Прокуратура требует улучшить психологический климат в школах столицы Марий Эл

Йошкар-Ола, 30 марта 2005, 11:22 — REGNUM  Йошкар-олинская прокуратура потребовала от управления образования марийской столицы принять срочные меры по улучшению психологического климата в школах города. Соответствующее представление направлено прокуратурой начальнику ГУО Йошкар-Олы. Особое внимание прокуратуры к системе школьного воспитания связано с участившимися случаями суицида среди подростков. Прокурорские проверки и психологическое тестирование детей показали, что суицидальное поведение юных йошкаролинцев связано не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания, переживанием обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Часто оно носит демонстративный характер, что является одним из способов привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Но в образовательных учреждениях города необходимого внимания вопросам профилактики суицида не уделяется, отмечает заместитель прокурора г. Йошкар-Олы Андрей Владимиров.

В редакцию ИА REGNUM поступил документ, 30 марта 2005 г направленный органами прокуратуры в управление образования.

Начальнику Управления

образования Администрации

города Йошкар-Олы

Никитенко М.Я.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений законодательства об образовании

16 февраля 2005 г. около 15 часов 30 минут в подъезде дома № 9 по ул. Пролетарская г. Йошкар-Олы, на лестничном марше, между 8 и 9 этажами был обнаружен труп Мальцевой Ульяны Геннадьевны, 26.03.1990 г.р., повесившейся.

25 февраля 2005 г. был обнаружен труп несовершеннолетнего Павлова Евгения Олеговича, повесившегося в квартире, где он проживал с родителями.

По данным фактам прокуратурой города Йошкар-Олы проведены проверки в порядке ст. 144 УПК РФ, по результатам которых вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по факту смерти за отсутствием событий преступлений, предусмотренных ст. 105 ч. 1 УК РФ и за отсутствием событий преступлений, предусмотренных ст. 110 ч. 1 УК РФ.

Мальцева Ульяна и Павлов Евгений обучались в средней общеобразовательной школе № 7 города Йошкар-Олы, (в 9 и 8 классах).

Согласно ст. 15 п. 6 Закона РФ "Об образовании" дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 32 вышеназванного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

Однако, вопросам сохранения и укрепления психического здоровья учащихся, улучшению микроклимата в коллективах школ и классов уделяется крайне недостаточное внимание.

По диагностическим данным второй четверти 2004-2005 учебного года уровень комфортности учащихся нескольких классов средней общеобразовательной школы № 7 понизился и составил: в 4 "д" - 72, 8 "д" - 83, 9 "б" -77, 9 "в" - 76, 9 "г" - 72, 9 "д" - 77, 9 "ж" - 75 баллов.

Управлением образования администрации города Йошкар-Олы в этом образовательном учреждении проведено анкетирование. Опрос 156 учащихся, в т.ч. 119 учащихся восьмых классов и 37 учащихся девятых классов показал, что с радостью идут в школу 66 учащихся и соответственно 21; имеются дети, которые идут в школу с предчувствием неприятностей, которых могут унизить учителя и одноклассники; у учащихся почти нет близких людей среди учителей; 8 учащихся вообще чувствуют себя одинокими.

Результаты изучения комфортности детей в семье показали, что 103 учащихся восьмых классов и 36 учащихся девятых классов удовлетворены своими отношениями с родителями, но лишь 69 и соответственно 14 из них в трудной ситуации обращаются к родителям.

28 марта 2005 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 ч. 1 УК РФ, в связи с тем, что 15 марта 2005 г. по окончании занятий второй смены учащуюся 8 м класса средней школы № 7 Немцеву Наталью избили и угрожали ей дальнейшей расправой Соколова Екатерина (школа № 7, 9 "е" класс), Рокина Марина (школа № 20, 9 "б"), Денисова Евгения (школа "Становление", 7 "б").

Из записей в личном дневнике потерпевшей следует, что подобные действия в отношении неё имели место неоднократно, девочка находится на грани нервного срыва и имеет намерения покончить жизнь самоубийством.

Проверка, проведенная прокуратурой города в средней общеобразовательной школе № 7 с привлечением специалистов управления образования и республиканского центра социально-психологической помощи населению, показала, что в школе обучается 1138 детей. Первичная профилактика - т.е. деятельность, направленная на выявление детей, склонных к суициду, и последующее наблюдение за ними вплоть до выпуска из образовательного учреждения, в школе не ведется*.

Обобщение прокурорско-следственной практики по фактам суицидов несовершеннолетних, проведенное в 2004 году, показало, что данная проблема является актуальной. Суицидальное поведение несовершеннолетних связано не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания; переживанием обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Часто оно носит демонстративный характер, что является одним из способов привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие.

Но в образовательных учреждениях города необходимого внимания вопросам профилактики суицида не уделяется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

т р е б у ю:

Рассмотреть представление на совещании с участием директоров всех школ города. Потребовать от всех директоров школ принятия неотложных мер, направленных на безусловное выполнение требований п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об образовании", создание благоприятного микроклимата в коллективах учащихся.

Провести анкетирование по выявлению характера межличностных отношений и психологического климата в ученических коллективах всех школ города. Провести диагностирование детей, склонных к суициду, вести за ними наблюдение вплоть до выпуска из школы, при необходимости принимать своевременные меры реагирования, в том числе и направленные на коррекцию личности.

Охватить всех учащихся средних и старших классов беседами по профилактике суицидов, развенчать привлекательность суицида для детей (применяя методические рекомендации республиканского центра социально-психологической помощи населению).

Рекомендовать директорам школ наладить взаимодействие с Йошкар-Олинской и Марийской Епархией, приглашать священнослужителей для проведения бесед о ценности жизни.

Обеспечить взаимодействие с республиканским центром социально-психологической помощи населению.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона и о результатах сообщено прокурору города Йошкар-Олы в письменной форме.

Заместитель прокурора города Йошкар-Олы

юрист 1 класса подпись А.В.Грачев

* В школах этим занимаются заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог. Однако указанные лица, как правило, работают только с подростками, состоящими на учете в связи с совершаемыми правонарушениями. Другие дети (не правонарушители) в их поле зрения обычно не попадают.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.