Выборы на Ямале состоялись. Предварительные результаты оглашены: за партию "Единая Россия" проголосовал 61 процент, за "Родину" - 11, за КПРФ - 7; за СПС - 2,4 процента принявших участие. Обостренное внимание к формированию парламента нефтегазоносного региона-донора вполне объяснимо. Но к разочарованию многих "комментаторов", сенсаций не произошло. Во-первых, вся кампания проводилась ровно, без крупных нарушений и оголтелости в агитационный период: все участники гонки соблюдали правила игры и "избирательный этикет", что, увы, редко. Во-вторых, итоги голосования оказались до банальности закономерными - "Единая Россия" здесь должна была победить, причем примерно с таким большим отрывом. Холодный расчет и непредвзятость показывали, что цифры могли колебаться плюс-минус, но иначе на Ямале и быть не могло. Этот вывод обусловили несколько факторов.

Фактор 1-й, организационно-информационный

Точкой отсчета политических предпочтений (применительно к современным условиям - законодательным закреплениям повышения роли политических партий) в определенным смысле можно считать результаты выборов в Государственную думу РФ в декабре 2003 года. Но существует закономерность: после выборов политическая активность населения неминуемо угасает, размываются политические предпочтения, снижаются рейтинги. Спад процентов явных предпочтений, как правило, перемещается в сторону неопределившихся, в категорию "затруднились ответить".

Происходит это отчасти из-за пресыщения населения политической информацией в период проведения избирательных кампаний, и от снижения активности игроков политической арены. Как и следовало ожидать, после выборов 7 декабря и 14 марта большинство политических партий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, да и по России претерпели снижение рейтингов. Причем, в среднем примерно в полтора-два раза. Тут-то как раз на Ямале и произошла "сенсация", которую мало кто из аналитиков заметил. Если на думских выборах декабря 2003 года за партию "Единая Россия" на Ямале проголосовало 45,83%, то и в марте, и в октябре 2004-го ее рейтинг составлял 45 процентов. А в январе-2005 пополз вверх. Вопреки всем законам социологии.

Заметим, что даже пресловутая проблема монетизации, как ни старались ее "продюсеры", не смогла подкосить этого показателя. Обоснование под этим фактом формировалось на протяжении всего предшествующего периода. В отличие от остальных региональных политических структур отделение "Единой России" не снизило своей активности в регионе. Наоборот, формированием эффективных поводов стало чаще присутствовать на информационном пространстве. "Единая Россия" сформировала мощную (14 из 21 депутата) фракцию в Госдуме Ямала, которая стала инициатором и "продвиженцем" ряда законодательных инициатив, кстати, действительно важных и популярных. И о работе фракции население периодически информировалось. "Единороссы" оперативно реагировали на все сколь ни будь значимые в жизни общества события - от трагедии в Беслане (акции по сбору помощи) до президентских реформ (заявления, комментарии). Совершали рейды по отдаленным северным деревням, где "вживую" помогали селянам, работали в городах. Все это на фоне рационально выстроенного и тактично реализуемого (без "переборов" давления на сознание и без долгих отсутствий) информационного сопровождения. Это нравится избирателю, привыкшему к политическому PR-застою после получения партиями на выборах своего процента голосов. Тем более, что на Ямале население далеко не избаловано вниманием иных политических партий.

Некоторые "горячие головы" говорят, даже что если б единороссы в агитационный период палец о палец не ударили, свои 45 процентов на выборах все равно взяли бы. Что ж может быть. Но факт остается фактом: свои проценты предвыборного рейтинга "Единая Россия" зарабатывала долго, по-честному - своим пoтом и мозгами. Это был старт кампании.

Фактор 2-й, партийно-состязательный

Вряд ли стоит сравнивать стартовый рейтинг ЕР с показателями оппонентов "ЕР". Поскольку в общественно-политической жизни на территории они практически не участвовали. К коммунистическим, например, идеям на Ямале относятся так же, как к комарам. Вроде, они есть, вроде жужжат и надоедают, но жизни не мешают совершенно. Но насекомые появляются раз в году, а коммунисты реже - только когда выборы. У КПРФ на Ямале по большому счету нет ни серьезно структурированной организации, ни, тем паче, свежих идей.

Регионального лидера сложно назвать харизматичным. Да и электоральной базы на Ямале как таковой тоже практически нет. Потому что удельный вес людей пенсионного возраста в общей демографии округа значительно меньше, чем в иных субъектах - старики с Севера уезжают. Так что и свои набранные семь процентов КПРФ стоит рассматривать как большую удачу. Потому что, например, если бы выборы в региональный парламент состоялись в октябре прошлого года, у коммунистов было бы лишь пять с половиной процента.

ЛДПР также появляется на арене с периодичностью аналогичной очередности выборов, да и то лишь федерального и регионального уровней. Но в нынешнюю кампанию партия решением суда была снята с предвыборной гонки. Комментировать подобные акты - дело неблагодарное. Больше всех из участников процесса искренне - без тени иронии - жаль "Яблоко". Ее также сняли с дистанции. Причем, не из-за регионального прокола. А из-за несоответствия устава партии федеральному закону о политических партиях. Проглядел Минюст при регистрации устава партии, а пострадала региональная партийная структура. Хотя региональный лидер - действующий депутат - личность сильная и на Ямале известная. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что кроме самого лидера Яблоку ничего не светло. Тот же октябрьский замер показывал рейтинг партии лишь в два процента.

Еще меньше шансов было и у СПС. С октября по март союз даже снизил свой рейтинг с трех до двух с половиной процента. Хотя, в сущности какая разница. Нет такой силы как СПС на Ямале.

