Выдвижение администрацией Джорджа Буша кандидатуры Джона Болтона на должность посла США в ООН, объявленное госсекретарем Кондолизой Райс 7 марта, стало главной темой внутренних политических споров и вызвало немедленную реакцию либерального Вашингтона, пишет сетевая версия The American Prospect.

Демократы и умеренные республиканцы организовали кампанию для оказания давления на Комиссию Сената по международным отношениям с целью убедить ее отложить слушания по кандидатуре Болтона, которые администрация хотела провести в ускоренном порядке. Причина спешки очевидна, пишет автор статьи The American Prospect Майкл Томаски (Michael Tomasky): "идея сделать Болтона уполномоченным по отношениям Соединенных Штатов с ООН превосходит все возможные аналогии типа "лиса в курятнике" и больше походит на идею назначить Майкла Джексона куратором сети воспитательных домов". Болтон сделал карьеру, игнорируя Конгресс, пишет Томаски. Он отказался выполнить требование предоставить необходимые документы во время расследования скандала Иран-контрас (Iran-Contras) и всячески препятствовал расследованию этого дела. "Болтон не известен построением и реформированием организаций. Он отрицает законы, верит, что "против лома нет приема" и работает на подрыв системы "сдержек и противовесов", ключевой для американской демократии". Обширное печатное наследие Болтона, потрудившегося для ряда американских администраций, отмечено двумя доминирующими неувядаемыми темами: первая, утверждающая "факт", что никакого международного права на самом деле не существует, а есть только политика, и вторая, что ООН по большому счету бесполезна.

Стивен Клемонс (Steven C. Clemons), исполнительный вице-президент фонда "Новая Америка" (New America Foundation) и директор Института исследований политики Японии (Japan Policy Research Institute) опубликовал на своем сайте The Washington Note мнения о Болтоне американских официальных лиц, ответственных за внешнюю политику. Любопытно, что голоса разнородных политиков сливаются в дружный хор, утверждая, что утверждение Болтона в должности посла в ООН недопустимо. "Никто не доверяет ему. Он вожделеет власти и должностей, презирает процессуальные нормы и часто считает своим правом и обязанностью "делать собственную погоду", когда речь заходит о внешней политике", - характеризует Клемонс потенциального посла со слов Колина Пауэлла и Ричарда Армитиджа. По свидетельству многих сотрудников госдепартамента, Болтон и в стенах этого учреждения "регулярно и часто пренебрегал командованием и управлением". Первым крупным примером вопиющего неуважения Болтона к вышестоящему руководству, а именно его пренебрежение мнением госсекретаря Пауэлла и Белого дома, было объявление им в августе 2001 года российским СМИ ультиматума, гласившего, что если Россия не примет американские условия испытаний средств обороны против баллистических ракет к ноябрю 2001 года, США аннулируют Договор о противоракетной обороне (ABM). Госсекретарь Пауэлл и его заместитель Армитидж были вне себя от ярости из-за того, что Болтон, намеренно или нет, угрожал русским дедлайном, а главное, из-за того, что он, не имея на то законных полномочий, взялся обсуждать условия, на которых Соединенные Штаты аннулируют договор ABM. Инсайдеры считают, что Болтон повел себя как выскочка, причем в момент, когда Буш был настроен на "мягкие действия" в отношении России.

29 марта 59 бывших послов США в ООН и иностранных государствах подписали и направили председателю Комиссии по международным делам Ричарду Лугару письмо, в котором заявили о своем протесте против назначения Джона Болтона постоянным представителем США в ООН. В письме подчеркивается, что кандидатура Болтона не соответствует задачам реформирования этой ведущей международной организации для более эффективного решения проблем, которые стоят перед мировым сообществом. В письме указывается, что Болтон является ярым противником разоружения. Он возглавлял борьбу за выход США из ряда международных договоров об ограничении вооружений, в частности, по продажам стрелкового оружия, из-за которого гибнет больше всего людей во внутренних войнах. Он инициировал выход США из проекта, в котором 40 стран объединили усилия, чтобы сформулировать систему контроля над Соглашением о биологическом оружии, и препятствовал продолжению этих усилий. "Не подкрепленные фактами заявления Болтона о том, что Куба и Сирия разрабатывают биологическое оружие, еще больше дискредитировало предупреждения США и данные американской разведки по оружию массового поражения".

