Два комитета транспортников - ассоциации "Большая Волга" и ассоциации "Северный Кавказ" - провели в Волгограде совместное заседание по проблемам обустройства инфраструктуры в полосе международных транспортных коридоров (МТК) Приволжского и Южного федеральных округов. Основным вопросом обсуждения представителей 12 регионов стала модернизация транспортной сети "Север-Юг".

Как сообщает пресс-служба областной администрации, основную информацию предоставил Виктор Саболин, заместитель руководителя Научного центра по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта РФ. Объемы торговли между Европой и Азией достигают 600 миллиардов долларов, ежегодный объем перевозок грузов превышает 6 миллионов контейнеров. На российские транспортные коммуникации из этого объема приходится лишь 10 процентов. Путь (транзит грузов) через Россию в 3 раза короче, чем через Суэцкий канал, что может значительно укрепить положение России в мировой хозяйственной системе, привлечь дополнительные грузопотоки и увеличить доходы от транзитных операций.

Система МТК на территории страны состоит из двух евроазиатских коридоров ("Север-Юг" и "Транссиб"), Северного морского пути, панъевропейских транспортных коридоров и коридоров, связывающих северо-восточные провинции КНР через порты приморского края с азиатскими транспортными коридорами. Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям "Запад-Восток" и "Север-Юг" и совпадают с главными направлениями перевозок межрегионального сообщения, где сосредоточено более 80 процентов населения и промышленного потенциала РФ. В полосе МТК "Север-Юг" находится 14 субъектов РФ: Астраханская, Волгоградская, Смоленская, Самарская, Нижегородская, Саратовская, Тверская, Новгородская, Московская, Ленинградская области, республики Калмыкия и Дагестан, города Москва и Санкт-Петербург.

21 мая 2002 года в Санкт-Петербурге от имени правительства Индии, Ирана и России было объявлено об официальном вступлении в силу Соглашения о международном транспортном коридоре "Север-Юг". О намерении присоединиться к Соглашению заявили Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Болгария и Бахрейн. Среди возможных кандидатов на участие рассматриваются также Туркменистан, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка, Финляндия и Литва. МТК "Север-Юг" должен обеспечить доставку грузов из региона Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты на Каспии, затем паромами на железнодорожную сеть России либо судами "река-море" через внутренние водные пути России в страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии.

К 2010 году за счет развития системы МТК объем транзитных перевозок возрастет до 50-60 млн.тонн, предполагается привлечь из иностранных в российские порты грузопотоки в объеме 65-70 млн.тонн. В 2002-2010 годах для выполнение подпрограммы "Международные транспортные коридоры" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" предстоит реконструировать 21 тыс.км железнодорожных магистралей и 9 аэропортов. В морских портах будут реконструированы и созданы мощности по перевалке грузов объемом 220 млн.т, на внутреннем водном транспорте - более 6 млн.т. в год, предстоит реконструировать и построить около 3 тыс. км федеральных и региональных автодорог. Объем капитальных вложений на реализацию программы составит около 470 млрд.руб, в том числе 200 млрд руб. - на ТМК "Север-Юг", более 240 млрд.руб. - на Транссиб.

Величина капвложений на развитие транспортной инфраструктуры федеральных округов распределена следующим образом: Северо-Западный - 133 млрд.руб, Южный - 95, Центральный - 91, Приволжский - 45, Сибирский - 29, Дальневосточный - 25, Уральский - 12 млрд.руб. Приоритетными в ЮФО являются модернизация и реконструкция железнодорожных направлений Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск, Сызрань - Волгоград - Новороссийск, Волгоград - Астрахань - Самур, Кочетовка - Саратов - Урбах - Верхний Баскунчак, станции Новороссийск и В.Баскунчак; модернизация автомагистралей Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск, Астрахань - Махачкала; реконструкция портов Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Кавказ, Махачкала, Оля; создание регионального логистического центра в Ростове-на-Дону, зональных центров информационного и навигационного обеспечения транспортных средств в Астрахани и Волгограде.

Важной составной частью транспортной инфраструктуры являются автомобильные дороги. По автомагистрали Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала и далее с выходом на Азербайджан осуществляется более половины транзита всех грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом. По оценкам специалистов, объем перевозок грузов в полосе МТК "Север-Юг" может достигать 10 миллионов тонн в год без учета нефти и нефтепродуктов. Основными источниками финансирования инвестиционных проектов, направляемых на развитие МТК в 2002-2010 годах, будут собственные средства предприятий, операторов и крупных грузовладельцев, а также средства инвесторов, заинтересованных в реализации проектов.

Для реализации региональных программ развития транспорта и ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг)" исполнительные комитеты ассоциаций "Большая Волга" и "Северный Кавказ" решили разработать межрегиональный проект инфраструктурного обустройства МТК и стыковки региональных транспортных систем по основным видам транспорта