ИА REGNUM: Дмитрий Николаевич, грузинская сторона уже неоднократно выдвигала свои предложения к Южной Осетии, которые широко известны международной общественности. Данное обстоятельство для непредвзятого наблюдателя делает более понятной позицию Грузии, которая утверждает, что принятие ее предложений идет на пользу осетинам. Между тем, менее известны предложения Южной Осетии. Не могли бы Вы пояснить, что конкретно Южная Осетия хочет от Грузии, почему и какую пользу это принесет Осетии и Грузии?

Во первых, хочу сразу же заявить, что в Южную Осетию из Грузии не поступало никаких предложений. Не поступали они и через каких бы то ни было посредников. То, что грузинские СМИ называют "предложениями", на самом деле таковыми не являются. Руководители Грузии то и дело озвучивают какие-то идеи, проводят различные брифинги, пишут множество бумаг и т.д., и что же будет если мы начнем на все это реагировать или высказывать свое мнение? Грузия суверенное государство, и мы не имеем право вмешиваться в ее внутренние дела. Тем более указывать соседнему государству каким должно быть его внутреннее устройство или политический строй.

Другое дело - взаимоотношения между Грузией и Южной Осетией. Постконфликтное урегулирование никогда легким не бывает. В любой войне бывает агрессор и жертва агрессии. Отрадно наблюдать, что в современной Грузии все чаще раздаются голоса о признании факта агрессии со стороны Грузинского государства против народа Южной Осетии. Здравомыслящие политики и эксперты все настойчивее призывают свои правительства отказаться от силовых методов решения грузино-осетинского конфликта, отказаться от милитаризации грузинского общества. И что самое важное, считают, что альтернативы мирному решению нет. Это смелые люди, и они понимают, что рискуют оказаться, мягко говоря, в немилости, однако остаются при своем мнении. Действительно, только мирное решение всех наболевших проблем гарантирует положительный конечный результат. Более того, опыт последних лет, до т.н. "революции" в Грузии, показал, что поэтапное продвижение по пути мирного урегулирования грузино-осетинских отношений приносит пользу во многих других сферах. Таких как экономические отношения, малый и средний бизнес - вспомните сколько было совместных грузино-осетинских предприятий до 2004 года, где они сейчас? А чего стоило "навести мосты доверия" между жителями зоны конфликта. Это же долгий, кропотливый и крайне деликатный процесс. И вот так просто, танками и пушками все испортить, пустить "коту под хвост" десятилетний труд десятков и сотен людей в Грузии и Осетии! А потом, после всего этого, говорить о каких то непонятных предложениях, о том что это делается во благо осетинского народа!..

Жаль, что в современной Грузии многие представители политической элиты никак не могут избавиться от имперского мышления и проявлений (упаси Бог, не хочу ни кого оскорблять) необольшевизма. А ведь за окном - XXI век!

Поэтому мне представляется единственно верным шагом в восстановлении доверия между нашими народами признание грузинским правительством прав осетинского народа на создание собственного государства, которым мы воспользовались в 1990 году. Ведь вся Грузия уже давно с этим живет, более того, независимость Южной Осетии пошла на пользу грузино-осетинским взаимоотношениям, и этому есть подтверждения! Это очень непростой шаг, понимаю, однако это во сто крат выгоднее, чем выбрасывать на ветер миллионы долларов, готовясь к новой агрессии, уже не говоря о том, как были бы полезны эти средства для мирного развития, поощрения.

ИА REGNUM: Какова динамика отношения к Южной Осетии с 1991 года со стороны как российской, так и зарубежной общественности, в чем это выражается?

С независимостью Южной Осетии уже свыклись как в России, так и в целом в тех странах и организациях, которые так или иначе связаны с Кавказом или, в частности, с Осетией. Если раньше мы вели круговую оборону на "политическом фронте", а против нас были как Грузия и ОБСЕ, так и Северная Осетия и Россия (при прежнем руководстве), то теперь ситуация немного изменилась. Все стороны, включая грузинскую, отчетливо понимают, что фактор Южной Осетии присутствует в региональной политике и более того, становится все более важным элементом во взаимоотношениях многих заинтересованных региональных и нерегиональных стран. Поэтому важность сохранения мира в Южной Осетии во многом зависит от мировых тенденций в политике.

ИА REGNUM: Какова будет дальнейшая позиция Южной Осетии по вопросам урегулирования отношений с Грузией?

Южная Осетия всегда была приверженцем исключительно мирного решения всех проблем с Грузией. Об этом не раз заявлял президент Эдуард Кокойты, и, уверен, эта позиция руководства Южной Осетии единственно правильная. Вряд ли существует разумная и цивилизованная альтернатива этому.