Председатель Комитета по налогам и сборам Южной Осетии Вадима Габараева прокомментировал в интервью ИА REGNUM уровень развития предпринимательства в республике в настоящее время. ИА REGNUM: Каково сейчас состояние торговли в Цхинвале и его окрестностях?

После ужесточения экономических санкций Грузии против Южной Осетии торговля сократилась, прежде всего был закрыт оптовый рынок на границе Южной Осетии и Грузии, где была задействована основная часть предпринимателей. Но, даже на месте рынка торговля и сегодня идет, правда не в тех масштабах, что раньше. На этом же месте работают и грузинские предприниматели, кстати, часть из них перешла работать на югоосетинскую территорию бывшего рынка. Торговлю не задушить никакой войной. Пока живы люди, они будут заниматься торговлей.

ИА REGNUM: Не так давно со своих должностей были сняты ряд сотрудников полиции Шида - Картли. Их обвиняли в провозе контрабанды со стороны Южной Осетии. Как Вы прокомментируете данное заявление?

Знаете, я не считаю, что наш товар контрабандный, и я объясню почему. Весь товар, который к нам поступает из России через Транскам, проходит таможенный контроль и на российской таможне, и на югоосетинской. И в Южную Осетию товар поступает самым что ни на есть законным образом. А вот чтобы это не являлось контрабандой в грузинском понимании, пусть установят у себя, на территории Грузии, таможню, и товар который вывозится из Южной Осетии в Грузию, пусть проходит таможенные процедуры. Кроме того, наши предприниматели торгуют не в Грузии, а в Южной Осетии, таким образом, это не может считаться незаконной деятельностью. Еще в то время, когда функционировал Эргнетский рынок, у него существовали миллиардные обороты. И упущение Грузии, что при ввозе в Грузию, весь этот товар не проходил регистрацию.

ИА REGNUM: А вывозится ли вообще сегодня товар из Южной Осетии грузинскими предпринимателями?

Грузины - предприимчивый народ. И могут найти выход вывозить товара и окольными путями. Потому что спрос и предложения - это такие понятия, которых не уничтожит ни одна война. Есть спрос на российские товары - они будут их закупать и провозить.

ИА REGNUM: Как обстоит сегодня дело с предпринимательством в Южной Осетии?

Работа с предпринимательством проводится, но, приходится констатировать, что торговля сама по себе не является предпринимательством. Полноценным функционирование общества можно считать тогда, когда работают заводы, идет строительство, но людям надо как-то жить. Недавно мы испытали длительный кризис с электричеством, и это тоже проблема, как для предприятий, так и для предпринимателей. Я знаю многих, которые хотят заняться предпринимательством, но не могут, потому что бояться нестабильности, возобновления боевых действий. Но сегодня есть желающие стать предпринимателями, и это радует. Только с декабря месяца к нам стали на учет и прошли перерегистрацию порядком 280 предпринимателей, а это хороший показатель. И существует тенденция к увеличению.

ИА REGNUM: Легко у вас зарегистрироваться?

Да, очень, наши процедуры гораздо проще тех, которые существуют в России. На второй день уже можно приступать к работе. И налоги у нас платят только подоходный и единый. Вообще же я полагаю, налогоплательщик должен прежде всего зарабатывать на хлеб с маслом, потом думать о расширении производства, а только потом о выплате налога.

ИА REGNUM: В настоящее время основной вид предпринимательства - это купля- продажа. Чем еще могут и хотят заниматься люди?

Частные предприниматели хотят работать в сельскохозяйственной сфере- производить мед, сыр, заниматься животноводством. Кстати, это является очень выгодной статьей доходов. Осетинский сыр, который производится у нас, нарасхват в Северной Осетии, порядком 150 рублей за килограмм, в то время как в Южной Осетии он почти в два раза дешевле. А так предпринимательство живет. Продукты поступают, магазины функционируют, и в нынешней программе социально - экономического развития Южной Осетии уделено большое внимание именно развитию мелкого и среднего предпринимательства. Но, как известно, для развития всего этого нужны инвесторы, и не только российские, но почему бы и не грузинские. Однако нестабильность обстановки, неурегулированность конфликта по- прежнему остается мощнейшим негативным фактором в развитии и предпринимательства, и экономики в целом.

ИА REGNUM: Насколько негативно сказалось закрытие Транкавказской автомагистрали?

На ценообразование это никак отразилось, т.к. даже если Транкам закрыт, запасов продуктов и продовольствия у нас хватит надолго. Таким образом, единственное, что может повлиять на цены - это процесс ценообразования в России, т.к цены у нас поднимаются адекватно российским. Сейчас мы должны всячески поддержать наших предпринимателей, т.к. летние события прошлого года (эскалация напряженности в зоне конфликта - ИА REGNUM) сказалось на процессе предпринимательства. На начало боевых действий у нас было зарегистрировано 1059 человек, а на первое января осталось около 600. Но очень отраден тот факт, что несмотря на такое значительное сокращение предпринимателей, поступления налогов сократились не значительно. Если в прошлом году, в феврале было собрано до 100 000 тысяч налоговых поступлений, в этом году в феврале эта цифра составила 87 000 руб. Люди относятся с пониманием к уплате налогов. К тому же, неплохо было бы в нашем законодательстве снизить ставки, у нас достаточно высокий процент ссуды в банке, это тоже мешает предпринимательству. Сегодня Правительство Южной Осетии ратует за снижение таможенных ставок на Транскаме, а ведь наши таможенные тарифы по сравнению с российскими гораздо меньше. Эта дорога создаст конкуренцию Военно-грузинской дороге, и по Транскаму пойдет больше грузов, тем более, что эта дорога по проходимости и протяженности выгоднее для транспортников. Вот тогда и увеличатся доходы в наш бюджет.

ИА REGNUM>: У Вас есть какие-либо свои предложения по усовершенствованию системы налогообложения в Южной Осетии? Да, я предлагаю сбавить налог по акцизам и открыть в Южной Осетии акцизный склад, который бы занимался специальными марками на виноводочные и табачные изделия. Если бы работал такой склад, за качество поступаемой в Южную Осетию водочной и винной продукции уже бы отвечали мы. Продукция завозимая из Северной Осетии распределялась бы через нас, и количество недоброкачественной продукции можно было значительно сократить. И цены были бы ниже, чем сейчас, когда товар, зачастую сомнительного качества, реализуют частники.