ИА REGNUM уже сообщало о состоявшейся на прошлой неделе массовой акции работников ФГУП "Пензенское производственное объединение электронно-вычислительной техники", вышедших двухтысячной колонной на улицы города Пензы и перегородивших движение транспорта для привлечения внимания властей к проблемам предприятия. Эта тема получила развитие в репортажах всех местных телевизионных компаний, а газетные публикации приоткрыли завесу таинственности и очень близко подводят к ответу на вопрос "Кому из столичных воротил приглянулось стабильно работающее пензенское предприятие?".

В репортаже "Коллектив встал на защиту родного завода" в номере от 25 марта "Пензенская правда" уже в первых анонсных строках, вынесенных на первую полосу, коротко обрисовала фабулу события: "Вчера в Пензе около двух тысяч работников завода вычислительной техники в течение часа перекрывали магистрали города в знак протеста против смены руководства предприятия, планируемой федеральным агентством по промышленности. Контракт действующего директора предприятия Владимира Ревунова закончился 19 марта. Агентство прислало уведомление о непродлении контракта. По мнению участников акции, замена генерального директора предприятия чревата развалом производства, поскольку нового руководителя со стороны продвигают на этот пост структуры, близкие к криминальным. Их цель, по предположению работников завода, заключается в возможном банкротстве предприятия".

Чтобы понять, почему рабочие завода дружно вступились за его директора, надо хотя бы немного узнать историю предприятия. Такую возможность своим читателям представила "Комсомольская правда" в своем региональном выпуске 25 марта в материале "Оборонка" вышла на большую дорогу". История ФГУП "ППО ЭВТ" абсолютно типична для большинства предприятий российского ВПК, пишет "Комсомолка". В эпоху социализма завод был гордостью области, одним из процветающих флагманов индустрии, работающим на обороноспособность государства. В начале девяностых, когда эту самую обороноспособность практически забыли, начались серьезные перебои с заказами, а уже в 1994 году завод оказался на грани кризиса. Не пропал завод "ВЭМ", как тогда называлось предприятие, благодаря тому, что по инициативе тогдашнего главного инженера Владимира Ревунова на заводе было организовано отверточное предприятие по производству газовых и электроплит. Вскоре Ревунов стал генеральным директором, на заводе начали открываться новые производственные линии, появились постоянные партнеры по всей стране. Со временем вернулись и оборонные заказы и сегодня ФГУП ЭВТ вновь работает на нужды практически всех силовых структур государства.

Характеристику предприятия можно дополнить выдержками из публикации в газете "Улица Московская" от 25 марта "Решили привлечь к себе внимание: коротко и конкретно". Как пишет "УМ", "Завод ВЭМ в Пензе знают все. Когда-то на нем работало 13 000 человек, сегодня работает 2500. Нынче объединение ЭВТ - крупнейший в России производитель газовых плит. Три последние года плиты, произведенные в Пензе, входят в список "100 лучших товаров России". Ежегодный рост объемов производства - от 16 до 40 процентов. Положение предприятия отличается стабильностью. Долгов в бюджеты нет. Задержек с выплатой зарплаты нет. Предприятие имеет хорошие отношения с зарубежными партнерами".

Как и многие предприятия ВПК пензенское ППО ЭВТ находится в подчинении федерального Агентства по промышленности (ФАП), руководит которым Борис Алешин. Именно это агентство в соответствии с действующим законодательством заключает и расторгает контракты с руководителями подведомственным предприятий. Как отмечает в своей публикации "Комсомольская правда", "в течение последних месяцев уже произошел целый ряд непонятных отставок руководителей оборонных предприятий страны. Причем за бортом оказались, как правило, профессиональные руководители, выводившие свои предприятия из кризиса, а на их место назначались люди, чья компетентность, скажем так, вызывает сомнения".

Стали сгущаться тучи и над пензенским предприятием. Как описывает эти события "Улица Московская", "год назад некие деловые люди, имеющие иногороднее происхождение, стали предлагать заводу партнерство. Они предлагали взять в свои руки полностью сбыт продукции предприятия. Получили отказ. Затем они стали вынашивать планы приватизации предприятия. Вновь получили отказ. Но эти люди имели покровителей среди государственных чиновников в Москве, и директору Ревунову определенно сказали "Тебя уберут". И в марте угрозы стали сбываться, директору Владимиру Ревунову не продляют контракт руководство ФАП, и одновременно его вывели из состава аппарата прикомандированных сотрудников Федеральной службы охраны.

Администрация и коллектив предприятия все эти месяцы, начиная с октября 2004 года, не бездействовали. Письма о критическом состоянии вокруг предприятия были направлены в правительство Пензенской области, депутатам Государственной Думы и представителям в Совете Федерации от Пензенской области, собственно в Государственную Думу и Совет Федерации, в правительство, генеральную прокуратуру, ФСБ, Совет безопасности, ФАП, ФНПР, а также президенту РФ. Но ни одного ответа из этих органов на свои обращения не получили. И заводчане решились на крайнюю меру, выйдя почти всем коллективом на транспортную развязку на пересечении трех основных городских автомагистралей. И устроили митинг. Как указали они в своем обращении к руководству области и страны, "Нас вывело на улицы бездействие и молчание тех органов, куда мы обращалась... Нам не безразлична судьба нашего предприятия, и мы намерены отстаивать наши интересы и впредь всеми доступными методами".

