Социальная реформа всколыхнула всю страну. В числе регионов, ощутивших ее недоработки и просчеты с особой силой, оказалось и Ставрополье. О том, как справляются с возникшими трудностями в регионе, рассказал губернатор Ставропольского края Александр Черногоров корреспонденту ИА REGNUM.

Александр Леонидович, как готовился Ставропольский край к принятию федерального закона № 122? Какую позицию занимал регион в этом вопросе?

Здесь не может быть однозначной позиции, потому что при всей очевидности необходимости реформирования системы социальной поддержки населения, механизм его воплощения не был достаточно разработан с самого начала. Документ, вносящий кардинальные изменения в социальную политику целой страны, находился в работе Государственной Думы всего три месяца. Таким образом, основными чертами реформы, затрагивающей жизненные интересы миллионов людей, стали масштабность и стремительность воплощения. А спешка, как известно, хороша далеко не всегда.

Резкое сокращение комплекса льгот коснулось Ставрополья особенно болезненно, поскольку по ранее действующему законодательству свыше 1 миллиона 150 тысяч человек или 42,3% населения края относились к льготникам различных категорий. С запуском реформы их количество сократилось втрое, но прямо пропорционально возросла нагрузка на бюджет. Тем не менее, Правительство края приняло все необходимые меры по созданию эффективной законодательной и нормативно-правовой базы для социальной защиты людей. В декабре 2004 года были приняты 4 краевых закона: "О мерах социальной поддержки ветеранов", "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", "О ежемесячном пособии на ребенка", "Об оплате труда работников государственных учреждений Ставропольского края". Более двух десятков документов, принятых на уровне исполнительной власти, направлены на поддержку функционирования законодательства.

В их числе постановления Правительства Ставропольского края: "О Порядке финансирования мер социальной поддержки, установленных законами Ставропольского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и "О мерах социальной поддержки ветеранов"", "О ежемесячной денежной выплате, установленной законами Ставропольского края "О мерах социальной поддержки ветеранов и "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и ряд других.

Тогда же был подготовлен план организационных мероприятий по реализации законов о социальной поддержке отдельных категорий граждан. Особое внимание уделялось разъяснительной работе с населением.

Создана обширная сеть консультационных пунктов (около 360-ти), открыты "горячие линии" в органах соцзащиты и средствах массовой информации. Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю организовало единую диспетчерскую службу для работы с населением. Кроме того, разъяснению социальной реформы были посвящены традиционно проводимые в крае единые дни информирования населения с участием всех членов Правительства края. Специально обученные лекторы и ответственные работники органов государственной власти на встречах с гражданами и трудовыми коллективами доводят до населения информацию и отвечают на возникающие вопросы.

В Правительстве края регулярно проходят селекторные совещания с главами муниципальных районов и городов по реализации 122-го Федерального закона. В декабре 2004 года проведено расширенное совещание с главами городов и районов, начальниками управлений труда и социальной защиты населения, на котором была дана подробная информация об их полномочиях по предоставлению льгот.

Это уже отточенный механизм, и в декабре - январе он работал как раз на освещение социальной реформы.

Тем не менее, после спешного вступления закона № 122 в силу, уже с 16 января в крае прошло несколько десятков митингов протеста против монетизации льгот. В росте недовольства граждан многие политические партии и сами льготники винят Правительство и Государственную Думу России. Как краевое руководство собственными усилиями "выравнивает острые углы" федерального закона?

В первую очередь, - реальной поддержкой людей. Ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, сохранены все меры социальной поддержки в натуральном виде, за исключением права на бесплатный проезд. Компенсации на транспортные расходы с 1 марта повышены до 250 рублей вместо прежних 100. А до этого срока для льготников и вовсе был сохранен бесплатный проезд в городском транспорте.

Установленные краевым законодательством льготы предоставляются с 1 января в полном объеме, как в натуральном, так и в денежном выражении.

