"Красноярские власти объединились".

(Коммерсантъ, 31.05.02. Б.Ельшин)

Но как преодолеть бюджетный кризис, так и не решили.

Вчера в Красноярске прошло расширенное заседание совета администрации края. Впервые за последние четыре года исполнительная и законодательная власть края, а также представители региона в Государственной думе объединились. Причиной союза стал бюджетный кризис региона. В работе совещания приняли участие исполняющий обязанности главы краевой администрации Николай Ашлапов, его заместители, губернатор Таймырского автономного округа Александр Хлопонин, депутаты Госдумы, члены Совета федерации и местные парламентарии. Повестка дня была сформулирована достаточно туманно: "Социально-экономическое развитие края и формирование бюджета на 2003 год". По сути же исполнительная и законодательная ветви краевой власти, признавая, что не могут справиться с финансовым кризисом самостоятельно, решили обратиться за помощью к федеральному правительству. Первым выступлением стал сухой доклад и. о. начальника краевого финансового управления Андрея Аралова. По его словам, за первые пять месяцев текущего года в консолидированный бюджет края должно поступить 12,134 млрд руб., что составит только 31% от ранее запланированной суммы. Фактически дефицит составил более 2 млрд руб. При этом дефицит собственно краевого бюджета несоизмеримо больше - 9,1 млрд руб. Основными причинами кризиса господин Аралов назвал перераспределение межбюджетных потоков в пользу федерации и падение мировых цен на цветные металлы. При этом специалисты финуправления не прогнозируют никакого улучшения ситуации. Скажем, если в 2001 году платежи ГМК "Норильский никель" по добыче полезных ископаемых составляли $4 млрд, то в текущем году их размер не превысит 1,23 млрд руб. Ни одна из четырех действующих на территории края финансово-промышленных групп, по словам господина Аралова, не показала увеличения налогооблагаемой прибыли за первые месяцы этого года и вряд ли покажет в дальнейшем. Реальной же помощи от федеральных структур на покрытие дефицита краевого бюджета, образовавшегося из-за увеличения уровня зарплат в декабре 2001 года в 1,89 раза, пока не поступало, если не считать перечисленных в марте 345 млн руб. В свою очередь, это приводит к увеличению кредиторской задолженности края, составившей на 1 апреля уже 5 млрд руб.

И. о. губернатора Николай Ашлапов попытался успокоить присутствовавших. Действительно, в сложившейся ситуации край могут спасти лишь трансферты федерального бюджета. Но при этом и президент, и премьер-министр, по словам Ашлапова, уже подписали все необходимые документы для выделения региону ссуды в размере 3,5 млрд руб.

Однако депутат Госдумы Петр Романов тут же заметил: "Не тешьте себя надеждами, что документы, подписанные Касьяновым, пройдут в Минфин и вам сразу дадут эти 3,5 млрд. Не привезете взятку в правительство, ничего не будет". О том, что край не получит федеральных денег, заявил и представитель региона в Совете федерации Вячеслав Новиков: "Никаких трансфертов мы не получим. Мы до сих пор являемся территорией-донором и еще долгое время будем им оставаться. Для примера: Воронежская область, по численности населения сопоставимая с Красноярским краем, имеет бюджет 6 млрд руб., мы же - 22 млрд. Готов ли край уменьшить свою расходную базу до этого уровня, чтобы стать донором и получать трансферты из федерации? Конечно, нет".

Особую активность в работе заседания проявил губернатор Таймырского автономного округа Александр Хлопонин, который считается одним из главных потенциальных кандидатов на пост губернатора края (досрочные выборы назначены на 8 сентября). Глава автономии не стал винить в проблемах предыдущую администрацию и предложил не заниматься поиском "крайних". Александр Хлопонин выступил с инициативой сформировать совместное антикризисное правительство и создать штаб оперативного управления края. "Обе эти структуры - и правительство доверия, и штаб - должен возглавить исполняющий обязанности губернатора края Николай Ашлапов. Иначе мы будем продолжать делить оставшиеся бюджетные крохи. Это не критика, это добрый совет, и я готов во всем этом активно участвовать", - заявил глава Таймыра. При этом он считает, что, кроме бюджетных проблем, штаб должен решать вопросы, связанные с предстоящими выборами губернатора.

