"Красное знамя" за 23 марта пишет, что состоялось собрание руководителей бизнес-единиц и дочерних акционерных обществ РАО "ЕЭС России", входящих в зону ответственности бизнес-единицы N 2. Вел совещание член правления РАО "ЕЭС России" Владимир Аветисян. На совещании обсуждалось, насколько удовлетворительно был пройден осенне-зимний максимум, обсуждены итоги работы в 2004 году предприятий энергетики, находящихся под контролем и в ведении бизнес-единицы N 2. "РАО "ЕЭС России" разработало новую структуру территориальных и качественно иных генерирующих компаний, - приводит слова Владимира Аветисяна "Красное знамя", - например, генерация, выделенная из томской системы, должна вместе с частью предприятий Кузбасса и Омска образовать территориальную генерирующую компанию N 11. Правда, сегодня окончательное решение по ее созданию не принято. Думаю, что точка будет поставлена в конце апреля, когда на совете директоров РАО "ЕЭС России" примут соответствующее решение. Регистрацию ТГК-11 в Томске считаю очень вероятной. Думаю, что в мае вы получите окончательный ответ на вопрос. Не исчезает бренд "Томскэнерго" в связи с реформированием: он остается на генерации. То же самое будет происходить и с РАО "ЕЭС России". В виде сегодняшнего финансового холдинга РАО "ЕЭС России" просуществует, на мой взгляд, до середины 2007 года. У меня как у руководителя нет никаких содержательных и существенных претензий ни к руководству "Томскэнерго", ни к региону. Важно было выяснить, с какими трудностями приходится им сталкиваться при реформировании предприятий, и, соответственно, какие системные шаги предпринять на уровне РАО "ЕЭС России. С 1 апреля открывается возможность участия в секторе свободной торговли для потребителей генерирующих мощностей, расположенных в зоне Сибири. Летом 2005 года планируется открытие балансирующего рынка. С начала 2006 года заработает новая модель функционирования оптового рынка электроэнергии, основанная на заключении прямых договоров с крупными потребителями. Предстоит решать задачи, связанные с началом функционирования новых субъектов рынка. Они будут базироваться на генерации ОАО "Томскэнерго", территориальной и оптовых генерирующих компаний. По итогам 2004 года предприятия ОАО "Томскэнерго", входящие в зону ответственности бизнес-единицы N 2, достигли достаточно высоких показателей по прибыли. Еще один важный момент - работа с региональными энергетическими комиссиями по образованию тарифов. На все эти преобразования отводится 2-2,5 года до момента полного разделения РАО "ЕЭС России".

"Вечерний Томск" за 17 марта пишет, что томская городская Дума направила в Кировский районный суд исковое заявление о защите чести и достоинства на депутата гордумы Евгения Кротова. Причиной обращения в суд послужили оскорбительные высказывания Евгения Кротова в адрес депутатов, прозвучавшие 28 февраля в программе томской телестудии "Антенн". Депутаты томской городской Думы, в лице постоянно действующей комиссии по этике, выступили с обращением к председателю Думы Николаю Николайчуку "защитить честь и достоинство каждого из депутатов и деловой репутации Томской городской Думы в целом". Требования депутатов - "признать сведения, сообщенные Евгения Кротовым не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию Томской городской Думы. Обязать Евгения Кротова опровергнуть сведения, сообщенные им в выступлении, не соответствующие действительности в том же средстве массовой информации". "Я критиковал работу томской городской думы, - говорит "Вечернему Томску" Евгений Кротов, - я сказал, что депутат городской думы Николай Шульга наверняка нес деньги другим депутатам. Что он в тюрьме, но по-прежнему продолжает возглавлять комитет недвижимости при городской думе, а дума отказывается его снимать. Хотя он даже технически не может выполнять свои обязанности руководителя. Не знаю, чем я мог оскорбить Думу". Всем, не согласным с его высказываниями депутатам, Евгений Кротов предлагает обращаться в суд лично, пишут журналисты, а "не прятаться за Думу".

"Томская неделя" за 17 марта пишет, что новое местное самоуправление приближает к народу власть, но не деньги. Закон об общих принципах местного самоуправления только по форме выглядит как глобальная реформа "вертикали власти", по сути же, новая схема распределения властных полномочий действительно может больно ударить по населению. И самортизировать этот удар будет сложнее, чем "откупиться" от льготников, неудовлетворенных итогами монетизации. Сегодня усилиями администрации Томской области и районов очерчены и утверждены границы новых административно-территориальных единиц. Теперь в Томской области будет образовано 117 поселений (сел и поселков по-старому), а подчиненность их останется все тем же районным центрам (муниципальным районам по-новому). Чиновники скрупулезно, без искорки и задора, воплощают в жизнь навязанный сверху закон. В этой скрупулезности теряется сама идея документа - о самоуправлении народа, а отнюдь не о самоуправлении власти. Газета приводит слова губернатора Томской области Виктора Кресса: "Часть полномочий поселения перейдут районам, районы неподъемные для них полномочия передадут области, но какие и в каком объеме - сегодня полного ответа нет!" Нет ответа и на вопрос о том, за чей счет - в прямом смысле слова - будет жить "глубинка", пишет "Томская неделя". Сегодня в Томской области можно по пальцам пересчитать не дотационные районы, поселений - нет вовсе. "На данный момент муниципальные образования Томской области в основном лишь на 10% живут за счет собственных доходов, - комментирует газете ситуацию заместитель начальника департамента финансов администрации Томской области Вера Плиева. - Нам нужно работать над налогооблагаемой базой сельских поселений и муниципальных образований. И здесь нас тормозит отсутствие какой бы то ни было статистической и налоговой отчетности". Как выяснилось, пишет автор, статистическая служба в принципе игнорирует муниципальный уровень в своей работе, но и по крупицам собирать эти данные в отчетах областных не представляется возможным. По словам Веры Плиевой, пишет автор, томской облстат отказал "белому дому" в предоставлении таких данных, сославшись на то, что требуется специальное разрешение федерального руководства. По мнению участников Совета территорий эту проблему все же можно решить, а вот получить данные о налогооблагаемой базе территорий от Федеральной налоговой службы - сложней задачи не придумаешь. А без денег, финансового прогноза, новые формы местного самоуправления обречены на гибель, справедливо заметил Виктор Кресс по итогам визита в Молчаново (Томская область), резюмирует автор. Областная администрация давно "имеет зуб на налоговые органы". Последней каплей стали поездки губернатора по районам, где ему продемонстрировали новую политику налоговиков. Сегодня идет санкционированное Федеральной службой по налогам и сборам сокращение инспекций в глубинке. Далеко не каждый район Томской области сейчас может похвастаться своим отделением: на два-три района одна служба. Торговцы убирают в чулан кассовые аппараты, предприятия переводят сотрудников на "черные зарплаты", бюджеты не досчитываются налогов. "Могу я к тебе в инспекцию посадить по одному человеку за счет областного бюджета", - обратился губернатор Томской области Виктор Кресс к руководителю управления Федеральной налоговой службы Томской области Владимиру Будареву, пишет газета. Как губернатору, знакомому с Бюджетным кодексом и другими инструкциями, запрещающими финансирование несвойственных определенному уровню бюджета полномочий, такая идея могла прийти в голову не понятно, делает вывод автор. Владимир Бударев ответил, что за "такое сотрудничество ему достанется от начальства", но обещал поработать над тем, чтобы расширить сведения, которые инспекции могут предоставить местным властям.