В России рынок столовых приборов постепенно перераспределяется в сторону увеличения доли западных производителей. Как сообщают "Ведомости", в частности, из-за убытков крупнейшего в Нижегородской области производителя столовых приборов завода "Труд" к управлению предприятием вынужден был вернуться собственник - Борис Есин.

Акции завода "Труд" (поселок Вача) принадлежат частным лицам. Контрольным пакетом владеет председатель совета директоров Борис Есин. Выручка завода в 2004 году - 10 млн. долларов. За год завод производит около 1,1 млн. топоров, 1,6 млн. кухонных ножей и 6 млн. столовых приборов. Доля "Труда" на российском рынке потребительских товаров - 10%. Крупнейшие игроки - Завод им. Кирова (Павлово, Нижегородская обл.), Ашинский металлургический завод и пермский завод "Нытва".

По мнению Б. Есина, он вынужден был вернуться к управлению предприятием, так как при его предшественнике "не совсем правильно были выстроены приоритеты в оперативной деятельности завода". Только с начала этого года убытки составили около 3 млн. рублей. Кроме того, ухудшилось положение российских производителей на рынке из-за роста импорта столовых приборов. Китай, Бразилия и Индия предлагают более низкие цены при неплохом качестве. По данным "Труда", ежегодный рост импорта столовых приборов составляет 50-70%, тогда как доля российских производителей на рынке в лучшем случае не уменьшается.

С этим согласен заместитель гендиректора по сбыту и маркетингу Завода им. Кирова Николай Долгов. Несмотря на постоянный рост цен на металл и энергоносители, отечественные производители вынуждены не поднимать цены, чтобы остаться конкурентоспособными, говорит он.

В петербургской группе компаний (ГК) "Северный торговый дом", реализующей продукцию "Труда", также отмечают снижение доли российских производителей на отечественном рынке и рост импортной продукции, в основном из Индии и Китая. В 2004 году продажи столовых приборов "Труда" через "Северный торговый дом" упали на 50% (в деньгах), а хозяйственных ножей - в десять раз. Например, китайская продукция дешевле российской в разы, говорят в компании.