Таким образом, господин Хлопонин впервые официально озвучил идею создания краевого правительства, а это является частью предвыборного плана его команды. Как уже сообщал "Ъ", хлопонинцы с помощью Кремля рассчитывают достичь договоренности с основными претендентами на пост губернатора. План предусматривает, что пост главы края достанется Александру Хлопонину, место спикера законодательного собрания края сохранит Александр Усс, а пост премьера будет предложен мэру Красноярска Петру Пимашкову.

В конце выступления на вчерашнем заседании Александр Хлопонин предложил пересмотреть условия межбюджетного соглашения между Красноярским краем и Таймырским автономным округом, чтобы оказать краю финансовую помощь. После этого широкого жеста все выступление господина Хлопонина окончательно приобрело предвыборную окраску: ведь до гибели Александра Лебедя как раз Таймыр выступал против пересмотра межбюджетного соглашения.

Итогом совещания стали взаимные заверения собравшихся в необходимости выработать какие-нибудь меры для улучшения ситуации. Вот только кто и когда этим займется, осталось невыясненным. Александр Усс, комментируя итоги заседания, лишь заверил: "Независимо от результатов осенних выборов я буду всячески содействовать проведению подобных встреч не реже одного раза в квартал". Фото: - Губернатор Таймырского округа Александр Хлопонин воспользовался совещанием в администрации Красноярского края, чтобы сделать своим соперникам предвыборное предложение.

"Досрочные выборы с неопределенным сценарием".

(Независимая 31.05.02. С.Колмаков)

В Красноярском крае разворачивается борьба претендентов на губернаторский пост

Выборы в Красноярском крае в последние годы вызывают повышенный интерес. Результаты этих выборов являются показательными с точки зрения измерения электоральной температуры в России. В ходе последних парламентско-президентских избирательных циклов край давал типичную картинку голосований в целом по стране. Выборы здесь не бывают скучными, и, судя по всему, они и сейчас таковыми не будут. Тем более что из-за трагической гибели Александра Лебедя губернаторские выборы стали досрочными и, естественно, застали врасплох как всех потенциальных кандидатов, так и федеральный Центр.

Красноярский край и Россия

Пристальное внимание к региону вполне объяснимо: второй по территории субъект Российской Федерации, протянувшийся от Ледовитого океана до Саянских гор, является географическим центром страны. Красноярский край - уникальная кладовая природных богатств, не имеющая аналогов. Здесь сосредоточены основные российские запасы платины и платиноидов, медно-никелевых руд, огромные залежи нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов. В регионе располагается самый большой в мире массив хвойных лесов. Неудивительно, что наличие богатейших природных ресурсов делает край чрезвычайно привлекательным для потенциальных инвесторов, и не только российских.

Преимущества краевой экономики связаны с использованием дешевой местной электроэнергии и сырьевых ресурсов, достаточно современным технологическим уровнем горно-добывающих предприятий, мощным экспортным потенциалом. Львиную долю промышленной продукции производит горно-металлургическая компания "Норильский никель" - самое крупное предприятие России, обеспечивающее 1, 5% валового национального продукта страны. Лидерами в своих отраслях являются Красноярский алюминиевый завод и золотодобывающая компания "Полюс".

Тем удивительнее, что, несмотря на мощный экономический потенциал, социально-экономическая ситуация в крае в течение последних лет неуклонно ухудшалась. Если до 1998 г. регион был знаменит "алюминиевыми войнами", в результате которых фактическая власть сосредоточилась в руках тесно связанной с криминалом группировки Анатолия Быкова, то после победы Александра Лебедя "визитной карточкой" края стали бесконечные конфликты между различными финансово-промышленными и политическими группировками. Их итогом было не только отлучение от власти "некоронованного короля" Быкова, но и общее ослабление краевой элиты, массовые, часто искусственные банкротства предприятий и как следствие - общий упадок экономики. Даже после августа 1998 г., когда в подавляющем большинстве российских регионов, включая бедные и мало обеспеченные природными ресурсами, начался экономический рост, в Красноярском крае продолжалась стагнация. Ситуация обострилась, когда со второй половины 2000 г. значительно ухудшилась мировая конъюнктура цен на цветные металлы, сократившая возможности главного донора краевого бюджета - "Норникеля", а также "КРАЗа".

В 2001 г. в регионе разразился острый структурный кризис, охвативший социальную сферу и экономику, - падение производства составило около 9%. С прошлой осени начались задержки выплаты зарплат - сначала бюджетникам и работникам государственных и муниципальных предприятий, а затем и коммерческих структур. С сентября 2001 г. в администрации и Законодательном собрании пошли разговоры о возможности краевого дефолта, а накануне нового года Лебедь объявил, что край перестает быть донором федерального бюджета и переходит в разряд дотационных.

