1 января 2006 года вступит в силу федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". При этом мало у кого вызывает сомнения тот факт, что система местного самоуправления в регионах России находится в стадии становления и этот процесс еще далек от завершения. Положение местного самоуправления в Москве прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM руководитель муниципального образования Крылатское Николай Гончаров.

ИА REGNUM: В условиях ведущейся реформы, насколько успешно развивается система местного самоуправления в Москве? И какова ее специфика, с учетом особенностей такого региона, как Москва?

Я бы в ответ на этот вопрос немного порассуждал. На страницах газет и т.д. многие высказывают мысль, что принятая система организации местного самоуправления по федеральному закону Москва и Санкт-Петербург имеют полномочия строить систему местного самоуправления согласно тем законам, которые будут приняты в этих городах. И та система, которая принята, некоторыми критикуется. Но давайте представим себе, что в городе Москве, как в любом другом городе развитого демократического государства, где есть муниципалитеты, существует только один муниципалитет и одно муниципальное собрание. С одной стороны, схема кажется привлекательной: есть оперативность, централизованность в принятии решений и так далее. Но, с другой стороны, мне кажется, что такая схема не совсем Москве подходит. И как раз на местное самоуправление возложены задачи в решении тех проблем, которые можно решить только на местном уровне. Представьте себе, если бы в Москве был бы только один муниципалитет, когда бы дошли руки, скажем, до Крылатского, когда есть 125 других муниципальных образований? Поэтому такая схема и принята, в этой связи те полномочия, которые возложены на местное самоуправление, в определенной мере ограниченны - не так, как это предполагается по федеральному закону Российской Федерации. Но процесс идет; и в этом году, и начиная с 2006 года мы ожидаем наделения органов местного самоуправления дополнительными государственными функциями, которые предусматривает федеральный закон.

ИА REGNUM: Как обстоят дела в плане финансирования местного самоуправления? Следует ли принимать дополнительные меры законодательного характера для улучшения положения в этом вопросе?

У нас в Москве финансирование органов местного самоуправления определено законодательством, Московской городской Думой. Это налоговые поступления средств, точнее, два налога: на имущество и на имущество, переходящее в форме дарения. Эти налоги непредсказуемы: мы не знаем, кто кому и как будет дарить. Поэтому не всегда может быть реализован запланированный бюджет, в части доходов. В связи с этим городской бюджет предусматривает такую форму пополнения бюджета местного самоуправления, как дотация. Эта дотация осуществляется в следующей форме: муниципальному образованию предоставляется определенная сумма, и если поступают доходы, то тогда эта сумма может быть возвращена. На сегодняшний день, конечно, нельзя сказать, что этой суммы достаточно для того, чтобы местное самоуправление с ее помощью реализовывало те функции, которые на него возложены. Но учитывая, что сегодня многие государственные функции еще не переданы, этих средств, в принципе, достаточно для того, чтобы мы работали.

ИА REGNUM: Чувствуете ли вы какую-либо поддержку со стороны столичных властей? Ведь важность развития системы местного самоуправления неоднократно подчеркивалась, в том числе и мэром Юрием Лужковым.

Да, здесь я должен сказать большое спасибо структурам исполнительной власти Москвы, прежде всего департаменту территориальных органов исполнительной власти. Нам помогали в разработке и регистрации документов, оказывали консультационную поддержку. Нас поддерживают и в префектуре Западного административного округа; мы также работаем в тесном контакте с управой района Крылатское.