Игорь Комлев, главный специалист Комитета по антимонопольной политике Нижегородской области, дал комментарий для информационного агентства ВолгаИнформ по заказу "REGIONS.RU" относительно ситуации с обеспечением теплом в Нижегородском регионе.

- Возникают ли случаи в области, когда от тепла отключаются добросовестные плательщики?

- Да, как ни странно, такие ситуации возникают нередко. О частоте сложно говорить, потому как комитет работает по конкретным заявлениям. Например, за сентябрь-октябрь только в Нижнем Новгороде поступило 8 заявлений с жалобами на отключение. Как правило, это такие ситуации, когда к сетям основного абонента подключены субабоненты. Эти субабоненты добросовестно оплачивают все долги, чего нельзя сказать об основном абоненте. Когда же основного абонента отключают, к нам поступают жалобы от субабонентов.

- Какие меры предпринимаются комитетом по антимонопольной политике в этих случаях?

- В этом случае нами проводится проверка, как была проведена процедура отключения, в соответствии ли с законодательством. Есть ли задолженности? Ущемляются ли права субабонентов? И если имеют место быть серьезные нарушения, мы решаем этот вопрос в административном порядке в соответствии со статьей 5 "Запрет антимонопольной деятельности" Закона "О конкуренции".

- Существуют ли прецеденты использования комитетом своих полномочий в целях предотвращения незаконных действий энергетиков?

- К сожалению, наши процедуры не позволяют незамедлительно принимать конкретные меры. Пока идут запросы и ответы на них, проходит 7-12 дней, в то время как энергетики могут в любой момент подать или отключить энергию. Но, с другой стороны, у нас еще не было случаев серьезных конфликтов с энергетиками. После каждого нашего обращения к ним, они прислушиваются к нашим словам и возникшие подобные ситуации удается улаживать без конфликтов.

- Рассматривает ли комитет жалобы учреждений-неплательщиков социальной сферы на действия энергетиков?

- Мы рассматриваем подобные заявления, но на общей основе. Дело в том, что нынешним законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для социальных учреждений, исключением из общих правил они не являются. У энергетиков есть гражданское право - получать деньги за свои услуги. Есть перечень учреждений, для которых есть некоторые исключения из этих правил - это федеральные ведомства, тюрьмы, учреждения, отвечающие за безопасность государства и некоторые другие. Но социальные учреждения сюда не входят.

- Как по Вашему, угрожает ли Нижегородской области газовый кризис?

- Газовый кризис, на мой взгляд, начался уже давно и имеет ползучий характер. Это выражается в сокращении поставок газа на внутренний рынок. На 10-12 % в последнее время снизилась подача лимита газа, который выделяет "Газпром" Нижегородской области. И параллельно сокращению лимита поставки газа, увеличивается потребление оного промышленными предприятиями. Понятно, что любому предприятию выгоднее и привычнее потреблять именно газ, а не запасаться мазутом. Что касается кризиса, то он несколько снят тем, что политика "Газпрома" такова, что если предприятие зарекомендовала себя в качестве добросовестного плательщика, то ему выделяется необходимое количество газа. Если предприятие себя так не зарекомендовало, то ему выделяется лимит газа столько, сколько оно потребило за предыдущий год. Или, например, если предприятие в квартале оплатило только 50% поставок газа, то в следующем квартале ему выделяется только 50% товара. В этом несколько снижается напряженность на данном рынке. Единственное что стоит отметить - это ни в коем случае не урезаются лимиты на тепло и на отопление жилого фонда.

- Как происходит взаимодействие комитета по антимонопольной политике и представительством полпреда Президента в Приволжском округе?

- Сейчас идет активное налаживание наших контактов. Например, на данном этапе идет взаимодействие с данной структурой на уровне их поручений. Мы предоставляем им все имеющиеся у нас информационные ресурсы, проводим с ними консультации и т.д. Недавно вышли приказы, предписывающие налаживать сотрудничество с представительством полпреда.