В том, что регион оказался на грани социального взрыва и экономической катастрофы, его жители винят прежде всего краевую администрацию. Особенно много претензий предъявлялось к кадровой политике бывшего губернатора: им был поставлен своего рода рекорд по смене своих заместителей и руководящих работников - за время его правления вице-губернаторами побывали 52 человека. Среди них были и скандально известные личности вроде одиозного Н.Вернера - человека с несколькими гражданствами и разными паспортами. Проявив себя в Красноярье разве что целой чередой безобразных выходок, этот авантюрист благополучно скрылся в Германии. Затем "серым кардиналом" при губернаторе краевые СМИ объявили Л.Селиванову - журналистку, ставшую первым заместителем Лебедя. Надо сказать, что ей удалось весьма грамотно выстроить отношения с ведущими в крае ФПГ, и во время ее вице-губернаторства на этом "фронте" обходилось без "выстрелов". Однако у антигубернаторской оппозиции фигура Селивановой вызывала сильнейшее неприятие. После провала сторонников Лебедя на выборах в ЗС губернатор решил избавиться от наиболее одиозных фигур в своей администрации, и первой жертвой стала, естественно, Селиванова. Этот шаг отвечает логике кадровой политики того периода: пытаясь угодить оппозиции, пожертвовать одним из очень немногих профессионалов ради сомнительных преимуществ "умиротворения" противников.

Впрочем, Н.Вернер и Л.Селиванова при всей их несхожести - самые яркие из работников прежней краевой администрации. Другие, давно забытые красноярцами, представляли собой череду серых личностей, появившихся в краевых коридорах власти неизвестно откуда, вылетевшие из своих кресел неизвестно за что, зачастую даже не успев вникнуть в суть своей работы.

С начала 2002 г. экономическая ситуация и обстановка в социальной сфере стала ухудшаться с угрожающей быстротой. Краевой бюджет был сверстан с огромным дефицитом только в апреле, а его крайне низкие параметры вызвали яростную реакцию значительной части населения и руководителей, а также обострили взаимоотношения края с Норильском, бюджет которого краевые власти попытались урезать втрое.

В результате социальное самочувствие жителей края резко ухудшилось. По данным ВЦИОМ, в апреле 2002 г. 69% опрошенных красноярцев оценили социально-экономическую обстановку в крае как "кризисную" и "катастрофическую", 23% - как "приемлемую" и только 2% - как "благополучную". Более 46% опрошенных заявили, что их материальное положение за прошедший год ухудшилось, улучшилось же оно только у 17%. (Сравнительно высокий уровень социального самочувствия сохранился только на севере края - в Норильске и Дудинке.) Это дало основание социологам оценить настроения красноярцев как близкие к катастрофическим. Нарастание пессимизма, отмеченное во всех социальных и возрастных группах населения, может быть объяснено только реальным падением уровня и качества жизни населения.

Естественно, что жители края ухудшение ситуации напрямую связывают с политикой властей. Основные претензии адресуются исполнительной власти, но и ее главный противник - Заксобрание - не пользуется авторитетом. Если на обывательском уровне имена сотрудников администрации связывали в первую очередь с коррупцией и стяжательством, то депутатов местного парламента считают просто "болтунами". Поэтому на выборах в ЗС протестное голосование приняло широкий размах. Блок Быкова, получивший 16% голосов, и Северная партия, набравшая 7%, Дали нам примеры типичного протестного голосования. В отличие от большинства регионов коммунисты не могли привлечь на свою сторону голоса протестующих, поскольку о негласном соглашении Лебедя и КПРФ было хорошо известно всем в крае. А "быковцы" воспринимались как настоящая внесистемная оппозиция, жесткая и непримиримая. "Северяне" же получили симпатии части избирателей потому, что не запятнали себя участием в грязных политических играх, беспринципном политиканстве и вообще в тех грехах, в которых красноярцы обвиняют свою элиту.

Весна 2002 г. была отмечена массовыми акциями протеста работников различных отраслей промышленности, особенно бюджетников, что неудивительно: проблемы с невыплатами и задержкой заработной платы и пенсий, практически во всех регионах потерявшие былую остроту, стали в Красноярском крае настоящим бичом.

