Хакасский госуниверситет не сократят

Абакан, 22 марта 2005, 12:55 — REGNUM  21 марта 2005 года в актовом зале Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова состоялась встреча советника Президента Российской Федерации по проблемам высшего профессионального образования, ректора Санкт-Петербургского государственного университета Л.А.Вербицкой с научно-педагогической общественностью Республики Хакасия по теме "Модернизация российского образования и социальные последствия реформирования".

Л.Вербицкая выступила с докладом, в котором были затронуты многие важные аспекты реформы российских вузов. После перестройки количество высших учебных заведений в России увеличилось почти в три раза (при том, что территория страны фактически уменьшилась!). Сегодня их 3200, лишь 640 из них государственные, остальные - коммерческие. Качество услуг в негосударственных вузах часто вызывает сомнения. Достаточно сказать, что в некоторых из них практикуется такой подход к оплате образовательных услуг: посещаешь занятия 5 дней в неделю - 200 долларов, три дня - 400, пришел на одну лекцию - 600. "Остается только договориться, - сетует Л.Вербицкая, - сколько же нужно заплатить, чтобы получить диплом, и не ходить на лекции вовсе." В то же время коммерческую деятельность, чтобы выжить, вынуждены вести и государственные вузы.

Самая же большая проблема нашего высшего образования - в том, что хотя с 2003 года Россия и входит в члены 40 стран, подписавших Болонскую конвенцию, российский диплом не актуален ни в одной стране мира. "мы должны прийти к общим образовательным модулям, - считает ректор СПГУ, - чтобы студент, скажем, третьего курса Хакасского университета, смог провести семестр на третьем курсе любого другого университета России или Европы и вернувшись, продолжить учебу в ХГУ. Таким образом мы сможем принимать и обучать и иностранных студентов".

В грядущей реформе высшего образования остается много неясного: например, до сих пор непонятно, кто такой бакалавр - человек с незаконченным высшим образованием, или же все-таки получивший фундаментальное высшее образование? Что такое "магистратура" - должна ли она быть чем-то вроде написания "диплома" на пятом курсе - суперузкая специализация в одной теме или же получение специализации вообще (например - бакалавр в востоковеденье, магистр - африканист). Много споров по-прежнему вызывает Единый государственный экзамен. Прекрасная идея - дать равные возможности при поступлении всем абитуриентам, не зависимо от их местапроживания и способности родителей оплатить подготовительные курсы при университете, в России переросла в идею исключить взятки на вступительных экзаменах. Но практика показала, что взяточничество просто сместилось в другую сторону. Как рассказала Л.Вербицкая, лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в 2004 году среди абитуриентов оказались у жителей Дагестана. "Когда мы посмотрели анкеты и выяснили, кто родители - все сразу стало понятно."

Кроме того, как считает Л.Вербицкая, вступительные экзамены по результатам ЕГЭ не всегда себя оправдывают. Вузам нужно сохранить и право внеконкурсного приема победителей олимпиад, и, возможно, устные экзамены, во время которых преподаватель может оценить умение абитуриента грамотно формулировать свои мысли и думать, а не действовать согласно набору зазубренных правил.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, нногих собравшихся, конечно же, волновал вопрос переаттестации вузов, которая, скорее всего, повлечет за собой закрытие целого ряда их них. Закрыть Хакасский госуниверситет для республики означает оставить регион без высшего образования. Как заверила собравшихся Л.А. Вербицкая, Хакасскому госуниверситету бояться нечего. Во-первых, это ведущий и признанный вуз республики, во-вторых, в процессе "сокращения" вузов обязательно будет учитываться региональный фактор: какую роль играет вуз (не важно, государственный или коммерческий) в регионе и может ли регион без него обойтись.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.