Делаем это с учетом мнения депутатов краевой Государственной Думы, с участием представителей политических партий и движений, активно работаем в Правительстве Российской Федерации, участвуем в митингах с целью разъяснения населению принимаемых нами мер по стабилизации острой ситуации.

Тридцать первого января я принимал участие в совещании, проводимом в Правительстве Российской Федерации, где передал все наши предложения по этим проблемам, а также по другим возникшим позднее, но не обозначенным в Федеральном Законе вопросам и путях их решения. Затем состоялась моя встреча с Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Ефимовичем Фрадковым, которому уже устно изложил все проблемы по данному вопросу и принимаемые нами меры по их решению.

Ситуацию и впредь мы будем держать под неослабным контролем, решать все возникающие проблемы совместно с руководителями территорий, будем держать совет с представителями общественности, ветеранских организаций и СМИ как лучше решить эти сложнейшие вопросы, не снижая жизненного уровня населения.

Что делается в крае для обеспечения своевременной выплаты компенсаций? Как ведется подготовка специалистов, задействованных в этом механизме?

Для этого у нас разработана специальная автоматизированная программа. Она направлена всем управлениям труда и социальной защиты населения на территории края. Результаты ее внедрения уже подтвердили высокую эффективность разработки. Информационные технологии сегодня совершенствуются, что называется, не по дням, а по часам. Специалисты, работающие над программой, регулярно направляют в адрес управлений методические рекомендации и при необходимости проводят обучение. Автоматизация позволила в оптимальные сроки произвести ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан за январь-февраль нынешнего года. На начало марта они были закрыты в полном объеме. Естественно, для этого каждый льготник должен был вовремя подать соответствующее заявление. Я уже сказал, что с этой целью мы мобилизовали все ресурсы информирования граждан об их правах и порядке оформления необходимых документов.

Денежные средства перечислялись на открытые счета в отделении сберегательного банка через отделения федеральной почтовой связи или другие кредитные организации.

В настоящее время в крае уже завершаются выплаты ЕДВ за март. Таким образом, график соблюдается на Ставрополье с максимальной точностью. Кроме того, подчеркну, что правильность нашего выбора в пользу замены льготного проезда на денежные выплаты подтверждается тем, что в других регионах, в том числе у наших соседей, все больше льготников (80 и более процентов) предпочитают этот путь.

Как с выплатой компенсаций справляется бюджет Ставропольского края? Сколько краевых средств затрачено, и какие изменения внесены в бюджет-2005?

Естественно, нагрузка на краевой бюджет выросла в разы, поскольку в рамках разграничения полномочий с 2005 года на уровень регионов передано финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки целого ряда категорий социально незащищенных граждан.

На реализацию законов "О мерах социальной поддержки ветеранов", "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", "О ежемесячном пособии на ребенка", в бюджете Ставропольского края на 2005 год предусмотрены ассигнования в сумме 1834,2 млн. рублей.

Прибавьте к этому финансирование из краевого бюджета социальных пособий в соответствии с федеральным законом "О погребении и похоронном деле" (8 млн. рублей), льготы многодетным семьям и педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, по оплате жилищно-коммунальных услуг - 40,2 млн. и 64,8 млн. рублей соответственно. Остальным категориям сельских бюджетников производятся соответствующие доплаты к заработной плате. В целях реализации концепции перехода на выплату единого социального пособия малоимущим гражданам на Ставрополье была произведена замена льгот на проезд в автобусах международного сообщения учащимся средних специальных и студентам высших учебных заведений дневной формы обучения на выплату социального пособия. В 2004 году на указанные цели были выделены средства в сумме 8,4 млн. рублей. В бюджете Ставропольского края на 2005 год на эти цели предусмотрены ассигнования в сумме 19,1 млн. рублей или в 2,3 раза выше уровня 2004 года.

Я уже сказал, что в настоящее время в крае проживает около полумиллиона граждан, которые пользуются льготами всех уровней. В их числе более 240 тыс. человек, социальная поддержка которых отнесена к федеральным полномочиям, и около 200 тыс. так называемых "региональных" льготников.