В такой ситуации, осложнившейся в политическом плане после трагической гибели Лебедя 28 апреля, край готовится к досрочным губернаторским выборам.

Претенденты

Основным претендентом на губернаторский пост пока считается глава Законодательного собрания края Александр Усс. Не потому, что он самый популярный в крае политик или пользуется поддержкой Кремля, а из-за того, что он, во-первых, раньше всех заявил о выставлении своей кандидатуры, а во-вторых, потому, что представляет себя безальтернативной фигурой.

Нельзя сказать, что амбиции Усса ни на чем не основаны. Он один из политических старожилов края. В начале мая за него были готовы проголосовать 17, 5% опрошенных. Лидер непримиримой оппозиции Лебедю, на выборах в Законодательное собрание в декабре 2001 г. он добился успеха - возглавляемый им блок "Наши" занял первое место по количеству голосов, правда, отрыв от оппонентов оказался очень незначительным. Предвыборную кампанию "Наши" вели жестко и бескомпромиссно. Безусловно, на "Наших" А.Усс будет опираться и на выборах губернатора. Но в новых условиях можно предположить, что этот блок не будет столь же эффективен: кампания-2001 строилась на лобовом противостоянии губернатору Лебедю, что позволило объединить в его рядах самые разные силы - от социал-демократа нынешнего сенатора В.Новикова до редактора ультракоммунистической "Красноярской газеты" О.Пащенко. Теперь же, когда Лебедя нет, оказывается, что почва для объединения столь разнородных сил стала зыбкой. И есть серьезные сомнения, что Уссу удастся сохранить в своем фарватере всех активистов и сторонников блока "Наши".

Договорившись с и.о. губернатора Н.Ашлаповым, А.Усс пытается явочным порядком играть роль губернатора, оттесняя первого на задний план. Если ему это удастся, он сможет сосредоточить в своих руках административные ресурсы края - финансовые, организационные и медийные. Безусловно, это облегчит ему предвыборную борьбу, но переоценивать этот фактор не стоит: кризис опустошил краевой бюджет, и денег, распоряжаться которыми сможет связка Усс-Ашлапов, не так много. Чиновники администрации, руководство районного и городского уровней тоже далеко не так послушны главе ЗС, как законному губернатору. Кроме того, в Красноярском крае знают, что Усс - человек злопамятный, и начальники "лебедевского" призыва не без оснований боятся за свою карьеру в случае его победы. Также трудно представить, что выступавшие на стороне губернатора электронные и печатные СМИ поддержат его главного оппонента, скорее, они найдут себе спонсоров среди его противников.

Рассчитывает Усс и на поддержку структур, связанных с бывшим неофициальным "хозяином" Красноярска Быковым. Серьезно ослабленные усилиями администрации Лебедя и ударами правоохранительных органов эти структуры все же сохранились. На выборах в ЗС блок Быкова, возглавляемый популярной журналисткой М.Добровольской, занял второе место (16% голосов) и создал крупную фракцию. В настоящее время за Быкова готовы проголосовать 12% жителей края, но бывший алюминиевый магнат не собирается выдвигать свою кандидатуру. Сейчас он заявил, что поддержит Усса, но, учитывая отсутствие общего врага - Лебедя, можно предположить, что "быковские" структуры при определенных условиях могут переориентироваться и на другую фигуру.

Усс в борьбе с Лебедем опирался на мощь "Русского алюминия". Этот союз пока существует, но, по мнению некоторых аналитиков, их партнерские отношения в последнее время дали трещину. Глава Заксобрания, почувствовав вкус власти, проявляет все большую самостоятельность. Так, он заключил союз с и.о. губернатора Ашлаповым, уход которого в вице-губернаторы к Лебедю, по неподтвержденным данным, вызвал крайнее недовольство руководителя "Русала" Олега Дерипаски. В региоре распространяется информация, что "Русал" уже ищет подходы к мэру Красноярска Петру Пимашкову. Если эти намеки хоть отчасти обоснованны, то финансовые ресурсы Усса в ходе избирательной кампании могут оказаться совершенно недостаточными. Впрочем, есть и благоприятный для него слух: помощь ему якобы готов оказать известный банкир Сергей Пугачев, руководитель "Межпромбанка" и сенатор от Тувы. Сенатор имеет свой интерес: его компания "Русский уголь" оспаривает одну из последних сделок губернатора Лебедя, уступившего пакет угольных акций конкурентам - холдингу МДМ.