Что же конкретно волнует заводчан? Как пишет "Комсомольская правда", "руководство предприятия провело скрупулезный анализ возможных целей захвата завода. Выводы были сделаны неутешительные. Никакой производственно-экономической целесообразности в этом нет. Основной целью, вероятней всего, является банальное уничтожение производства изделий специальной техники". По мнению специалистов завода, не исключено также, что кто-то в столице лоббирует интересы иностранного капитала. В настоящее время в одной из западных стран, весьма активно действующей на российском рынке, ведется строительство крупнейшего в мире завода по производству газовых плит. Планируется, что функционировать он начнет с июня 2005 года. В качестве основного рынка сбыта рассматривается Россия и страны СНГ. Как раз те территории, отмечает "Комсомолка", где сегодня с успехом реализуется продукция пензенского ФГУП "ППО ЭВТ". 26 марта журналисты телерадиокомпании "Наш дом" попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию вернувшегося из отпуска генерального директора предприятия Владимира Ревунова. По его словам, вышедшие на улицу рабочие защищали в первую очередь будущее завода, а не кандидатуру руководителя. Предприятие, с точки зрения Владимира Ревунова, пытаются захватить криминальные структуры, имеющие очень влиятельных покровителей в столице. По словам генерального директора, попытки захватить завод продолжаются уже полтора года. Однако Владимир Ревунов не шел ни на какие уступки. Его просили и по-хорошему, и по-плохому. В адрес Ревунова неоднократно поступали серьезные угрозы и предложения добровольно покинуть пост руководителя. Почему такие страсти кипят именно вокруг "ВЭМа"? Какая выгода от завода, который на 80 процентов выпускает бытовую технику, а на 20 процентов загружен оборонным заказом? На эти вопросы Владимир Ревунов отвечает так: "Я не исключаю, что это заказная акция, направленная на уничтожение завода, целью которой является обеспечение проникновения на производство иностранных фирм". Как отмечает телекомпания, "без комплектующих, выпускаемых в секретных цехах "ВЭМа", не взлетит ни одна ракета, не поплывет ни одна подводная лодка. Пензенское предприятие в своей сфере - монополист. Именно для обеспечения нормальной работы оборонного производства и были в свое время созданы цеха по выпуску бытовой техники. Но в течение почти года руководство завода не смогло достучаться до руководящих инстанций. И только после массовой акции протеста рабочих к ситуации проявили интерес представители областной прокуратуры".

Резонно возникает вопрос, а что же областные власти? Сразу после окончания акции протеста, которая оказалась неожиданной для чиновников и милиции, на предприятие приехал первый заместитель губернатора области, курирующий промышленность, Александр Черницов. Как сообщает ТРК "Наш дом", "Черницов заявил, что правительство области не против старого директора. "ВЭМ" в его современном виде на хорошем счету в области. Он не имел долгов, всегда был прибыльным и успешно конкурировал на рынке бытовой техники. По словам Александра Черницова, попытка принятия решения о непродлении контракта с действующим генеральным директором ФГУП ЭВТ Владимиром Ревуновым у региональной исполнительной власти вызывает непонимание. Правительство области не видит причин для смены руководителя предприятия".

Того, кто инициирует смену руководства на ППО ЭВТ, работники завода уже называли на своем митинге. По их оценке, "сейчас идет попытка захвата предприятия одной из крупнейшей петербургской преступной группировкой Вагифа Мамишева, являющегося главой азербайджанской диаспоры на северо-западе страны", и имеющего серьезное влияние на руководство ФСО. Более подробные сведения об этом человеке приводит газета "Улица Московская": "По информации, которой располагает "УМ", завладеть предприятием ЭВТ хотел бы предприниматель из Санкт-Петербурга Вагиф Мамишев. Он родился в 1962 году, уроженец Азербайджана, вырос в Грузии. С высшим образованием. Бизнесом начал заниматься с конца 80-х годов. Был организатором кооперативов. Вложил деньги в механический завод и мебельную фабрику. Сейчас является председателем московской лизинговой компании "Ликострой", а также председателем совета Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга. По конфиденциальной информации "УМ", начинаниям Вагифа Мамишева в попытках завладеть пензенским предприятием ЭВТ поддувает ветер из Федеральной службы охраны. Которая, кстати, охраняет самого президента страны". Как пишет в завершении публикации "Улица Московская", "Каким образом Вагиф Мамишев может влиять на кадровые предложения Федеральной службы охраны, пока покрыто мраком неизвестности. То ли это какие-то личные связи. То ли те самые связи, которые так любит критиковать наш президент".