Расходы бюджета Ставропольского края на финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2004 году составили 694,9 млн. рублей. В 2005 году на эти цели предусмотрено 1966,3 млн. рублей, то есть в 2,8 раза больше. Это, наряду с другими вескими причинами, стало одним из факторов формирования дефицитного бюджета на 2005 год - впервые за последние несколько лет.

Почему руководство края приняло решение об уравнивании компенсаций на проезд для краевых и федеральных льготников в размере 250 рублей? И как изменилась после этого нагрузка на бюджет?

Уравнивание компенсаций, на мой взгляд, - мера, диктуемая и логически, и по велению нравственных устоев общества. Например, ветераны, прошедшие войну на передовой и труженики тыла сороковых годов сегодня оказались в одинаково непростых социальных условиях. Между тем, и те, и другие являются для нас честью и совестью нации. Делить их на краевых и федеральных льготников - значит способствовать расслоению общества, незаслуженно понизить заслуги старшего поколения и, что в конечном итоге, не способствует снижению социальной напряженности.

Когда размер некоторых ежемесячных денежных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, понизился из-за вычета стоимости набора социальных услуг, Правительством края было выпущено распоряжение "О некоторых мерах по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории Ставропольского края". В соответствии с ним с 1 марта 2005 года льготникам федерального уровня, получающим компенсации менее 250 рублей, будет осуществляться доплата за счет средств из краевого бюджета до указанной суммы.

В частности, к данной категориям льготников относятся участники Великой Отечественной войны, не принимавшие участия в боевых действиях ("последний военный призыв"), члены семей погибших (умерших) инвалидов (участников) Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лица, работавшие в прифронтовых зонах действующих фронтов и флотов, инвалиды без степени ограничения способности к трудовой деятельности. Всего, по данным Пенсионного фонда, в крае таких льготников 19 тысяч человек, а общий объем дополнительных средств из краевого бюджета на указанные цели составляет 395 млн. рублей.

Одна из наиболее острых проблем, которую Вы поднимали на встрече с министром здравоохранения Михаилом Зурабовым, это проблема лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Как эта проблема решается сейчас в Ставропольском крае?

Вопросы льготного лекарственного обеспечения, действительно, в сложившихся условиях оказались самыми проблемными. К моменту приезда министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Юрьевича Зурабова, на склад государственного унитарного предприятия "Ставропольфармация" от "СИА Интернейшнл" поступило лекарств на сумму 40,6 млн. рублей, что соответствовало двухнедельной потребности, а никак не двухмесячной, как было обещано. В наличии имелось 251 международное непатентованное наименование из 357. Наиболее востребованные лекарственные средства поставлялись в количестве одной-двух упаковок на точку отпуска. В результате недопоставки составляли 85%. И как результат - отоваривание не более половины вписанных льготных рецептов.

Сейчас в обеспечении льготных категорий граждан лекарствами наметился определенный прогресс. К настоящему моменту лекарственных препаратов получено более чем на 90 млн. рублей. То есть их сумма за месяц увеличилась, как видите, более чем в два раза. Это позволило выписать уже около 205 тыс. рецептов. Однако, данное положение все еще не может удовлетворять краевое Правительство, так как поступление лекарств, в том числе и по номенклатуре, по-прежнему отстает от требуемого уровня. Компьютеризация в ряде мест выписки рецептов позволила сократить этот процесс до 1,5 минут, но многие учреждения пока не имеют реализовать такую возможность, потому что на это требуются значительные средства. Поэтому, потребуются дополнительные усилия краевого Правительства для решения и этой проблемы в ближайшее время.

Вторая волна митингов на Ставрополье связана с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем, недовольство по этому поводу идет внахлест с недовольством в отношении монетизации льгот. В этой ситуации люди не замечают тех действий, которые предпринимаются властями, чтобы изменить жизнь к лучшему. Как-то решается эта проблема?