В качестве возможного кандидата все чаще называют губернатора Таймырского автономного округа Александра Хлопонина, пользующегося значительной поддержкой таймырцев и норильчан. В прошлом руководитель "Норильского никеля", он сумел вывести предприятие из тяжелого кризиса и добился резкого роста доходов его работников. Большое впечатление на северян произвели смелые и успешные эксперименты по социальной поддержке работников комбината, помощи пенсионерам, женщинам и детям заполярного города, которые ввел в практику Хлопонин. Избранный полтора года назад губернатором Таймыра, он сумел за столь короткий срок повысить реальные доходы населения полуострова на 39%, что является абсолютным рекордом в России. Все это выгодно контрастирует с социальным унынием, охватившим жителей юга края.

В пользу Хлопонина говорят его знания, успешный опыт кризисного управленца, способность к диалогу, хорошая репутация в федеральном Центре. Его резерв на юге - молодежь, студенты, малый и средний бизнес, интеллигенция. Пока Хлопонину мешает недостаточная "раскрученность" (на сегодняшний день за него готовы голосовать около 7% опрошенных), а также свойственная части красноярцев нелюбовь к Норильску и Таймыру. Процент малоимущих и бедствующих в крае довольно высок. Для этой группы избирателей Хлопонин - человек, открыто декларирующий высокие для России доходы, - неприемлем. Впрочем, на стороне Хлопонина могут выступить скрытые электоральные резервы, которые пока не задействованы, - это большое количество неопределившихся социальных групп, политических, предпринимательских и медийных структур. Опираясь на финансовую мощь "Норильского никеля" и холдинга "Интеррос" и доказав способность сосредоточить все необходимые для победы ресурсы в нужное время и нужном месте, он может перетянуть их на свою сторону.

Мэр Красноярска Пимашков, до недавнего времени категорически отвергавший возможность своего участия в губернаторских выборах, после гибели Лебедя начал туманно намекать, что это не исключено. Имея рейтинг в 9, 7%, он мало известен и совсем не популярен за пределами города. Пимашков никогда не был публичным политиком, он, скорее, старался выставить себя "крепким хозяйственником" типа Юрия Лужкова, только без яркости и, что особенно важно, без успехов последнего. В городе он пользуется симпатиями (близкие к мэрии социологи утверждают, что за него проголосуют 70-80% горожан), но провал на выборах в ЗС партии "Единство", в состав регионального руководства которой он входит, причем именно в Красноярске, говорит о том, что если его и поддерживают, то именно как мэра, а не как политика регионального масштаба. При этом острый системный кризис, охвативший край, подрывает позиции краевого центра и соответственно Пимашкова.

"Единая Россия" может поддержать Пимашкова, но маловероятно, что мэра поддержит ее электорат, который состоит из людей, привыкших голосовать за "начальство", а в краевом масштабе мэр Красноярска начальством не является. Лидеры партии непопулярны и постоянно враждуют между собой, поэтому поддержка ЕР может оказаться совершенно недостаточной для победы. Кроме того, в ЕР может восторжествовать точка зрения, согласно которой дальновиднее делать ставку на другого, более перспективного кандидата. Среди руководства региональной организации КПРФ также есть сторонники поддержки Пимашкова, но это вряд ли заставит рядовых коммунистов, особенно за пределами Красноярска, проголосовать за него: в глазах левого электората он олицетворяет "буржуазные" ценности и "капиталистический" образ жизни. Ресурсы Пимашкова, базирующиеся на возможностях красноярской мэрии, поддержке, иногда вынужденной, части городских предпринимателей, явно несопоставимы с возможностями таких потенциальных конкурентов, как Усс, Хлопонин или, например, Сергей Шойгу.

О главе МЧС в Красноярске упорно говорят как о еще одном претенденте на краевой "престол". Сам он неоднократно опровергал слухи о своих претензиях на губернаторский пост, но не убедил ни сторонников своего выдвижения, ни противников. В настоящее время Шойгу имеет достаточно высокий рейтинг среди потенциальных кандидатов - около 8%. Это свидетельствует как о популярности в Красноярье министра по чрезвычайным ситуациям, работавшего на предприятиях края, так и об усталости населения от политиков "старого" образца. Это также косвенно подтверждает настроения катастрофического толка, охватившие почти половину жителей региона: только глава МЧС в состоянии спасти край от разрухи, а его жителей - от бедствий. Безусловно, если Шойгу выдвинет свою кандидатуру, он станет сильным претендентом на губернаторский пост.

