод, уходят из области. Руководство завода рассчитывает на заказы "Забайкальской железной дороги", а к возможностям перепрофилирования относится весьма скептически: "В условиях, когда вся промышленность страны находится в тяжелейшей депрессии, а у правительства нет внятной промышленной политики, говорить о перепрофилировании - это чистой воды демагогия. Весь амурский флот на наших судах работает". О судьбе завода в интервью "Эффекту" рассуждает глава администрации Сретенского района Валерий Макаров: "Конечно, работая как раньше, Сретенский судостроительный завод, одних налогов перечисливший миллионы рублей, положение в районе было бы совершенно иным. Но сейчас это предприятие осталось без крупных заказов. Не то, чтобы новые сейнеры не были нужны дальневосточным рыбакам, просто у одних нет денег на заказы, другие берут корабль в аренду на один сезон, отрыбачат, а там хоть трава не расти. Но это не единственная проблема. За последние годы очень обмелела Шилка (именно на этой реке находится завод - ИА REGNUM), на некоторых участках она стала несудоходной. Поэтому, чтобы провести новые сейнеры, необходимо углублять русло. Этим должна заниматься специализированная организация из Хабаровска. Но ей же тоже надо платить". Макарову есть, о чем беспокоиться, бюджет района он называется "бюджетом выживания, а не бюджетом развития": "Доходная часть бюджета составляет 205 миллионов, расходная - 193 миллиона. Казалось бы, лучшего и желать не надо - профицит в 12 миллионов. Но это только на бумаге, в действительности более 15 миллионов у нас тут же забирают в счет погашения кредитов, а расходы определены по самому минимуму".

"Экстра" берет комментарий у первого заместителя начальника ГУ МЧС по Читинской области Михаила Стукова по поводу уничтожения 13 авиационных бомб, обнаруженных 16 марта в окрестностях Могочи. Все бомбы были имитационными - вместо взрывчатого вещества они были начинены обыкновенным песком. Бомбы совершенно случайно нашел один из жителей поселка, "они были свалены в кучу на лесной опушке. На трех бомбах были вкручены взрыватели, остальные десять находились в "мирном" состоянии". При осмотре было выяснено, что боеприпасы являются стандартными авиационными бомбами типа ФАБ-50, судя по маркировке, они были выпущены в 1984-86 годах. По словам Стукова, бомбы были привезены неизвестным или неизвестными для сдачи на ближайший пункт приема металла, после того, как приемщик отказался принять боеприпасы, их выбросили на ближайшей поляне. Бомбы ликвидировали партиями по нескольку штук. На подрыв каждой из них уходило по 600 граммов тротила. Всего на операцию было израсходовано более 7 килограммов взрывчатки. "Экстра" вспоминает, что в августе 2004 года авиабомба ФАБ-50 всплыла на реке Шилка в черте города Сретенска, рядом с железнодорожной станцией. Она также осталась после ликвидации ледяных заторов. Бомба находилась в режиме самоликвидации. В октябре того же года взрывотехники МЧС в Чите в подвале одного из домов обезвреживали бомбу, вмурованную в стену. В помещении находился импровизированный спортзал, а боеприпас использовался в качестве "некоего атрибута мужественности": "Авиабомба была с тротиловыми "внутренностями", но без взрывателя. На уничтожение ее пришлось везти с куском стены. Вытащить из нее боеприпас не представлялось возможным".

"Экстра" рассуждает на тему бюджета города Читы, который был принят "на исходе первого квартала" 2005 года. Газета отмечает, что "каждому заинтересованному горожанину были предоставлены все условия для того, чтобы поучаствовать в создании основного документа Читы: центр поддержки гражданских инициатив организовывал семинар и общественные слушания, на которых обсуждалась эта тема". Из депутатов гордумы на слушания пришли всего два депутата. По мнению газеты, в условиях острого дефицита средств остается либо экономить средства, либо искать пути пополнения доходной части бюджета. Между тем, "первым решением нынешний состав городской думы повысил денежное содержание своего председателя и главы городской администрации - в бюджете в строке "высшее должностное лицо органа местного самоуправления" значится цифра 1 млн. 67 тысяч рублей (то есть почти 89 тысяч рублей в месяц)". Не учли депутаты предложение сократить расходы на освещение деятельности органов местного самоуправления, сумма которых составляет почти 5 млн. рублей. На уровне прошлого года остались расходы на ЖКХ, "однако, в бюджете при расчетах этой статьи предусматривался уровень платежей за коммунальные услуги в размере 90%, между тем реальный уровень платежей составляет лишь 78%. Таким образом, убытки предприятий ЖКХ остаются не закрытыми". "Экстра" нашла в списке расходов на ЖКХ ремонт сторожки на кладбище, "который должен уложиться в сумму 370 тысяч рублей". Удивило журналиста увеличение суммы, предназначенной для строительства дома для ветеранов - в этом году предусмотрена сумма в 46 млн. рублей, что на 11 млн. рублей больше, чем на строительство дома в прошлом году.