Стремительный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и энергоносители в течении января прошел по всей стране. На Ставрополье он не превышает среднероссийского уровня. Так, стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц по средневзвешенным нормативам потребления составляет теперь 636 рублей, что на 23,1% выше показателя 2004 года. Это при том, что в целом по Российской Федерации рост стоимости жилищно-коммунальных услуг на человека в 2005 году составил 23,5%. Если помимо населения учитывать в качестве потребителей жилищно-коммунальных услуг предприятия, организации и учреждения края, то по ним рост составил 27,8 %.

Предпринятые Правительством Ставропольского края меры позволили избежать резкого скачка тарифов и 2005 год в целом вписался в общую траекторию тарифных изменений последних нескольких лет: в 2003 году - рост 28,5% по отношению к 2002 году; в 2004 году - 26,9 % по отношению к 2003 г.

Статистика подтверждает, что в сравнении с другими регионами ЮФО Ставрополье все же отличается "щадящим" ростом цен на жизненно важные услуги ЖКХ.

Повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг сопровождается осуществлением мер социальной защиты населения, основной из которых является предоставление адресных жилищных субсидий населению. В каждом районе и городе края созданы отделы жилищных субсидий в структуре предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Ежегодно увеличиваются бюджетные ассигнования на эти цели: в 2003 году - 383 млн. рублей; в 2004 году - 645 млн. рублей; в 2005 году на выплату жилищных субсидий в бюджете Ставропольского края предусмотрено 704 млн. рублей.

Несмотря на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года №441 установлен федеральный стандарт оплаты населения за жилье и жилищно-коммунальные услуги в размере 100% от экономически обоснованного тарифа, Правительством Ставропольского края принято решение установить в 2005 году уровень платежей граждан - 90%, как это было в 2004 году. Остальные 10% будут оплачиваться предприятиям ЖКХ из бюджета края, то есть тем самым часть тарифной нагрузки будет перенесена с населения на краевой бюджет, а это не много - не мало - 628 млн. рублей. Переход же на федеральный стандарт оплаты населением за жилье и жилищно-коммунальные услуги в размере 100% от экономически обоснованного тарифа в крае планируется с 1 января 2006 года.

С первого января 2005 года одновременно с социальной реформой Ставропольский край пилотировал реформу местного самоуправления. Возникли ли в связи с этим какие-то проблемы?

Хотел бы подчеркнуть, что Ставрополье участвует в реализации целого ряда начинаний в масштабах страны. Это касается внедрения новых технологических решений в экономическую и социальную сферы, проектов реформирования системы образования и молодежной политики.

Однако апробация Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории края годом раньше других субъектов страны - самая масштабная и, пожалуй, самая значимая реформа, стартующая с территории края.

То, что ее реализация совпала для нас с перестройкой системы социальной поддержки, конечно, создает дополнительные трудности. Но край, в силу объективных причин, оказалось в наибольшей степени подготовлен к реализации нового закона. А потому он взял на себя смелость приступить к его реализации на год раньше других субъектов. Таким образом, появится возможность получить и систематизировать опыт по проведению данной реформы, учесть возможные трудности на ее пути для всей страны.

Ставропольский край, таким образом, еще раз заявляет о себе, как о регионе, имеющем особое значение в развитии российского государства.

За прошедший год мы выполнили практически все мероприятия, предусмотренные для исполнения в течение двух лет переходными положениями закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В результате проделанной работы территориальные основы местного самоуправления полностью приведены в соответствие с новыми требованиями. Теперь в крае 330 муниципальных образований, из них 26 муниципальных районов, 9 городских округов, 14 городских и 281 сельское поселение. Во всех вновь образованных муниципальных районах сформированы органы местного самоуправления, которые уже приступили к своей работе.

Трудности и, в то же время, успехи в проведении реформы связаны с выполнением огромной организационной работы, методической поддержки новых властных структур, созданием соответствующего правового поля. На краевом уровне приняты законы, которые наделяют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в области социальной защиты населения, образования, архивного дела, физической культуры и спорта, сельского хозяйства. Отдельным муниципальным образованиям переданы полномочия в сфере оказания специализированной медицинской помощи.