Выдвижение федеральным Центром какого-либо другого кандидата в губернаторы края (например, ходят слухи об участии в выборах замруководителя ФСБ Сафонова, долго проработавшего в крае) вряд ли возможно. Красноярский электорат достаточно специфичен, и из "варягов" он может поддержать только знаковую фигуру, а своих генералов типа Громова или Шаманова в Красноярском крае нет. В то же время испытать позор сокрушительного поражения, неизбежного в случае выдвижения кандидата типа Сафонова, Москва не может себе позволить. После гибели Лебедя "бесхозными" остались созданные им политические структуры "Честь и Родина", Народно-республиканская партия, блок "За Лебедя", молодежное движение "Лебедь", "дочерняя" структура - "Надежда и опора" (НиОп), возглавлявшаяся погибшей вместе с Лебедем Н.Кольбой. Сторонники Лебедя - в тяжелом положении: лидера у них нет, поскольку руководители пролебедевских организаций малоизвестны и непопулярны. Объединяться с Уссом нет ни возможностей, ни резонов. В такой ситуации их кандидатом, по слухам, может стать глава Хакасии, родной брат погибшего губернатора Алексей Лебедь. Как ни парадоксально, в подобном сценарии может быть заинтересован и "Русал": хакасский руководитель полностью зависит от алюминиевой компании, и она, объединив под его знаменем "лебединцев", получит сразу двух "своих" кандидатов. Лебедь-младший способен собрать до 10% голосов, которые в любом случае не достались бы Уссу, но вполне могли отойти кому-нибудь из его соперников. Если этот план будет осуществлен, шансы Усса на победу серьезно возрастут.

Однако не исключено, что "лебединцы" предпочтут альянс с Хлопониным, отношения с которым на настоящий момент вполне корректны. Нельзя не учитывать, что в случае поддержки Лебедя-младшего "Честь и Родина" в любом случае не будет интегрирована в краевую власть, а победа Хлопонина такую возможность им предоставит.

Неопределившиеся

Особенность губернаторских выборов в Красноярском крае заключается в том, что в настоящий момент многочисленные социальные группы, политические силы и медиаресурсы занимают выжидательную позицию, раздумывая, кого им поддержать.

К неопределившимся относятся ориентировавшиеся на покойного губернатора предприниматели, которые объединены в Союз промышленников. Они вряд ли примкнут к Уссу, это возможно только в том случае, если его кандидатура покажется им безальтернативной. В тревожном ожидании находятся местные чиновники, справедливо опасающиеся, что Усс заменит их своими ставленниками. И каждый такой чиновник имеет в своем распоряжении хоть маленький, пусть в пределах села, но административный ресурс. В принципе этот резерв объективно может быть использован при энергичной работе с ним - в первую очередь Хлопониным, и с гораздо меньшей вероятностью - Пимашковым (в случае поддержки его кандидатуры федеральными структурами "Единой России", поскольку региональное отделение ЕР весьма слабо). Вполне вероятно, что в случае выдвижения кандидатуры Шойгу как ставленника федерального Центра административный ресурс на местах отойдет прежде всего ему.

Не определились и коммунисты, не имеющие в своих рядах яркой личности, которую можно было бы выдвинуть в губернаторы. За ними значительная часть избирателей - как левых, привычно голосующих по инструкции руководства парторганизации, так и тех, преимущественно в депрессивных сельских районах, которые, как правило, поддерживают действующую власть. До сих пор портреты Александра Лебедя украшают красные углы в крестьянских домах. За этих избирателей и развернется самая упорная борьба.

В последнее время активно обсуждается возможность выдвижения известного экономиста левого толка Сергея Глазьева в качестве кандидата от Компартии. Это был бы довольно сильный ход со стороны КПРФ, так как молодой, грамотный и имеющий опыт работы в правительстве (правда, гайдаровском образца 1992-1993 гг.) Глазьев способен получить поддержку дисциплинированного левого электората. На победу или выход во второй тур он вряд ли может рассчитывать, поскольку на выборах в ЗС коммунисты получили лишь 8% голосов. Но самостоятельный выход коммунистов на выборы ослабит в первую очередь шансы Усса.