Заслуживает внимания партия "Родина". Этот игрок на политической сцене опробовал свои силы еще на прошлых выборах федерального парламента. Без особого, правда, успеха. Нынешнюю кампанию Родина провела с размахом. По количеству агитационного материала как печатного так и электронного это был явный лидер гонки. Однако главные причины, не позволившие хотя бы приблизиться к ЕР те же. Это бездействие в межвыборные периоды, отсутствие организованной структуры, безыдейность. Хотя лидеры, представлявшие Родину, в отличие, например, от того же СПС - персоны с неплохими избирательными данными: действующий депутат и чиновник вышесреднего звена из администрации. Да простят автора этих строк остальные члены списка партии по единому округу, но те два места, которые на свои 11 процентов вероятно получит "Родина", наверное, именно этим двум и были предназначены.

Итак, основные слабые звенья у всех оппонентов партии власти практически одни и те же: неразвитость либо полное отсутствие региональной структуры, отсюда - бездеятельность, отсюда же - безыдейность, плюс недостаточная (относительно ЕР) "конкурентоспособность" лидеров. А расчет на протестный электорат - если таковой и был - не оправдался. Таким образом, можно констатировать, что проигрывать "ЕР" было некому. Но и сама по себе победа не достается без боя. Крупные ресурсы, затраченные оппонентами, присутствующий в любом обществе маргинальный элемент, плюс, конечно же, убежденные политические идейные приверженцы партий - все это в совокупности заставило ЕР изрядно потрудиться на выборах.

Фактор 3-й, идеологический

Идея поднять на знамена избирательной кампании ЕР концепцию северной доктрины была рождена не во время технологического расчета непосредственно перед кампанией. Вся идеологическая платформа постепенно выстраивалась в процессе работы региональной структуры ЕР на протяжении полутора лет. Еще в январе 2004 года по инициативе депутатской группы "Единая Россия" было принято Обращение Государственной Думы ЯНАО о сохранении действующих социальных гарантий и компенсаций северян. Затем были заявление Регионального Политсовета, заседание Президиума Госсовета, на котором Президент РФ практически подтвердил верность направления работы региональной структуры ЕР.

Неплохо совпало по времени то, что в ноябре V Съезд Партии в своем Решении заострил внимание на особом внимании в отношении к Крайнему Северу. И наконец - уже в период кампании это направление работы ЕР активизировалось: 9 февраля фракция "Единая Россия" принимает Обращение к Правительству РФ по вопросу ускорения выработки Северной доктрины. В марте эта же тема обсуждается в Салехарде на выездном заседании Комиссии Совета Федерации по проблемам малочисленных народов. И "под занавес" - заседание Межрегионального координационного совета, во второй половине марта в Надыме. Здесь с участием губернатора ЯНАО, председателей трех стратегических комитетов ГД РФ, членов Совета Федерации была еще раз обозначена позиция партии по северной доктрине. Прибавим к этому массовую акцию по сбору подписей под обращением ямальских единороссов. В результате объективности ради нужно признать, что кампания ЕР в идеологическом плане проведена безукоризненно.

Чего не скажешь о других участников процесса. Скромные попытки оппонентов поднять население на абстрактных "льготах" северян, на пресловутой проблеме ЖКХ не сыграли своей роли, не перевесили внятной и довольно конкретной работы партии власти.

Фактор 4-й, региональный

Сенсаций также не произошло потому что вся кампания на Ямале в итоге получилась на удивление порядочной. За исключением единичных заявлений в избирком о незначительных отклонениях от идеала исполнения законодательства о выборах, кампанию можно считать одной из самых чистых со времени изменения избирательного права в России. Были сугубо судебного уровня накладки. Как нельзя некстати (или наоборот кстати - для кого как) в начале года воспалилась обстановка с монетизацией, которую пиарь-не-хочу. Было представление президентом и выборы окружной Думой губернатора. Все это можно было бы использовать очень мощно использовать во время агитационного периода. Но к чести всех участников кампании они не скатились к грязным технологиям и мутному PR.

Впрочем, и здесь удивляться особо нечему. Особенности Крайнего Севера, однако. Во-первых, нужно учитывать изначальный здоровый консерватизм северян (вне зависимости от национальности). Экстремальность условий проживаний действительно диктует особый склад ума. Прежде чем выйти на улицу (запрячь оленей, завести машину) здесь точно узнают, сколько градусов на дворе и прикинут, какова скорость ветра. Прежде чем поверить "обличительной" статье здесь постараются точно определить источник информации и прикинут, кому выгодна информация. Так что "мочить чернухой" кого-то здесь зачастую себе дороже.

Средняя начисленная заработная плата на Ямале - более 25 тыс.рублей - самая высокая в России. Благодаря упредительным мерам со стороны региональных властей переход от льгот к денежным компенсациям в регионе прошел совершенно незаметно.

И еще. Крайний Север - это как остров. Здесь все живут, строго блюдя интересы соседа. Соседа по стойбищу, по кварталу, по залу заседаний, по "прямому эфиру", по номеру в избирательном бюллетене. Более того, руководство территории четко осознает, что вне зависимости от политических пристрастий каждый участник избирательного процесса - это прежде всего житель автономного округа, тем паче - потенциальный законодатель. Поэтому здесь нет ни особо приближенных, ни равноудаленных. С самого начала основной своей целью региональная власть видит все то же соблюдение интересов "соседей". Если в ином регионе социальные потрясения грозят не вовремя убранной картошкой или недовыпущенной чулочно-прядильной продукцией, то с энергоносителями шутить нельзя. Федеральный центр - регион - крупнейшие налогоплательщики: только соблюдая баланс внутри этого триумвирата можно обеспечить стабильность и благополучие. И это региону удается. Потому-то и не было политических сенсаций на Ямале. И события последнего месяца позволяют надеяться, что сенсаций не будет и впредь.