В Государственную Думу Ставропольского края внесен проект нового базового закона "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", а также проекты законов, регламентирующие муниципальную службу, определяющие схему должностных окладов муниципальных служащих применительно к новым условиям.

Свое дальнейшее развитие получили межбюджетные отношения в крае. Основные параметры местных бюджетов на 2005 год просчитаны с учетом перечня вопросов местного значения для соответствующего статуса муниципального образования - муниципального района, городского округа, поселения, а также объема расходных обязательств на осуществление отдельных государственных полномочий.

Вместе с тем, уже выявились и несовершенства федерального закона. Не все его нормы отвечают практике. Под угрозой оказалась отлаженная система управления отраслью культуры на уровне района в связи с передачей данной функции в поселения. В то же время, вопросы дошкольного образования, как показывает опыт, более эффективно могут решаться в поселении. Однако, в связи с тем, что теперь это функция муниципального района, расходы на ее реализацию мы вынуждены были просчитать в районных бюджетах.

Мы знаем, что в ходе отработки механизма реализации реформы, как и во всяком новом деле, еще будут возникать вопросы. К примеру, содержание и ремонт местных дорог и другие. Однако для того мы и работаем, чтобы находить на них верные практические решения, чтобы затем внести обоснованные предложения по изменению Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На какую помощь федеральной власти рассчитывает Ставропольский край?

В складывающихся условиях такая помощь просто необходима в проведении эффективной бюджетной и налоговой политики. Пока что "правила игры" в этой сфере меняются ежегодно и, к сожалению, не в пользу регионов. За последние 3 года растущая экономика края позволила увеличить поступление налогов с 9,3 млрд. рублей до 20 млрд. Однако постоянное перераспределение налоговых отчислений в пользу федерального центра сводит рост бюджетной обеспеченности на душу населения практически к нулю.

Уменьшается доля поступлений в консолидированный бюджет края за счет снижения доли налога на прибыль, добычу полезных ископаемых, полной передачи водного налога в федеральный бюджет и еще целого ряда подобных моментов. В распоряжении края остается все меньше средств для решения собственных задач.

Помимо этого, действующее федеральное законодательство позволяет предприятиям, расположенным на территории края, выводить налоги за его пределы через свои головные организации - юридические лица. Эта проблема не решается на протяжении уже многих лет, хотя неоднократно Правительством края она ставилась перед федеральным центром.

Еще один момент, который всех нас тревожит. Показатель валового регионального продукта, как один из важнейших макроэкономических показателей, отражающий совокупную добавленную стоимость всех отраслей экономики, созданную за год на территории региона, Министерство финансов Российской Федерации использует для оценки налогового потенциала региона при распределении дотаций из федерального фонда финансовой поддержки регионов. И здесь Ставропольский край оказывается в невыгодном положении. Ведь статистические органы учитывают все добавленные стоимости, созданные учреждениями и организациями на территории края, в составе ВРП Ставрополья. А, между тем, налоговой отдачи от созданных добавленных стоимостей рядом филиалов крупнейших предприятий, зарегистрированных за пределами края, бюджет края не получает. Дело в том, что расчеты платежей в бюджет ведутся централизованно по сводным балансам по месту регистрации головного предприятия, а распределяются в бюджеты регионов по месту нахождения филиалов пропорционально среднесписочной численности филиалов или остаточной стоимости основных фондов. Нужны методы, позволяющие более точно определять долю каждого филиала, и соответственно, вклад филиала в бюджет региона.

Все, что делается в крае - делается для людей. Это дает нам силы справляться со всеми трудностями. И выход даже из самых непростых ситуаций всегда находится, поскольку причины оправдания ищет только тот, кто не хочет добиваться результатов, а тот, кто хочет - всегда найдет возможность воплощения своих планов.