Еще осенью 2001 г. одним из наиболее вероятных участников следующих губернаторских выборов считался экс-губернатор Валерий Зубов. Перед выборами в Заксобрание он создал избирательный блок своего имени, который шел под лозунгом: "Зубов возвращается!" Однако этот блок выступил крайне неудачно, продемонстрировав, что предшественника Лебедя в крае успели подзабыть. С другой стороны, совсем недавно сам Зубов сделал резкий рывок вверх в своей парламентской карьере: проявив после избрания в Госдуму солидную профессиональную компетентность экономиста, он при переделе думских портфелей получил пост председателя влиятельного комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. В случае участия Зубова в предстоящих губернаторских выборах прогнозируемое поражение на них неизбежно нанесло бы урон его парламентскому реноме. Так что сейчас выдвижение Зубовым своей кандидатуры представляется маловероятным.

Не прояснена пока позиция красноярских правых - СПС и "ЯБЛОКА". За последние годы их влияние в крае ослабло, и самостоятельного кандидата на губернаторский пост они предложить сейчас просто не в состоянии. Вместе с тем в силу присущей правым высокой политической вовлеченности проигнорировать губернаторские выборы они тоже не могут. Скорее всего правые поддержат одного из основных кандидатов. Объективно, наиболее естественным выбором для правых представляется Хлопонин. Но в дело, конечно, могут вмешаться и субъективно-конъюнктурные факторы.

Главные игроки

Какими бы ни были способности и возможности претендентов-кандидатов в губернаторы края, главными игроками в борьбе за завоевание предпочтений электората являются в первую очередь федеральный Центр и имеющие интересы в Красноярье финансово-промышленные группы. Кремль не может позволить себе проиграть в Красноярском крае. Поэтому при появлении весомых шансов на победу у неугодного кандидата можно ожидать самых резких шагов со стороны президентской администрации - еще свеж в памяти пример Якутии, где жесткое вмешательство Москвы не позволило экс-президенту Михаилу Николаеву вновь занять пост главы автономии.

Впрочем, между якутской и красноярской ситуациями есть большая разница. Если в первом случае у Кремля была четкая цель - ни в коем случае не допустить к власти Николаева, то в Красноярском крае такой мишени у Центра нет. Усс, Хлопонин и Пимашков не являются ни оппозиционерами, ни коммунистами. Любой из них политически приемлем для федерального Центра. Другое дело, что за первыми двумя потенциальными кандидатами Москва видит конкретные финансово-экономические группы, и, по мнению части кремлевских обитателей, указать пальцем на любого из них в качестве "своего человека" означало бы отдать край либо "Русалу", либо "Интерросу". Причем тут шансы Усса представляются все же более предпочтительными: он напрямую с "Русалом" не связан (хотя в крае преобладает мнение, что Усс - человек "Русала" и Быкова), а Хлопонин все же был генеральным директором "Норникеля", входящего в состав "Интерроса". Таким образом, у Пимашкова теоретически больше шансов получить поддержку Центра, чем у основных конкурентов. Против него - тот факт, что он, как уже говорилось выше, не является публичным политиком и непопулярен за пределами краевого центра. Москву также не может не настораживать тот факт, что Усс и Хлопонин уже сейчас демонстрируют весьма высокую политическую активность, а Пимашков пока предпочитает молчать. Если такая ситуация продлится еще какое-то время, красноярского мэра могут списать со счетов как человека, неспособного ввязаться в серьезную политическую ИГРУ.

Хлопонин все же может привлечь симпатии у части кремлевских политиков. Он в отличие от Усса имеет положительный опыт руководства экономикой, что для Красноярского края критически важно. Ведь Центру в первую очередь нужен выход края из кризиса, предотвращение вполне возможного социального взрыва и экономического коллапса. Следует учесть, что президент ждет от исполнительной власти конкретных действий по ускорению экономического роста, отсюда и всем памятная критика главы государства в адрес правительства. Экономика сегодня - главный приоритет федерального Центра. Поэтому было бы логично на последнем этапе предвыборной гонки поддержать не юриста Усса, а кого-то из двух "крепких хозяйственников" - Пимашкова или Хлопонина, причем экономические достижения мэра весьма сомнительны, в то время как успехи таймырского губернатора бесспорны.

Можно предположить, что в этой ситуации администрация президента проявит осторожность в выражении своих симпатий к кандидатам в губернаторы края. Трудно предположить, что и президент однозначно выскажется со словами поддержки в адрес кого-либо из претендентов. Скорее всего только после первого тура Кремль выразит благосклонность тому, чьи шансы будут выше. Федеральный Центр может вообще ясно не обозначить свои приоритеты, чтобы потом иметь возможность интерпретировать в свою пользу любой итог выборов.

