В Кемерове обсудили проблемы сельских школ

Кемерово, 30 марта 2005, 05:48 — REGNUM  Первые итоги модернизации сельского образования, проводимого в рамках федерального эксперимента по реструктуризации сельских школ, обсуждали 29 марта в Кузбассе на межрегиональной конференции "Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы", сообщает кемеровский корреспондент ИА REGNUM. На конференции присутствовали сотрудники отделов образования, директора сельских школ, преподаватели вузов Кемеровской, Смоленской, Новосибирской и Томской областей, Красноярского края, Республики Алтай.

Как рассказал ИА REGNUM один из разработчиков этой правительственной программы, ректор Смоленского института усовершенствования учителей Вячеслав Петруленков, встречи и конференции по проблемам школ сельской местности проходят регулярно и по всей стране. "Это возможность познакомиться с теми материалами, с теми исследованиями, которые проводят различные регионы. Участие в таких обсуждениях как раз и обогащает нашу работу ценным опытом других территорий. Знакомишься с выводами, результатами и уже в связи с этим планируешь свою работу, не спотыкаясь о те же камни", - пояснил он.

По словам Петруленкова, опыт Кемеровской области "довольно хороший". Он отметил, что кузбасские учителя находятся в лучшем положении, чем во многих регионах центра России - "это заключается в проведении всевозможных смотров, конкурсов, в которых победители получают хорошие награды. Материальная сторона немаловажную роль играет, к тому же когда губернатор лично вручает премию и благодарит, для педагога это очень важно и показательно. Издаются сборники работ сельских педагогов. Чувствуется, что хорошее руководство в образовании и Кузбассе в целом. Это дает отдачу: образовательные учреждения развиваются, постоянно ищут новые разработки, пути решения проблем, аккумулируют все у себя и добиваются результатов. Действительно есть, что посмотреть".

Как отметила начальник областного департамента образования Татьяна Семенкова, Кузбасс, где 44,3% школ находятся в селах, не был включен в список экспериментальных регионов. "Мы посчитали необходимым провести свой собственный, региональный эксперимент, чтобы с учетом специфики области апробировать новые модели школ на селе. Наш эксперимент проводился с опорой на федеральный, учитывая его формат и основные положения", - сообщила Семенкова. В Кемеровской области 467 сельских школ - это 44,3% от общего количества. Это ниже, чем в других регионах России (например, в Пензенской области их доля - 84%, в Амурской - 87%). В сельских школах обучается 44 тысячи детей (14% школьников), трудится более 6 тысяч учителей - 24,7% от общего количества.

С 2001 по 2004 год работу по реструктуризации организовали в четырех сельских территориях Кузбасса: в Беловском, Гурьевском, Крапивинском и Мариинском районах. "Цель программы - с одной стороны - экономия бюджетных средств и укрупнение образовательных учреждений, с другой - повышение качества образования, большая доступность для сельских детей. Два этих аспекта необходимо было совместить", - подчеркнула Семенкова.

В 2002 году на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации был создан временный научно-исследовательский коллектив, который курировал внедрение инновационных моделей сельских образовательных учреждений на территории области. За экспериментальный период в четырех территориях Кузбасса отработали пять моделей сельских школ, рекомендованных министерством образования.

В Беловском и Крапивинском районах доказали, что вариант организации учебного процесса "Детский сад - начальная школа" повышает уровень дошкольного образования, подготовку первоклассников. Семенкова отметила, что не менее востребована модель "Школа - учительский дом" - альтернатива для малокомплектных школ, которые составляют 25% от общего числа. Опробовали ее в Гурьевском районе. "Главное затруднение - требуется специальная подготовка учителя, который сможет в одном большом доме и жить, и работать", - отметила начальник кузбасского департамента образования.

Модель "Сельский лицей" нужна для старшеклассников: обучение под патронажем вуза, преимущества лицеистов при поступлении. На сегодняшний день в области создан единственный сельский лицей в Крапивинском районе, в котором обучается 300 школьников 10-11 классов. "Он входит в центр непрерывного образования Кемеровского госуниверситета. Почти 30% педагогического состава - преподаватели КемГУ, которые приезжают несколько раз в неделю, - сообщила Семенкова. - 97% выпускников поступают в ведущие вузы страны. Ученики и преподаватели участвуют в российских научно-исследовательских проектах и международных конкурсах на получение грантов".

Еще один вариант модернизации - "Школа - крестьянско-фермерское хозяйство" - дает школьникам возможность приобрести рабочую специальность (и соответствующие свидетельства), ориентированную на местный рынок труда. Опробовали в Мариинском, Промышленновском и Гурьевском районах, где созданы агроклассы для подготовки специалистов сельского хозяйства. "В собственной теплице, на огороде, угодьях для картофеля и овощей ученические производственные бригады (всего их в области 200) на практике все усваивают", - заметила Семенкова.

Специалисты временного научно-исследовательского коллектива пришли к выводу, что наиболее оптимальной и востребованной является модель "Школа - комплекс". Она предполагает объединение деятельности образовательных учреждений с сельскими библиотеками, музыкальными школами, спортивными залами. В ряде сельских школ открыли кружки домов творчества. В Гурьевском районе создали межтерриториальный кадетский юридический класс, выпускники которого будут поступать в военные вузы.

По словам специалистов, сейчас необходимо создание профильных классов. В этом отношении сельская малокомплектная школа не в состоянии удовлетворить потребности всех детей. "Даже если в классе сидит 10 детей, что их в один-единственный профиль всех устроить? У кого-то сельскохозяйственные устремления в дальнейшем, другой хочет стать врачом, третий - педагогом. И что мы им дадим? Базовый уровень знаний? А с базовым уровнем сейчас в институт не поступишь. Тогда надо нанимать репетиторов. А в состоянии ли сельский житель оплатить его услуги? Опять же проблема нехватки кадров", - пояснил Петруленков.

За 2001-2004 годы 59 сельских школ Кузбасса стали филиалами более крупных образовательных учреждений. Но это только программы, в рамках которой еще ряд задач: проектирование образовательных округов в сельских территориях, которые включают учреждения различных типов и видов, создание на базе средних общеобразовательных школ ресурсных центров, присоединение всех малокомплектных школ к основным средним общеобразовательным в качестве филиалов, открытие дошкольных отделений в средних общеобразовательных учреждениях.

По мнению специалистов, можно назвать очень много проблем в сельских школах, конкретных случаев еще больше. И без единой программы, муниципальной или региональной, их не решить. "Основная задача сейчас заключается в том, чтобы создать структуры и систему, муниципальную или региональную, которая удовлетворила бы потребности всех детей, - отметил Петруленков. - Есть дети (что глаза закрывать) с недостатками умственного или физического развития. Сельская школа должного внимания им уделить не может. Есть дети одаренные, которых надо куда-то приглашать, где-то специально обучать, дать возможность получить элитное образование. Это может решить региональная власть: создавать элитные лицеи-интернаты, в которых давать возможность реализовать себя таким детям".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.