"Экстра" отмечает, что "ребенку восьми лет требуется 2300 килокалорий в сутки, 12 лет - 2700, а к студенческому возрасту энергетическая потребность возрастает до 3000 килокалорий". Между тем, изменения в федеральном законодательстве привели к тому, что "за организацию питания в образовательных учреждениях теперь отвечает школа, и только она. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья теперь никоим образом не должен компенсироваться государством". Кроме этого, "закон отменил бесплатные школьные завтраки для малообеспеченных детей". В девяностых годах на питание школьников государство выделяло целых три рубля в день: "полтора рубля из федерального бюджета и столько же - из областного". Потом схема переместилась целиком на местный уровень: "эта внушительная сумма должна была перечисляться из областного и муниципального бюджета". "37% забайкальских школьников нуждаются в бесплатном питании - их малоимущие родители не могут оплатить обеды в столовой". Почти все они это питание, несмотря на отсутствие денег в федеральном бюджете, получают благодаря усилиям руководителей образования в районах. На одного школьника приходится не больше трех-пяти рублей в день. Бесплатное питание из средств федерального бюджета получают школьники трех самых северных районов области. В остальных районах обед стоит от 5 до 20 рублей. Если в Чите уже давно нет пришкольных участков, на которых раньше сажали картошку, все сельские школы имеют такие участки: там они остаются необходимостью. В области есть несколько школ, рядом с которыми выросли настоящие фермерские хозяйства. 17 марта 2004 года был принят закон Читинской области "О школьном питании", который должен был вступить в силу в 2005 году. Закон о бюджете приостановил его действие, которое так и не успело начаться. Теперь у области вообще не будет возможности финансировать питание школьников: "122-й закон переложил эти полномочия на муниципальные власти. Сейчас специалисты разрабатывают областную целевую программу - возможно, в будущем, при более благополучном бюджете она хотя бы частично позволит решить проблему школьного питания".

"Ваша реклама" беседует с и.о. генерального директора ФГУП "Читагеология" Юрием Лисовским. Геолог с пятидесятилетним стажем, отвечая на вопрос о том, что из себя на сегодняшний день представляет его предприятие, говорит, что это "маленький осколок когда-то мощной организации". "Перестройка разорвала в клочья когда-то единое предприятие, которое создало в области такой запас минерального сырья, что на 15 лет потребления без воссоздания хватило". "Читагеология" управляет пятью дочерними предприятиями и двумя филиалами, обеспечивая работой 350 человек. Минувший год предприятие закончило с положительным балансом, дав прирост запасов минерального сырья - "небольшой, но ведь и денег на выполнение программы было выделено немного": "Федеральный бюджет нас не финансирует совсем, областная администрация поддерживает, как может и за то ей спасибо. Главное - нет задолженности по заработной плате и другим платежам". Беспокоит Лисовского грядущее объединение "Читагеологии" с ФГУП "Читагеологоразведка": "Мой коллектив против такой реорганизации. Потому что "Читагеологоразведка" в долгах, как в шелках, несмотря на очень солидные инъекции из федерального бюджета. Приведите в норму свой баланс, а потом можно и об объединении говорить".

"Ваша реклама" приводит свой рейтинг туристических агентств, работающих в областном центре, и рассказывает об истории развития туристического бизнеса в Забайкалье. Туристический бизнес в Чите зародился в начале 90-х, а первые компании занимались организацией исключительно шоп-туров в китайскую Манчжурию. "С тех пор турагенства значительно расширили географию своих путешествий, теперь из Читы можно уехать в любую страну мира". Компании начала 90-х, зарабатывавшие деньги на шоп-туризме, стали "сворачиваться" к середине прошлого десятилетия "во многом из-за действий государства, которое в 1996 году резко ограничило ввоз товаров "челноками": "Новые таможенные правила должны были поддерживать отечественных производителей и существенно сократить импорт. В 1997 году ввели сплошной таможенный досмотр, увеличили пошлины за каждый лишний килограмм, затем ввели трехпроцентную пошлину на импорт". Эти тенденции вынудили турфирмы развивать туризм как таковой. Долгое время развитие туризма сдерживало отсутствие авиационных рейсов в тот же Китай. Рейсов нет до сих пор, но газета рассчитывает на изменение ситуации, тогда "поездки в КНР и страны АТР станут еще более популярны". У читинских туристов особой популярностью пользуются курорты на Желтом море в Китае - Бэйдайхэ, Циньдао, Далянь. Кроме этого, ездят в Таиланд, Турцию, Египет, Болгарию, в последние два года растет интерес к курортам на Чёрном море "в связи с развитием там инфраструктуры туризма, не последнюю роль играет и более доступная цена отдыха на отечественных курортах". "Наиболее крупные читинские фирмы ежегодно участвуют во всероссийской туристической выставке-ярмарке MITT в Москве. Крупнейшие компании являются туроператорами. Они сами разрабатывают туристические маршруты. Менее крупные компании, которые являются турагентами, приобретают маршруты". Цены в читинских компаниях, по утверждению "Вашей рекламы", практически одинаковы.