В 2004 году сотрудники охранно-конвойной службы (ОКС) ОВД Кузбасса отконвоировали почти 10 тысяч подозреваемых и обвиняемых. Это более 74 тысяч перевозок. При этом не допустили ни одного чрезвычайного происшествия. Итоги работы ОКС за прошлый 2004 год подводили 30 марта на брифинге пресс-службы областного ГУВД, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

На этот раз выездной брифинг проходил на территории изолятора временного содержания (ИВС), где кемеровских журналистов знакомили с деятельностью ОКС. Представителям СМИ продемонстрировали автозак и процесс погрузки обвиняемых и подозреваемых. Особо любопытные сами могли подняться в спецавтомобиль для перевоза правонарушителей на следственные мероприятия, из мест задержания до временного или следственного изолятора. "Машина оборудована системой сигнализации и оповещения для предупреждения нападения на сотрудников, есть и радиосвязь. Ее маршрут постоянно отслеживается. Все это рассчитано на то, чтобы предупредить нападение или побег", - пояснил начальник отдела по организации деятельности спецподразделений милиции и конвоирования полковник Валентин Струнин.

Кемеровский батальон должен иметь 13 таких машин, сейчас их 9. По области необходимо более ста, но недостаток велик (точное количество Струнин назвать отказался). Нужны машины скрытого порядка. "Есть ряд судебных процессов, имеющих большой общественный резонанс, люди готовы разорвать этого человека. Поэтому лучше вообще не знать, кто едет, куда везут", - пояснил Струнин. Он отметил, что "материальные проблемы все же испытываем: финансирования из федерального бюджета недостаточно, привлечение дополнительных средств из администрации, например, по линии службы запрещено. В условиях дефицита вопросы обеспечения стоят серьезно".

При этом в прошлом 2004 году 9 новых автозаков пополнили парк Кузбасской ОКС, в котором большинство машин прослужило порядка 10 лет. "Водители стараются их беречь. Если что не так, не используем, - уверяет Струнин. - В Мариинске в 1993 году был случай, когда подгнило днище у машины, и в пути следования один из заключенных попытался сбежать. Так что за техникой особый уход".

Струнин отметил, что сотрудники ОКС работают с категориями наиболее агрессивных граждан, которые пытаются использовать любые методы, чтобы оказаться на свободе. Задача конвоиров - предупредить все противоправные действия, чрезвычайные происшествия, побеги из-под стражи. "Мало кто знает о работе этой службы, - посетовал Струнин. - Она занимает особое место в системе органов внутренних дел, потому что работает только с преступниками непосредственно. Служба сопряжена с рядом специфических моментов, связанных с конвоированием на все мероприятия: судебные, следственные, экспертизы, опознание".

За 2004 год в Кузбассе документально зафиксировано две попытки побега: в Мысках после вынесения приговора осужденный попытался сбежать, когда его выводили из здания суда; и в кемеровском районом суде, где в подобной ситуации пришлось правомерно применить оружие. Порядка 14 суицидов было предотвращено за прошлый год. Членовредительство бывает гораздо чаще. "В лечебных учреждениях тоже есть конвой и специальные палаты, чтобы те, кто рассчитывает сбежать из больницы, не смогли этого сделать", - пояснил Струнин.

Попытки побега бывают самые разные: родственники и подельники пытаются перегородить дорогу автозаку, передать острые предметы. В 1996 году в областном суде было дело по убийству 4 лиц грузинской национальности. Накануне слушания отец обвиняемого в туалете здания суда спрятал гранату. Во время судебного процесса он вел себя вызывающе, председатель попросила его покинуть зал. Он прошел в туалет, взял гранату. Старший конвоя ждал его в коридоре, услышал щелчок - мужчина выдернул чеку - повалил на пол, скрутил руки. Но граната выкатилась в зал. Пострадало 6 человек.

"Это одна из тех служб, которая не имеет права брать сотрудников с гражданки. Недавно в охрану брали только тех, кто прослужил в органах МВД не менее трех лет, сейчас срок сократили до одного года,- подчеркнул Струнин. - Требуется специальная подготовка, не только физическая, но и морально-психологическая: конвоиры постоянно испытывают эмоциональную нагрузку". Сотрудники ОКС осуществляют полный обыск, среди задержанных встречаются ВИЧ-инфицированные, венбольные, и туберкулезники. Работать с ними сложно и опасно. На сегодняшний день среди 605 сотрудников областной охранно-конвойной службы милиции зафиксированы лишь единичные случаи заражения туберкулезом.