Позиции федеральных ФПГ, к которым не без ревности присматривается Москва, в Красноярском крае весьма сильны. И это, как говорится, объективная реальность. Там присутствуют крупные игроки в лице "Интерроса" (и "Норникеля"), "Русала", ЮКОСа, МДМ, "Альфы" и государственных корпораций - РАО "ЕЭС России", Минатома и МПС. Ни одна из этих структур не заинтересована в доминировании своего оппонента и даже союзника. Политические интересы ЮКОСа, осваивающего Эвенкию, МДМ, прибравшего к рукам уголь, и "Альфы", сохраняющей пакет акций Ачинского глиноземного комбината, в целом в крае невелики. Самостоятельно участвовать в предвыборной гонке и расходовать большие средства ни одна из этих трех компаний не будет. Вряд ли они встанут на чью-либо сторону в споре "Русала" и "Интерроса", поскольку исход борьбы неясен, а в случае проигрыша союзник проигравшего вряд ли может рассчитывать на помощь победителя.

Другое дело - МПС, РАО "ЕЭС" и Минатом. Вытеснять государственные концерны из края никто не собирается, поэтому они более свободны в выборе. Известно, что из-за конфликта между Чубайсом и Дерипаской энергохолдинг враждует с "Русалом", что осложняется и спором алюминщиков и энергетиков из-за тарифов на электроэнергию. Вполне логично предположить, что РАО "ЕЭС" может оказать определенную помощь Хлопонину, чтобы не допустить превращения края в вотчину "Русала". У МПС конфликтов с "Русалом" вроде бы не было, но тарифы на железнодорожные перевозки вызывают противодействие алюминщиков, и нельзя исключать, что железнодорожники также окажут какую-то помощь сопернику "Русала". Что касается Минатома, то он станет на сторону того кандидата, который поддержит проект переработки в крае ядерных отходов из-за рубежа. Правда, такой выбор будет политически трудным для любого кандидата, поскольку население к ввозу радиоактивных отходов относится негативно.

Тем временем основные конкуренты - "Русал" и "Интеррос" - похоже, готовятся к нешуточной борьбе. По данным некоторых экспертов и аналитиков, какое-либо соглашение между ними о разделе "сфер влияния" или о взаимных уступках сегодня вряд ли возможно. Хорошо, если им удастся хотя бы договориться о корректных методах борьбы, например, о неприменении так называемых грязных политтехнологий.

Предсказать сценарий выборов сейчас невозможно. Пока неизвестна позиция главного игрока - федерального Центра. Молчат и потенциальные кандидаты. Ведущие центральные и краевые СМИ ждут, кто из кандидатов получит поддержку Кремля и первым "наберет вес". Главное на нынешнем этапе предвыборной борьбы - это ее неопределенность, которая видится со стороны просто отсутствием кампании как таковой. Пока три основных потенциальных кандидата имеют приблизительно равную поддержку избирателей, то основная часть красноярцев еще не определилась в своих симпатиях. Очень многое будет зависеть от того, насколько уверенно и наступательно будут работать предвыборные штабы кандидатов, насколько профессиональные команды политтехнологов будут ими привлечены. Еще неизвестно, кто из кандидатов сможет заручиться поддержкой краевой политической, интеллектуальной и хозяйственной элиты. Возможны и неожиданности: например, если выдвинется большое число "маломощных" кандидатов и они отнимут голоса у "тяжеловесов", во второй тур наряду с одной из основных фигур может выйти кто-то из маргиналов, что сломает всю выборную конфигурацию.

Пока можно твердо сказать, что красноярцам предстоит нелегкий выбор - между известными и уважаемыми политиками. И второе: Кремль все-таки, скорее всего из-за кулис, примет участие в выборах. Логично предположить, что, во всяком случае во втором туре, поддержку получит тот кандидат, который может вывести край из кризиса. В критический момент борьба кремлевских кланов, среди которых есть сторонники всех трех главных кандидатов, и свойственная администрации президента осторожность, видимо, отступят на второй план перед основной задачей - не допустить превращения Красноярского края в зону экономической депрессии и социальной напряженности.

Сергей Александрович Колмаков - вице-президент "Фонда развития парламентаризма в России".