Ключевой вопрос в реформе местного самоуправления - финансы: интервью депутата Читинской областной думы Василия Савина ИА REGNUM

Чита, 31 Марта 2005, 13:15 — REGNUM  В Читинской области продолжается подготовка к вступлению в силу ФЗ №131 "Об общих принципах местного самоуправления в РФ". Готовность региона к изменениям в федеральном законодательстве, распределение средств из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований в беседе с корреспондентом ИА REGNUM прокомментировал заместитель председателя постоянного комитета государственного устройства и местного самоуправления Читинской областной думы Василий Савин.

ИА REGNUM: Как будут распределяться дотации муниципальным образованиям из регионального фонда финансовой поддержки?

Вопрос сформулирован правильно, но он задан слишком рано. Пока у нас нет механизма распределения средств из ФФП для поселений. Сегодня фонд существует на уровне крупных муниципальных образований - районов области, как в бюджетном кодексе, так и в законодательных актах регионального значения. Законодательная база для финансового обеспечения полномочий муниципальных образований в соответствии с ФЗ №131 пока не сформирована. Сегодня и Минфин, и комитет финансов Читинской области усиленно работают в этом направлении. Вообще говоря, первый этап реформы местного самоуправления мы начали в конце 2003 года. Была сформирована законодательная база для формирования в области муниципальных образований - городских и сельских поселений. В 2004 году образовано 344 муниципальных образования, в том числе 42 городских и 302 сельских поселения. Законами Читинской области установлены их границы, наименования и статус. Прошли выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов. Сказать, что всё решено пока нельзя - идёт работа. Вопрос, который вы задаете по финансам - он тоже в работе. Но на первое место я бы поставил распределение собственности. Имущество, которое находится в федеральной и областной собственности, и необходимое для выполнения полномочий муниципальных образований, должно быть им передано. К примеру, если передаются полномочия по оказанию медицинской помощи, то должно быть определено, какое имущество передается муниципалитету. На государственном уровне не определен порядок передачи муниципалитетам имущества, находящегося в федеральной собственности. На 1 января 2005 году правительство должно было его утвердить, но этого не произошло до сих пор.

ИА REGNUM: Какими законодательными актами регулируется та схема распределения фонда финансовой поддержки, которая существует в настоящее время?

Во-первых, существует методика, которая определяет порядок расчета средств для муниципальных районов. По этой методике областной комитет по финансам определяет сумму, которая будет направлена на помощь муниципальным образованиям из областного фонда финансовой поддержки. Скажем, на этот год эта сумма составляет 1,1 млрд. рублей, в прошлом году она была в несколько раз выше. Сумма ФФП прописана в областном законе и утверждается законом об областном бюджете.

ИА REGNUM: Вы говорите, что в прошлом году ФФП был значительно больше. С чем связано снижение?

Эти суммы невозможно сравнивать - ведь поменялось законодательство. Скажем, у районов сейчас забрали на областной уровень заработную плату в образовании. Раньше муниципальные образования платили зарплату учителям, соответствующие суммы для этого выделялись из ФФП. С этого года деньги на зарплату учителям идут из областного бюджета, соответственно район эти деньги не получает. К слову, депутаты областной думы всегда стремились к тому, чтобы фонд финансовой поддержки был более насыщенным.

ИА REGNUM: Объем ФФП определяет сам субъект, исходя из своих возможностей, или сумма определяется по методике Минфина?

Формируется проект областного бюджета - его доходная и расходная часть. Скажем, доходная часть формируется из собственных доходов региона - налоги, субсидии из федерального фонда, из фонда финансовой поддержки регионов. Определяется расходная часть бюджета, в которой выделен фонд финансовой поддержки муниципальных образований. То есть субъект сумму ФФП муниципальных образований определяет самостоятельно, исходя из своих возможностей и потребностей муниципальных образований. Если вспомнить про федеральный ФФП, то методика его распределения тоже изменилась. Сейчас объем средств, который поступает из федерального бюджета, привязан к численности населения области. В Читинской области сократилось население, соответственно, уменьшились дотации из федерального центра.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, сумеет ли область завершить всю подготовительную работу с тем, чтобы с 1 января 2006 года федеральный закон №131 начал работать в полном объеме?