"Как глава американской делегации на переговорах по Московскому договору 2002 года о выводе американских и российских ядерных вооружений из районов развертывания, Джон Болтон разработал договор, в котором не предусмотрен режим проверки, доклады обеих сторон о проделанной работе. В нем отсутствует требование уничтожения выведенных из районов развертывания боеголовок, а также не обсуждается дальнейшее сокращение вооружений". "В то время, когда Джон Болтон находился на должности Секретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности, госдепартамент так и не смог преодолеть тупик в переговорах с Россией о безопасности в сфере огромного запаса ядерных, химических и биологических вооружений бывшего Советского Союза. Он не смог принять эффективные меры, направленные на безопасность и защиту этого огромного арсенала от кражи, нелегальных продаж и доступа террористов", - пишется в письме.

"Настойчивые утверждения Болтона, что ООН представляет собой ценность только когда непосредственно служит Соединенным Штатам, и наиболее эффективным Советом безопасности будет такой Совет, где единственным постоянным являются Соединенные Штаты, не поможет ему вести переговоры с остальными 96% человечества..." "Работа Джона Болтона как платного исследователя вопроса Тайваня, его идея, что Соединенные Штаты должны относиться к Тайваню как суверенному государству, и что фантазией является возможность применения Китаем силы в ответ на отъединение Тайваня, не свидетельствуют о том, что принято взвешенное решение о возможном постоянном представителе США в Совете безопасности. Китай становится первостепенной мировой державой, и тайваньский вопрос делается более острым".

"В момент, когда ООН ищет адекватных решений по геноциду в Дарфуре в Судане, скептицизм Болтона о миротворчестве ООН, об отчислении взносов ООН на финансирование миротворческих мероприятий и его ведущая роль в оппозиции Международному уголовному суду, изначально предложенному самими США для преследования нарушителей прав человека, затруднят для США эффективное лидерство в то время, когда сама ООН и многие страны- ее члены предпринимают шаги, чтобы улучшить возможности ООН решать международные проблемы. Учитывая эти прошлые действия и заявления, Джон Болтон не может эффективно способствовать национальным интересам США в ООН. Мы требуем, чтобы Вы противостояли его назначению на должность".

К кампании оппозиции Болтону присоединилось непартийное независимое сетевое издание MoveOn и независимая правозащитная и просветительская организация Citizens for Global Solutions, ставящая одной из своих целей защищать в американской политике идею взаимозависимости государств. Вместе они создали сайт StopBolton.org ("Остановите Болтона"). Председатель Комиссии по международным делам Ричард Лугар был вынужден отложить слушания по Болтону на апрель. Удастся ли Лугару и оппозиции консолидировать достаточное количество голосов в Комиссии для провала этой кандидатуры на пост посла США в ООН, неизвестно. Лугару придется доказать противоправность действий Болтона в предыдущие сроки его службы, включая незаконное финансирование республиканской кампании во время выборов в Конгресс в 1994 году. Главным же препятствием может оказаться нежелание конгрессменов бороться за дело, которое, по мнению большинства, не принесет им политического капитала.

Если Болтона все же утвердят, Томаски призывает ко второму сражению против утверждения его в должности. Ссылаясь на труды Болтона, Томаски формулирует приоритеты его будущей политики. Во-первых, это реформа ООН для приведения ее в соответствие с американским консервативным миропониманием. Воззрения Болтона на характер необходимых преобразований в Совете безопасности ООН дадут повод нервничать Франции и, возможно, даже Великобритании. У Японии, тем временем, появится повод для радости. В целом, мировому сообществу следует подготовиться к большим схваткам за американскую финансовую поддержку. Во-вторых, Болтон будет настаивать на формальном признании Тайваня. Одному ему решить этот вопрос не по силам, но он давно выступал за такое его решение, и наверняка использует свою новую кафедру для продвижения соответствующей политики. В случае утверждения Болтона демократам и умеренным республиканцам придется немедленно сформулировать свою позицию по этим двум вопросам, а также привлечь американское и мировое общественное мнение для формирования ясной альтернативы. Вероятность такого развития событий сегодня увеличилась.