Я думаю, что работа будет завершена в срок. Все мы работаем над реализацией этой задачи. Скажем, наш комитет по государственному устройству и местному самоуправлению на следующей неделе проводит выездное заседание комитета в поселке Дарасун. Одна из наших целей - на месте посмотреть, как идет подготовка к реализации федерального закона. Мы с этим муниципальным образованием уже два месяца плотно работаем, подготовлен ряд документов, идет работа над уставом муниципального образования, в общем, формируем нормативно-правовую базу муниципалитета. Специалисты из района уже сами выступают с предложениями по разработке плана социально-экономического развития данного муниципального образования в новых условиях и так далее. То есть движение есть, работа в этом направлении ведется. В том числе и в других районах области. Активно работает администрация области, специалисты и депутаты областной Думы - проводятся семинары, совещания. Если говорить об организационных моментах, то я уверен, что все они будут решены в срок. Ключевой вопрос - это финансы. Будет достаточное финансирование - не будет особых проблем. Опять же, хотелось бы вспомнить и про количество муниципальных образований. Ведь в каждом поселении должен быть свой бюджет, должны быть специалисты, которые должны заниматься вопросами наполняемости бюджета, его исполнением. Сегодня этих специалистов нет, хотя работа по их подготовке ведется.

ИА REGNUM: Как идет процесс адаптации областных законов к вступлению в силу ФЗ №131?

Мы только в прошлом году приняли восемь новых законов. Безусловно, что и та нормативная база, которая существует в настоящее время, и областной бюджет будут адаптированы к новым условиям. Мы над этим активно работаем. В ближайшем приближении будет принят ряд областных законов и внесены изменения в действующее законодательство области.

ИА REGNUM: Существует ли договор о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектом федерации? Если его нет, то будет ли он заключаться?

Нет, договора такого нет. Существует федеральный закон, в котором четко определены полномочия субъекта и полномочия федерального центра. И в этом законе есть такое положение, что если есть полномочия, которые не прописаны в федеральном законодательстве, то законодательный орган субъекта может самостоятельно определять порядок исполнения этих полномочий. Соответственно, если будет принят областной закон, который определяет порядок исполнения тех или иных полномочий, то он действует до тех пор, пока этот порядок не будет прописан на федеральном уровне.

Справка ИА REGNUM: Савин Василий Иванович. Родился 5 марта 1947 года в селе Мардай Иркутской области. В настоящий момент - заместитель председателя постоянного комитета государственного устройства и местного самоуправления Читинской областной думы. В 1970 году окончил Иркутский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик. Трудовую деятельность начал механиком в колхозе "Советская Россия" Оловяннинского района Читинской области, затем работал главным инженером колхоза. С 1973 года - первый секретарь Оловяннинского райкома ВЛКСМ, заведующий отделом Читинского обкома ВЛКСМ, с 1977 года - инструктор Читинского обкома КПСС. В 1983 году избран председателем Калганского райисполкома Читинской области. После окончания в 1987 году московской Академии общественных наук при ЦК КПСС избран первым секретарем Борзинского горкома КПСС. С 1991 года работал на угольном разрезе "Харанорский" сначала начальником отдела, затем - заместителем генерального директора по коммерческой работе. В 2001-2003 годах замещал должности директора управления сбыта угля ОАО "Читинская угольная компания", директора ООО "Читауглесбыт". В октябре 2003 года перешел в областную думу на работу на профессиональной постоянной основе в постоянном комитете государственного устройства и местного самоуправления.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Голый Павленский: икона тоталитаризма и тоталитарная пропаганда
NB!
04.12.16
Организаторы «Евровидения» опровергли возможность проведения конкурса в РФ
NB!
04.12.16
Израиль готовится к войне
NB!
04.12.16
Фантастический камбэк «Борнмута» в АПЛ: 3 гола за 15 минут
NB!
04.12.16
«Сделано в России» – есть ли шанс не похоронить проект?
NB!
04.12.16
Почему состоялся гений Ломоносова?
NB!
04.12.16
«Западу придется признать, что битву за Сирию он проиграл»
NB!
04.12.16
Церковь Ломоносова после реставрации покрывается плесенью
NB!
04.12.16
Власти Сирии за неделю амнистировали 2,5 тысячи боевиков
NB!
04.12.16
Путин: однополярный мир не утвердился
NB!
04.12.16
Блеф-патриотизм и научные игры министерства культуры
NB!
04.12.16
МВД Украины: под Киевом полицейские перестреляли друг друга по ошибке
NB!
04.12.16
Ватикан: есть ли душа у киборгов?
NB!
04.12.16
«Кандидат Кремля» хочет похоронить Приднестровье и изгнать Россию
NB!
04.12.16
Нагорный Карабах в паутине публичной дипломатии и закулисья
NB!
04.12.16
Япония признала Курилы советскими (российскими) ещё в 1945 и 1956 годах
NB!
04.12.16
Путин: Трамп — умный человек и быстро осознает новый уровень отвественности
NB!
04.12.16
Голая жизнь арт-мессии Павленского
NB!
04.12.16
Психиатрическая больница в России как метафора... чего?
NB!
04.12.16
«Золото Балтики»: тайна Янтарной комнаты не так велика
NB!
04.12.16
Нефтегазовый шанс России. Взгляд из будущего
NB!
04.12.16
Глава Пентагона: США не хотят видеть в России врага